Пандемия коронавируса изрядно подпортила планы Казахстана войти в обозримой перспективе в топ-50 привлекательных стран для путешествий. Как известно, такую цель ставили разработчики Госпрограммы развития туристской отрасли РК на 2019-2025 в лице профильного министерства, НПП «Атамекен» и представителей отечественного турсообщества. Впрочем, даже в условиях ограничительных мер и закрытых границ инициаторы новой стратегии не опускают руки. На 2021-й год они дополнительно приняли Дорожную карту развития туризма, призванную восстановить отрасль и многократно усилить ее потенциал.

Столь пристальное внимание к сфере туризма вполне объяснимо. Во всем мире это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики (третье место после экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей), которая занимает 10 процентов мирового ВВП, 30 процентов международного экспорта услуг, 7 процентов инвестиций и 5 процентов всех налоговых поступлений. Кроме того, в туристской индустрии занят каждой десятый житель планеты - 10 процентов глобального рынка труда. А в отдельных странах она обеспечивает половину и даже более доходов населения... По крайней мере, так было до коронавирусного кризиса. Последний, увы, серьезно подкосил позиции туризма, снизив его вклад в мировой ВВП более чем вдвое. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), подготовленного совместно с Oxford Economics, в прошлом году из-за последствий пандемии он сократился до 5,5 процента.

Что касается Казахстана, то, несмотря на значительный туристско-рекреационный потенциал, ему пока еще далеко до таких высоких показателей. Причина – в недоразвитости отрасли, признают сами чиновники. Как следствие, доля туриндустрии в ВВП страны до введения карантина составляла максимум 2 процента, да и то за счет трудовых мигрантов. С целью увидеть местные красоты и достопримечательности иностранцы к нам едут куда реже... По мнению специалистов, переломить эту тенденцию можно и крайне важно, но для этого потребуется много усилий и времени. Дорожная карта – лишь один из шагов по усилению социально-экономического эффекта отечественного туризма, но она способна стать тем ярким толчком, который сдвинет развитие отрасли с мертвой точки, уверены они.

Документ преследует две ключевые задачи - комплексно подготовить туристскую инфраструктуру к посткарантинному периоду и развить перспективные национальные турпродукты. Для этого сейчас активно осуществляются экспедиционные исследования по ремесленничеству, агро-, эко- и медицинскому туризму. Ведется работа по легендированию популярных и новых туристических маршрутов, инвентаризации санаторно-курортных объектов, подготовке соответствующих кадров. Кроме того, реализуется пилотный проект «Живые уроки» по организации образовательных экскурсий для школьников, в ходе которых они получают возможность изучать привычные школьные предметы (к примеру, историю, физику, биологию) в совершенно новом формате – в музеях, учреждениях культуры, научных лабораториях, промышленных предприятиях или просто во время походов на природу. К проекту уже примкнули Нур-Султан, Алматы, Акмолинская, Жамбылская и Туркестанская области.

Дорожная карта служит дополнением к масштабной Госпрограмме развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы. Задача последней заключается как раз таки в доведении доли туризма в общем объеме ВВП Казахстана до не менее 8 процентов. Решать ее планируется путем повышения качества туристских продуктов и услуг, обеспечения транспортной доступности туристских дестинаций и объектов, снижения барьеров и стратегическим планированием отрасли. На реализацию программы из республиканского бюджета в общей сложности обещают выделить более 1,3 триллиона тенге.

«Низкие показатели туристской отрасли Казахстана в международных рейтингах (81-е место по конкурентоспособности туризма, 99-е по эффективности использования природных ресурсов, 97-е по уровню сервиса туристских услуг и т.д.) позволяют сделать вывод, что прилагаемых государством усилий (93-е место по системной поддержке отрасли) недостаточно для существенного прорыва в сфере туризма. Страна является «зарождающейся туристской дестинацией» с ограниченной инфраструктурой туризма, в которой не хватает туристских продуктов и услуг, и которая практически не существует на мировом рынке туризма. В таких условиях есть очевидная необходимость вмешательства государства в плане обеспечения базовой инфраструктуры туризма, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в разработку продуктов, формирования позитивного восприятия страны как туристской дестинации, - пишут разработчики программы.

