С каждым годом в Казахстане все более активно используются возможности государственно-частного партнерства (ГЧП). Эта форма сотрудничества охватывает самые разные сферы, но чаще всего к ней прибегают для решения проблем в системе образования, включая дошкольное воспитание, в здравоохранении, при реализации инфраструктурных проектов, направленных на развитие культуры, спорта, туристической отрасли…

ГЧП в Казахстане в тех или иных формах существовало и раньше, но активная фаза его применения началась с принятием в 2015-м Закона РК «О государственно-частном партнерстве», который заложил правовые основы под этот формат деятельности. Если до появления упомянутого законодательного акта общее количество заключенных договоров в целом по стране исчислялось несколькими десятками, то только в 2017-м их было подписано 160. А на начало нынешнего года число проектов, уже реализованных и еще реализуемых в рамках ГЧП, достигло цифры 863, а суммарная их стоимость приблизилась к полутора триллионам тенге.

Такое партнерство является взаимовыгодным. Государство передает бизнесу часть своих обязательств (прежде всего, социальных) перед населением, тем самым разгружая расходные статьи бюджета, что особенно важно в условиях нынешних экономических трудностей, и получая возможность направить сэкономленные средства на иные цели. В свою очередь, предприниматели, работая в «одной упряжке» с государством, заручаются его поддержкой и определенными гарантиями, что позволяет им смело инвестировать в различные проекты. Они могут рассчитывать на софинансирование из бюджета, на предоставление им земельных участков, натурных грантов, на получение права пользоваться объектами коммунальной собственности, на помощь местных властей в прокладке к объектам ГЧП транспортных и инженерных коммуникаций. А главное – выигрывает население, для которого более доступными становятся образовательные, медицинские и прочие социальные услуги. Плюс создаются новые рабочие места.

Яркой иллюстрацией того, какой эффект может принести государственно-частное партнерство, является сфера дошкольного образования и воспитания. На начало 2015-го им в целом по стране было охвачено чуть больше 80 процентов детей в возрасте от трех до шести лет. А всего через четыре года данный показатель достиг 97,1 процента, хотя за этот период количество малышей в Казахстане еще больше возросло. И решающую роль здесь сыграло именно ГЧП. Только в 2019-м появилось свыше пятисот частных детских садов и мини-центров, и, главным образом, благодаря этому количество мест в дошкольных учреждениях увеличилось сразу на 167 тысяч, вплотную приблизившись к миллиону. А доля частного сектора в данной сфере сегодня уже превысила 40 процентов.

Другое важное направление, где успешно применяется ГЧП, – это организация питания учащихся общеобразовательных учреждений. Большинство школ, имеющихся в Казахстане, были построены в 1960-80 годах, и потому в их столовых обычно нет оборудования, соответствующего современным требованиям. Модернизировать в короткие сроки все эти объекты, чтобы наладить качественное и безопасное приготовление пищи для детей, местные власти, в ведении которых находятся школы, не в состоянии, поскольку ограничены в финансовых ресурсах. Предприниматели, берущие столовые в аренду, не горят желанием инвестировать в них, поскольку, согласно закону о госзакупках, поставщики услуг могут меняться каждый год, а значит, долгосрочные вложения им ни к чему. И в такой ситуации выходом из положения становится государственно-частное партнерство: оно позволяет заключить договор с субъектом бизнеса на срок до 50 лет, а за это время инвестиции можно окупить несколько раз. И такая форма сотрудничества уже активно применяется во многих областях республики.

Другая проблема связана с дефицитом ученических мест. После тяжелых 1990-х, когда страна пережила социально-экономический кризис, вызвавший в том числе снижение рождаемости, в Казахстане наступили «тучные» годы, и с середины «нулевых» начался уже бэби-бум. Именно родившиеся тогда и чуть позже сейчас сидят за школьными партами. За последние четыре года количество учащихся общеобразовательных учреждений увеличилось с 2,8 до 3,4 миллиона. Одних только первоклассников стало больше почти на 50 тысяч. Такой количественный рост сопровождался и процессом дальнейшей урбанизации. Как следствие, в городах, особенно в самых крупных (республиканского значения) и в ряде областных центров число детей школьного возраста значительно выросло. Да, вводились новые школы, но темпы их строительства не поспевали за динамикой демографических изменений и миграционными потоками.

Поэтому сейчас есть немало учебных заведений, где приходится проводить уроки в три смены, где в классах сидят по 35-40 детей при норме 25. Вспомните, например, как год назад в Шымкенте, чтобы решить данную проблему, хотели даже переоборудовать под школы часть ресторанов, которые лишились клиентов из-за пандемии. А в целом по стране, как сообщила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова, к 2025 году дефицит ученических мест может достичь 474 тысяч.

И здесь опять же серьезным подспорьем может стать, и уже становится, государственно-частное партнерство. Например, в том же Шымкенте в феврале нынешнего года была открыта новая школа на тысячу мест, построенная в рамках ГЧП и оснащенная всем необходимым. Еще одна такая же возводится в другом районе города. И в ближайшие годы количество таких объектов будет увеличиваться – во всяком случае, у местных властей большие планы в этом отношении. В Нур-Султане, Алматы, Талдыкоргане готова заняться строительством школ в партнерстве с государством компания BI Group, являющаяся одним из двух лидеров на строительном рынке Казахстана.

Формат ГЧП все более активно применяется не только при возведении новых образовательных объектов, но и в самой системе обучения. Речь идет о размещении госзаказа в частных школах – такое разрешение акиматам было дано три года назад, что стало логическим продолжением реализации механизма подушевого финансирования (по принципу «деньги идут за учеником»). Это способствовало увеличению количества частных общеобразовательных учреждений: только в позапрошлом году их стало больше почти на 60, или в полтора раза. Местные власти получают возможность «разгрузить» государственные школы, а у родителей появляется выбор, где обучать детей.

Механизм ГЧП задействован и для решения проблемы нехватки студенческих общежитий. Например, в 2019-м таким образом было введено около девяти тысяч новых мест. Но в феврале следующего года, выступая на заседании Национального совета общественного доверия, президент страны Касым-Жомарт Токаев призвал обеспечить более высокие темпы строительства: «Для безопасного и комфортного проживания студентов в течение ближайших пяти лет предстоит построить общежития не менее чем на 90 тысяч мест». То есть, в среднем по 18 тысяч ежегодно.

В Казахстане уже накоплен достаточный опыт государственно-частного партнерства, совершенствуется его правовая и нормативная база. Так, в начале нынешнего года в Закон о ГЧП были внесены изменения, которые предусматривают организацию аукционов при выборе частных партнеров (в соответствии с международной практикой), усиление требований к их финансовой состоятельности, введение принципа «ценности для населения» и т.д. Все это позволяет надеяться на то, что такой формат сотрудничества государства с бизнесом будет расширяться и наполняться качественно новым содержанием.