Тема «нас, казахов, притесняли, нам не давали пробиться наверх в советское время, и это продолжается по сей день» постоянно будируется в СМИ и соцсетях. Очередная такая  публикация появилась в «Фейсбуке» на днях. Можно было бы не обращать на нее внимания, если бы в качестве автора не выступил Галым Байтук, президент Альянса блогеров Казахстана, имеющий много подписчиков в ФБ и не возражающий, когда его с коллегами называют лидерами общественного мнения. Да и мимо заголовка трудно пройти  – «Расовая сегрегация KZ».

Казахи в футболе и хоккее

Существует ли расовая сегрегация в казахстанском спорте?

Свои «размышления» Байтук иллюстрирует примерами из казахстанского спорта. А поскольку спортивная тематика мне близка и как болельщику, и как журналисту, то проигнорировать его пост я просто не мог.

Автор пишет (здесь и далее стилистика и пунктуация сохранены): «К сожалению и в независимом Казахстане присутствуют примеры дискриминации казахов. Ладно с этими объявлениями о приеме на работу специалистов славянской внешности, об этом много говорят. Но вот вопрос давления на казахов в спорте очень ярко выражен. Хоккей, футбол, биатлон и ряд других видов спорта, куда многим талантливым спортсменам- казахам вход заказан».

Прежде чем что-то утверждать, человек, ответственный за свои слова, должен хотя бы «изучить матчасть». Но, похоже, Байтук считает это лишним. Взять упоминаемый им хоккей. На недавнем чемпионате мира среди женских команд за сборную Казахстана играли девять казашек, или более 40 процентов от всего состава. В молодежной сборной (до 20 лет), которая по итогам ЧМ впервые за долгие годы пробилась в элитный дивизион, были семеро парней-казахов. И это в виде спорта, который представители коренного этноса стали осваивать относительно недавно.

Теперь футбол. В последнем матче национальной сборной под руководством российского специалиста Александра Бородюка (отборочный поединок к чемпионату мира 2018-го с армянами) за нее играли семеро казахов, четверо с украинскими фамилиями, один грузин и еще один, этническая принадлежность которого нигде не указывается. В недавнем матче против болгар уже под руководством Станимира Стоилова состав главной команды страны был следующим: 8 футболистов с казахскими фамилиями, 2 – с русскими, 2 – с украинскими, 1 – с узбекской, 1 – с ингушской. В молодежной сборной казахи уже несколько лет составляют большинство. В клубах, участвующих в чемпионате страны, их тоже много: где-то до половины заявочного списка, где-то чуть меньше. Было бы больше, если бы часть вакансий не занимали заведомо более сильные легионеры из дальнего зарубежья – африканцы, южноамериканцы, экс-югославы и т.д. Но вопрос «привлекать иностранных футболистов или нет» - уже из другой оперы.

Третий вид спорта, который назвал Байтук, – биатлон. Ниже он добавил: «Вопиющий случай был в биатлоне, где выступал талантливый парень из ВКО - Диас Кенесов и которого мягко говоря взашей вытолкали из национальной сборной». Во-первых, автор переврал фамилию – не Кенесов, а Кенешев. Во-вторых, уроженца Урджарского района держали в сборной почти десять лет – до сезона 2015/16, когда ему исполнилось 30 и когда стало окончательно ясно, что ничего серьезного на международном уровне он не добьется. Его лучший результат в индивидуальных гонках на этапах Кубка мира – 70-е место. Однажды он прыгнул выше головы на мировом первенстве – 33-е место. А в остальном прозябал на 70-80-х позициях. Впрочем, и другие наши биатлонисты того поколения не  особо блистали. Поэтому был взят курс на резкое омоложение мужской сборной, и на Олимпиаду-2018 поехала обновленная команда.

В силу природно-климатических условий зимние виды спорта у нас культивируются в основном на севере и востоке страны, а также в Алматы – в регионах, где доля казахского населения до недавнего времени была низкой. Поэтому в 1980-х-1990-х годах более или менее конкурентоспособных спортсменов коренной национальности можно было пересчитать по пальцам одной руки: лыжник Каликан Нагомбаев (кстати, двукратный чемпион мира среди юниоров), конькобежка Кенжеш Сарсекенова… Но в последнее время ситуация стала меняться. Посмотрите динамику: если в 2002-м и 2006-м на зимних Олимпийских играх выступало по одному казаху, в 2010-м – четверо, то в 2014-м – уже десять, а в 2018-м – двенадцать (из 46). И наверняка в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться.

Кто навязал нам борьбу?

