Со сменой парадигмы развития в нашем массовом сознании произошла коренная ломка многих ценностей. В частности, это отразилось на восприятии самых востребованных прежде профессий, особенно относящихся к производственной сфере. Некогда уважаемые рабочие специальности с гарантированной зарплатой отошли на периферию массового сознания.

О том, возможна ли реанимация престижа некогда ценимых и востребованных профессий и какова в этом роль системы технического и профессионального образования, мы беседуем с Владимиром Литвиненко, начальником отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области.

Низкая зарплата – низкий престиж

- С вашей точки зрения, в нашем обществе возможно реанимировать престиж рабочих профессий: каменщика, бетонщика, механизатора, слесаря. В чем, на ваш взгляд, базовая причина падения престижа этих профессий?

- Престиж рабочих профессий был, есть и будет, и никуда он не уйдет. Это мое глубокое убеждение. Что касается традиционных профессий – бетонщика, механизатора, слесаря, каменщик и других, то они на сегодняшний день по-прежнему востребованы. Особенно это касается профессий, связанных со строительной отраслью и сельским хозяйством. Но, к сожалению, на сегодняшний день все упирается не столько в систему подготовки кадров, сколько в принципы оплаты труда, а также обеспечение престижности востребованных профессий оставляет желать лучшего.

Для того, чтобы поднять престиж рабочих профессий, необходимо несколько вещей:

- регулярная пропаганда (реклама) рабочих профессий в СМИ;

- создание популярного веб-ресурса, своего рода трибуны для представителей этих профессий;

- проведение конкурсов среди рабочих;

- создание конкурентоспособного социального пакета для рабочих;

- реформирование профессионального образования по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Есть еще одна причина падения престижа рабочих профессий. Возьмем ту же строительную отрасль. Даже если руководитель какой-то строительной компании готов платить достойную зарплату, то сделать это на практике он не может. Почему? Потому что подходы к этому вопросу явно устарели. Процесс государственных закупок и процесс разработки проектно-сметной документации затягивается на длительное время. А ситуация на рынке меняется очень быстро и, когда начинается непосредственно строительство, изначально заложенные сметы устаревают на два-три года. Работодатель вынужден платить ту зарплату, которая устанавливалась те же два-три года назад. Но ведь ценовая ситуация уже несколько иная и заложенный первоначально уровень зарплат перманентно отстает от цен на потребительском рынке. То есть сама процедура формирования заработной платы не позволяет своевременно ее повышать. В совокупности все эти факторы объективного и субъективного порядка, так или иначе, сказываются на престиже профессий. Разве может быть привлекательной профессия с низким уровне оплаты?

Эпоха энтузиастов прошла

- Нынешние подходы к вопросам организации технического и профессионального образования могут способствовать перелому массового сознания по отношению к этим профессиям?

- В последние годы в системе ТиПО происходят большие изменения, но при этом формирующиеся новые подходы не всегда и не во всем способствуют переменам в массовом сознанию по отношению к рабочим профессиям.

Почему так происходит? Во многом из-за того, что в большинстве своем студентам колледжей неинтересно учиться. Опять же вопрос - почему? Потому что упор делается на теоретическое натаскивание, чем на привитие практических навыков. Даже если они приходят на практику, то они, как правило, не обучаются своей будущей профессии, а чаще всего заняты выполнением какой-то рутинной работы, меньше всего имеющей отношение к их профилю. Допустим, если он будущий плиточник, то занят не процессом выкладки плитки, а выполняет роль разнорабочего, убирающего за плиточником мусор. То есть он не занят приобретением конкретных навыков и умений по своей будущей специальности. В итоге получается так, что раз нет соответствующего обучения, то нет и заинтересованности.

Хотя за последние годы были осуществлены баснословные финансовые вливания в систему ТиПО, в значительной степени была обновлена материально-техническая база, но утверждать, что все это используется с должным эффектом, я бы не взялся. С моей точки зрения, если закуплено новое оборудование, то оно и использоваться должно с соответствующей отдачей, будь то производство востребованной продукции или оказание каких-то конкретных услуг. Для этого должны быть такие походы, когда студенты, которые обучаются или проходят практику на этом оборудовании, должны получать определенные дивиденды за свой труд от реализации производимой ими продукции. То есть здесь должна быть прямая заинтересованность, в том числе и материального свойства.