По их мнению, для достижения этих целей, прежде всего, важно решить задачу повышения уровня развития туристских ресурсов, которые бы стали основным двигателем спроса у иностранных граждан. Правда, на раскрытие потенциала всех известных туристских объектов страны, а их более ста, выделенных средств не хватит. Поэтому было решено провести диагностику их состояния и выбрать наиболее привлекательные, уникальные и значимые в историко-культурном плане. В итоге была сформирована так называемая Карта туристификации, в которую в том числе вошли сакральные объекты по программе модернизации общественного сознания «Рухани Жаңғыру», памятники ЮНЕСКО и Великого Шелкового пути.

На следующем этапе были отобраны ТОП-10 приоритетных объектов республиканского уровня с потенциальным экономическим эффектом, на решение проблем и развитие которых будет направлена первая очередь инвестиций.

1. Это озеро Алаколь - с потенциалом 2,5 миллиона туристов в год (текущий поток - 772 тысячи туристов в год);

2. горный кластер Алматинского региона - с потенциалом 2,5 миллиона туристов в год (текущий поток - 500 тысяч);

3. Щучинско-Боровская курортная зона - с потенциалом 2 миллиона туристов в год (текущий поток - 750 тысяч);

4. Баянаульская курортная зона - с потенциалом 450 тысяч туристов в год (текущий поток - 200 тысяч);

5. Имантау-Шалкарская курортная зона - с потенциалом 400 тысяч туристов в год (текущий поток -130 тысяч);

6. озеро Балхаш - с потенциалом 400 тысяч туристов в год (текущий поток - 130 тысяч);

7. развитие историко-культурного туризма Туркестана - с потенциалом 1,5 миллиона туристов в год (текущий поток - 500 тысяч);

8. развитие пляжного туризма Мангыстау - с потенциалом 750 тысяч в год;

9. развитие MICE туризма в городе Нур-Султан - с потенциалом 1 миллион туристов в год;

10. развитие туристской зоны «Байконур», как развлекательного туристского хаба - с потенциалом от 250 тысяч до 500 тысяч туристов в год.

Что касается практической части госпрограммы, то она включает в себя десять системных мер со значительным социально-экономическим эффектом, в основу которых лег опыт таких туристских держав как США, Канада, Франция, Испания, Турция и ОАЭ. Под «социально-экономическим эффектом» авторы документа подразумевают, во-первых, повышение количества рабочих мест - с 427 до 650 тысяч, в том числе 72 тысячи в отдаленных сельских местностях. Во-вторых, увеличение численности самих туристов (оставивших в экономике страны до 2 тысяч долларов) с 3 миллионов иностранных и 9 миллионов – внутренних. В-третьих, привлечение 2 триллионов тенге, 70 процентов из которых составят частные инвестиции. И, в-четвертых, рост доли туризма в структуре ВВП страны - с 9,6 миллиардов до 16 миллиардов долларов США.

Среди этих мер: создание, как выше уже было отмечено, приоритетных туристических мест, в рамках развития которых будет реализовано более 200 инвестиционных проектов. Привлечение бизнеса для развития особо охраняемых природных территорий. Обеспечение туристских дестинаций санитарно-гигиеническими узлами в рамках государственно-частного партнерства. Обязательная классификация мест размещения туристов на базе стандартов пяти звезд в целях повышения качества сервиса. Введение туристских взносов «Bed Tax» для иностранных граждан, проживающих в дорогих отелях (2–4 доллара за сутки). Усовершенствование системы e-Hotel. Расширение 72-х часового безвизового транзита, а также оптимизация ранее введенного механизма «e-Visa». Внедрение с 2022 года системы «TaxFree» (возврат суммы налога на добавленную стоимость) по опыту стран Евросоюза. Усиление контроля за деятельностью гидов-переводчиков путем внедрения механизмов их сертификации. И обеспечение транспортной доступности туристских объектов и дестинаций.

При этом основной акцент будет сделан на формирование собственного туристского бренда, который будет характеризовать уникальные особенности Казахстана, его национальные традиции, историю, самобытную культуру, гостеприимство казахского народа и прочее. Одним словом, это будет целостный образ, по которому страну начнут идентифицировать в мировом сообществе. Плюс будет разработана комплексная и централизованная система его продвижения через средства массовой информации, интернет-ресурсы, соцсети, документальные фильмы, наружную рекламу, буклеты, путеводители, флаеры и тематические каталоги.

Обеспечение и повышение эффективности вложения государственных средств и ресурсов в популяризацию отечественного туризма как внутри страны, так и на международном рынке будет осуществляться за счет сформированной эффективной системы маркетинговых коммуникаций по продвижению туристских продуктов и услуг.