Или вот еще одна фраза Байтука: «Тогда почему мы не выигрываем на спортивных скачках, стрельбе из лука и метании копья?». Видимо, «главный блогер страны» не знает, что год назад казахстанские лучники сенсационно выиграли командное первенство на первом этапе Кубка мира (победив в финале действующих олимпийских чемпионов), а на втором стали серебряными призерами. Сегодня они занимают очень высокое третье место в мировом рейтинге. И из четырех лучников, добившихся столь впечатляющих результатов, трое – казахи: Ойбек Сайдиев, Султан Дузельбаев, Санжар Мусаев.  

Словом, Байтук создает искаженную картину. В результате он, пытаясь сыграть на национальных чувствах казахов и стремясь предстать  в образе их защитника, добивается совершенно противоположного эффекта: у людей, прочитавших его пост, может сложиться впечатление, что казахи ничего в спорте (за исключением единоборств) не добиваются. То есть, оперируя ложными фактами, он вольно или невольно принижает достижения своих соплеменников, которые на самом деле играют ключевые роли в различных национальных сборных, завоевывают медали крупных международных турниров.  

Заслуживает внимания и такой пассаж Байтука: «… сейчас в наши головы заложили правило, мол казахи по своему физическому сложению не могут конкурировать в ряде спортивных дисциплин с игроками других наций. И даже многие из нас принимают это на веру, и считают, что наш спорт это только единоборства. Полная чушь я скажу вам друзья».

Вопрос: кто «заложил» это правило? Например, очень почитаемый казахскими спортивными журналистами директор Республиканского колледжа спорта Амалбек Тшанов, бывший министр и экс-аким Жамбылской области, однажды в интервью так и заявил: «Казахи генетически предрасположены к единоборствам». Сами эти журналисты очень много пишут (в том числе книги), снимают телепередачи и документальные фильмы о Серике Конакбаеве, Жаксылыке Ушкемпирове, Абильсеите Айханове, Даулете Турлыханове, то есть о борцах и боксерах. И, напротив, крайне редки публикации о пятиборце Тимуре Досымбетове, велогонщике Марате Сатыбалдиеве, ставших в советское время чемпионами мира. Хотя тот же Сатыбалдиев может рассказать много интересного, о чем сужу по нашему разговору с ним. Иначе говоря,  сама же казахская спортивная общественность (не вся, но значительная ее часть) формирует такое мнение: дескать, бокс и борьба – это наше все, а остальные виды – лишь постольку-поскольку.

Да и политика, проводимая спортивным руководством страны с момента обретения независимости, была ориентирована, главным образом, на культивирование единоборств, а позже еще и тяжелой атлетики, поскольку в них казахстанцам легче завоевывать олимпийские медали. Легче в силу скромных финансовых запросов этих видов спорта и относительно невысокого уровня мировой конкуренции в них – по сравнению с легкой атлетикой, плаванием, игровыми видами, которым отдают предпочтение наиболее развитые и богатые страны мира… Поэтому большинство казахских мальчишек и девчонок шли в секции бокса и борьбы.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство. Единоборствами можно заниматься в любом ауле. Тогда как многими другими, особенно требующими больших залов и бассейнов, дорогостоящих снарядов и инвентаря, – только в городах, да и то не во всех. До недавнего времени казахи были преимущественно сельскими жителями, но теперь они стремительно урбанизируются. И посмотрите, сколько за последние годы появилось казахов и казашек в сборных Казахстана по фехтованию, плаванию, фигурному катанию, спортивной гимнастике, гребле на байдарках и каноэ, лыжной акробатике, шорт-треку! Тут тебе и циклические виды, и силовые, и эстетические, и экстремальные…

То есть вопрос действительно не в генетических особенностях какого-то этноса (хотя в отдельных случаях они, наверное, играют определенную роль), а в условиях для занятий тем или иным видом спорта. Здесь Байтук прав, но адресовать свой пассаж ему следовало совсем другим людям.

Слова против фактов  

Еще одна цитата из поста Байтука: «Мне много поступало жалоб от родителей казахов, чьи дети не могут попасть в команды мастеров по игровым видам спорта». Вы можете представить себе футбольного или хоккейного тренера, который отказывается брать в свою команду молодого талантливого игрока только потому, что он казах, русский или кореец? Если такие и встречаются, то это «самоубийцы». Тренер команды мастеров –  человек, нанятый профессиональным клубом, – получает зарплату, которая многим обывателям даже не снилась, и, чтобы его не лишили хлебной должности, он легко пожертвует ради результата своими националистическими убеждениями, если таковые у него есть. И не станет смотреть на разрез глаз или цвет кожи, если игрок способен обеспечить этот самый  результат.