Сегодня уже не то время, когда люди с энтузиазмом включаются в какой-то процесс, поддаваясь исключительно идеологической пропаганде. Времена уже не те и, если что-то интересно или выгодно, то молодежь будет этим заниматься. Если нет, то они и близко не подойдут. Поэтому нужно менять подходы. Необходимо создавать условия, чтобы была заинтересованность в обучении и получении профессии. Молодые люди должны быть уверены и иметь гарантии, что по окончании обучения они будут иметь реальные дивиденды от приобретенной профессии.

Анализируя подходы к развитию системы ТиПО, я пришел к выводу, что все должно быть не так, как это происходит сейчас. Что я имею в виду? Считаю, что в обязательном порядке после окончания 9 классов все стопроцентно должны уходить на качественной иной уровень образования, или хотя бы 80% учащихся, Причем именно в систему ТиПО. Тем более, что сегодня такая возможность есть. И все должны пройти там разный уровень подготовки.

При этом те, у кого срок обучения четыре года, после двухлетнего прохождения конкретного модуля должны получать определенную квалификацию и, если нет желания продолжать обучение, то идут работать. Если проходишь все четыре года обучения, то получаешь соответствующую квалификацию как специалист среднего звена, и после этого этапа можно смело идти в вуз. То есть должна быть постепенная, поэтапная подготовка. Мы не изобретаем ничего нового. Такая система существует и показала свою эффективность, например, в Норвегии, которая сегодня входит в когорту передовых стран мира. Сегодня имеем ситуацию, когда после 9 класса часть учащихся уходит в систему ТиПО, а другая остается в школе и нацелена на вуз. Но нужно ли нам сегодня такое количество специалистов с дипломом вуза? Конечно же, нет. В итоге заметная часть молодых людей, закончивших школу, но не сумевших поступить в вуз, остаются ни с чем. А поступать в колледж уже не с руки.

Поэтому нам нужно коренным образом пересмотреть существующую систему образования и подготовки кадров, чтобы повысить их эффективность. Нужно сделать так, чтобы в школе оставались самые способные и подготовленные ученики, которым будет по плечу вузовская планка. Но основная масса учеников должна получить элементарные знания, навыки и умения прикладного характера.

Пока же в целом наша система образования на всех этапах готовит учащихся по старинке. Упор делается на теоретическую подготовку, а практических квалификационных навыков фактически никаких не дается. Диплом есть, какие-то теоретические знания есть, а практических навыков и умений ноль. И какому работодателю нужен такой специалист? Отсюда и большинство наших проблем.

«Человек труда» - анахронизм?..

- Возвращаясь к первому вопросу, хотелось бы понять, понятие «человек труда» - это уже окончательный анахронизм?

- Не думаю, что это понятие стало окончательным анахронизмом. Человек труда был, есть и будет. Другой дело, что меняется характер и специфика труда. В скором времени уйдут в небытие многие профессии, появятся новые, которые уже внесены в атлас профессий. Поэтому можно предположить, что самое понятийное наполнение той или иной профессии наполнится качественно новым содержанием. К примеру, профессия токарь во второй половине прошлого века и токарь дня сегодняшнего – это не совсем одно и то же. Сегодня в этой профессии без знания IT-технологий, без умения составлять программы и применять их на практике делать практически нечего. Это же касается и многих других специальностей. Зайдите в парикмахерскую и сравните, какой уровень технологической оснащенности был раньше и каков он сегодня. Это же небо и земля, хотя, наверняка, многие по шаблону думают, что парикмахер – профессия как бы консервативная.

А взять, к примеру, офис-менеджера, в прежние времена – секретаря в приемной. В этом сегменте функциональные требования и нагрузки возросли в разы – это и кадровик, и делопроизводитель, и коммуникативщик. То есть содержание каждой профессии, каждой квалификации меняются в корне. Это объективный и закономерный процесс, который будет только ускоряться и выдвигать все новые и новые требования.

Хочу заметить, что сама постановка вопроса, по моему мнению, выглядит не совсем корректной. Возможно уже не человек труда, а скорее человек, обладающий компетенциями. И важным будет даже не уровень диплома, обладателем которого вы будете являться – колледж или магистратура. Главным критерием будет то, какими компетенциями вы будете обладать и насколько качественно вы сможете выполнять определенный вид деятельности, который на данный момент востребован на рынке труда. В таких условиях процесс обучения станет непрерывным и постоянным. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, одного диплома, одной квалификации уже будет недостаточно.

Устаревшие стереотипы и новые технологии мышления

- Понятно, что мы не самая передовая в технологическом отношении страна, но тем не менее, казахстанская система ТиПО на сегодняшний день способна готовить специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики – IT-технологий, аэрокосмической промышленности, гражданской инженерии и строительства, экологии и биомедицины? Или это сфера компетенции системы высшего образования?

- Я считаю, что пора отходить от устаревших стереотипов восприятия образования – или только высшее, или только ТиПО. С моей точки зрения, невозможно подготовить хорошего специалиста с высшим образованием, пока он не пройдет все ступени профессиональной подготовки. То есть для того, чтобы стать хорошим инженером, необходимо получить определенную рабочую квалификацию. Необходим, во-первых, опыт. Во-вторых, умение. В-третьих, понимание. В-четвертых, знания. В-пятых, тебе проще управлять тем, что ты знаешь. В-шестых, ты должен быть примером профессионализма. Поэтому все, что связано с передовыми современными технологиями – IT-технологиями, аэрокосмической отраслью, нанотехнологиями, биотехнологиями – как правило, базируется на открытиях и новациях небольшой группы первооткрывателей, а все остальные должны быть специалистами высокой квалификации. Но при этом, независимо от уровня своего образования, будь то колледж или университет, должны обладать высоким уровнем компетенции в своем профессиональном сегменте.

Тут есть один весьма принципиальный момент. Что есть инновации? Инновации есть привнесение нового. И тут стоило бы вспомнить хорошо забытое старое. Мы забыли о ТРИЗ-педагогике.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) это технология, которая помогает повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз. ТРИЗ помогает эффективно решать различные технические и производственные задачи и находить сильные, прорывные решения.

Сейчас ТРИЗ активно используется на производственных предприятиях для решения различных технических проблем, также она используется в рекламе, в маркетинге, в управлении. Такое широкое использование не удивительно – в любой интеллектуальной деятельности будет востребован инструмент, который работает как «катализатор для мозга».

ТРИЗ включает в себя различные инструменты и методы и в зависимости от того, какую задачу проблему необходимо решить – подбирается оптимальный инструмент ТРИЗ. Из-за своего богатого арсенала ТРИЗ можно назвать не только методом, алгоритмом, но и полноценной технологией и даже определенным способом мышления.

Еще одна важная особенности ТРИЗ заключается в том, что она помогает выйти за пределы обыденного, стереотипного мышления. Психологическая инерция мышления – это один из главных врагов не только изобретательства, но и мышления в целом. Как бы мы ни хотели, мы не можем «выключить» стереотипы и представления, которые живут в нашем мозгу. Но именно они создают стену, которая отделяет нас от новых идей и прорывных решений. Для того, чтобы решить проблемы, необходимо выйти за границы проблемы, и ТРИЗ великолепно помогает это сделать.

В расшифровке понятия ТРИЗ звучит слово «изобретательских» и, действительно, изначально данная концепция создалась для решения изобретательских задач. Но будет огромной ошибкой считать, что «изобретательские задачи» касаются только профессиональных изобретателей. ТРИЗ – это универсальная технология создания новых идей и эффективного решения различных проблем. Сегодня на любом производственном предприятии есть задачи, которые могут быть успешно решены методами, которые предлагает эта технология.

Без умения что-то новое создавать и изобретать двигаться вперед невозможно. Но новые идеи не возникают спонтанно на голом месте. Новое рождается на фундаменте аккумулированного опыта. Таковы непреложные законы эволюции человеческого общества и технологического прогресса. Поэтому без развитой системы ТиПО мы не сможем добиться существенного прорыва в технологической сфере. Она была и остается основой научно-технического прогресса в любом передовом современном обществе. Без знаний, навыков, которые человек получает в системе ТиПО, создать что-то новое, прорывное практически невозможно.