Родители очень часто переоценивают таланты и возможности своих чад – впрочем, как и  сами молодые спортсмены. Отсюда обычно и проистекают жалобы на то, что им якобы не дают ходу. Вот и Байтук пишет про себя: «Помню когда я играл в русский хоккей (бенди) меня не брали на серьезные соревнования, хотя не уступал в мастерстве другим игрокам славянской внешности». Но кто в данном случае оценивал уровень его мастерства? Он сам?  И с какой стати мы должны принимать на веру его оценку собственных талантов?

На днях у меня в «Фейсбуке» возник спор с другим журналистом. Он – активный сторонник версии, поддерживаемой многими казахскоязычными СМИ, о том, что спортсменов-казахов в советские годы откровенно зажимали. В частности, речь зашла об упомянутом выше борце Абильсеите Айханове. Мол, его, однажды ставшего чемпионом СССР, не брали в сборную Союза, а потом засуживали арбитры именно потому, что он был казахом. В качестве аргумента приводятся воспоминания самого борца и его тренера, то есть людей заинтересованных, объективность которых сомнительна.

В таких случаях (тем более что ни у меня, ни у моего оппонента нет других доказательств, ни я, ни он не видели тех турниров – все-таки первая половина 1960-х), я больше склонен доверять документам и фактам. А они свидетельствуют о том, что Айханов поднимался на пьедестал почета союзного первенства лишь тогда, когда первые номера сборной СССР Александр Медведь из Белоруссии и Александр Иваницкий, родившийся на Украине, боролись в другой весовой категории. Двое последних в период с 1961-го по 1967-й, выступая в двух самых тяжелых весах, выиграли все «золото» чемпионатов мира и Олимпиад. То есть они были действительно сильнейшими на планете. Замена их означала определенный риск, идти на который  спортивное руководство СССР, озабоченное медалями и победой в противостоянии с США, не желало.

Безусловно, Айханов - тоже очень одаренный и заслуженный борец, но ему не повезло выступать в одно время с двумя такими гигантами. Родись он  чуть раньше или чуть позже – может (и скорее всего), его карьера сложилась бы более удачно. Но зачем приплетать сюда этнический фактор? К тому же мы знаем немало примеров, когда казахи в составе сборной СССР становились призерами Олимпиад и чемпионатов мира – Досымбетов, Сатыбалдиев, Конакбаев, Ушкемпиров, Гусман Косанов, ватерполисты, хоккеисты на траве. Ведь им никто не закрывал дорогу.  

Игры патриотов

Вообще, принимать на веру слова самих спортсменов надо с большой осторожностью. Тем более когда они утверждают, что их якобы гнобят по причине принадлежности к той или иной национальности.

Во второй половине «нулевых» годов я работал в республиканской газете «Sport&KS». И из публикаций наших журналистов наибольшее количество просмотров, по несколько десятков тысяч, собрали  два интервью. Первое – с молодым тогда еще футболистом столичного «Локомотива», переименованного позже в «Астану», Жамбылом Кукеевым, который рассказал в том числе о конфликте с главным тренером россиянином Сергеем Юраном (заголовок: «Юран запрещал разговаривать на казахском»).  Второе – с «летающим лыжником» Радиком Жапаровым, который жаловался на то, что главный тренер сборной Дионис Воднев третирует подопечных-казахов. И чем все закончилось? Юран, упрекавший Кукеева в нежелании «пахать» на тренировках, в конце сезона ушел, а сменивший его немец Хольгер Фах сослал Жамбыла в «дубль» за нарушение дисциплины. Талантливого, но нетребовательного к себе футболиста хватило еще на два-три года, после чего его карьера (а было-то ему всего 24) стремительно пошла по наклонной – большой спорт не терпит легковесного к себе отношения. В сборной Казахстана по прыжкам с трамплина спустя пару месяцев после интервью Жапарова тоже сменился главный тренер, но и с заступившим на этот пост Кайратом Биекеновым обличитель не смог ужиться и вскоре оставил спорт, хотя был самым талантливым в команде. Согласитесь, очень показательные примеры.

Но вернемся к Байтуку. Понятны мотивы, которыми он руководствовался, публикуя свой пост, - желание заработать лишние очки в глазах казахов, прослыть патриотом. Популизм, одним словом. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы он не исходил из изначально ложных посылов. Да и вообще, полагаю, что настоящие, в моем понимании,  казахи вполне самодостаточны и не нуждаются в том, чтобы их все время жалели и представляли как жертв чьих-то козней.

Вволю пофантазировав на тему «Кто виноват?», Байтук завершает свой пост столь же классическим вопросом: «Что делать?». И  добавляет:  «Как нам стать конкурентоспособными в своей стране?».   

Думаю, ответ очевиден: перестать ныть и плакаться, буквально упиваясь старыми обидами, обвиняя в своих неудачах других, – и наконец-то заняться самими собой. Серьезно заняться…