Пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием для бизнеса, особенно малого и среднего. Благодаря антикризисным мерам поддержки, предусмотренным государством в период карантина, многим из них удалось удержаться на плаву и даже укрепить позиции. Однако для полного восстановления МСБ требуются дополнительная помощь, считают эксперты.

В этой связи президент Касым-Жомарт Токаев в рамках своего третьего Послания народу Казахстана поручил снизить нагрузку на фонд оплаты труда, сделав ее более понятной и простой. В частности, он предложил внедрить для микро- и малого предпринимательства единый платеж с фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34 до 25 процентов. По его мнению, это в том числе простимулирует бизнес «вывести из тени» тысячи сотрудников, которые смогут стать полноценными участниками пенсионной системы, систем социального и медицинского страхования. При этом он подчеркнул, чтобы «в данном вопросе не было кампанейщины, для чего необходимо подготовить соответствующие платежные системы, дабы избежать сбоев и издержек для бизнеса». Согласно его поручению, система должна заработать с 1 января 2023 года.

Примечательно, что на сегодняшний день более 50 процентов предприятий в секторе МСБ руководят женщины. И именно они по объективным причинам больше мужчин-предпринимателей пострадали в результате коронокризиса. К таким выводам в частности пришли аналитики AERC (Центра исследований прикладной экономики), которые провели исследование по выявлению проблем женщин-предпринимателей в условиях чрезвычайного положения. Проект был осуществлен при поддержке Национальной комиссии по делам женщин и семьи при президенте РК и структуры ООН «Женщины в Казахстане».

Как показали результаты проведенного AERC социологического опроса, женщины-предприниматели гораздо острее ощутили кризис, вызванный пандемией, нежели их коллеги мужчины. Во-первых, потому, что они больше задействованы в тех видах деятельности, которые характеризуются нестабильностью (индустрия красоты, общественное питание, оптово-розничная торговля). Во-вторых, в период карантинных ограничений на их плечи дополнительно легла увеличившаяся нагрузка по ведению дел в домашнем хозяйстве. Почти каждая вторая предпринимательница стала больше времени тратить на обучение, развитие навыков и воспитание детей (50,2 процента), уход за ними (47,6 процента), организацию детского досуга (44,6 процента), а также уборку в доме (48,1 процента), приготовление еды (45,9 процента) и т.д.

«Скорее, это является особенностью неформальных институтов (традиции, обычаи), сложившихся в стране, в рамках которых женщины по-прежнему больше мужчин задействованы в ведении домашних дел, воспитании детей и другом. Но данный фактор не может быть напрямую задействован в мерах государственной поддержки, поскольку выделение женщин-предпринимателей в отдельную категорию при предоставлении поддержки по этому принципу (большего участия в ведении домашних дел) не согласуется само по себе с принципами гендерного равенства. Но есть другие способы решения основных проблем ведения малого и среднего бизнеса с помощью мер государственной поддержки», - отмечают авторы исследования.

В целом среди опрошенных представителей МСБ помощь от государства в лице местных исполнительных органов получили 35,9 процента. Однако женщины чаще сетовали на то, что эта помощь была недостаточной или недоступной – 46 процентов (среди мужчин – 42,9 процента). В то же время они более активно пользовались возможностью отсрочки кредитных платежей– 45,5 процента (мужчины – 30,1 процента) и чаще подавали заявки на льготное кредитование - 17,2 процента (мужчины – 15 процентов), предложенные государством. Правда, если среди мужчин, подавших заявки, такое кредитование получили почти половина (49 процентов), то среди женщин – лишь треть (33 процента). Кроме того, женскому бизнесу оказанная господдержка реже давала возможности к развитию, в частности в плане расширения бизнеса – 23,2 процента (мужчины – 32,8 процента) и увеличения оборота компании – 16,8 процента (мужчины – 25,8 процента).

Стоит подчеркнуть, что предприниматели, получившие тот или иной вид господдержки, в качестве основного положительного эффекта отмечали, что прежде всего смогли сохранить прежние позиции: свой бизнес (79,4 процента), рабочие места (54,5 процента) и арендуемое помещение (54,5 процента). Гораздо реже оказанная поддержка способствовала развитию: реализации проектов (33,6 процента), расширению бизнеса (28,1 процента), повышению производительности труда (26,1 процента) и увеличению оборота компании (21,3 процента). Более трети получившим поддержку удалось оптимизировать свои расходы. Реже всего такая помощь способствовала выходу на новые рынки сбыта (17 процентов).

При этом женщины-предприниматели чаще говорили о том, что их бизнес понес убытки – 70,6 процента, мужчины реже – 60 процентов. Женский бизнес больше всего пострадал в таких секторах как предоставление прочих видов услуг (82,5 процента) и торговля (79 процентов). Меньше всего от введения карантинных мер потеряли предпринимательницы из сектора сельского хозяйства – 25,8 процента, мужчины-предприниматели в этом секторе чаще сталкивались с негативными последствиями – 39,2 процента.

Самой болевой проблемой для МСБ во время карантина стали низкие доходы бизнеса – с этим столкнулись фактически две трети опрошенных предпринимателей – 67,6 процента. Женский бизнес при этом оказался особо уязвим: фактически три четверти опрошенных предпринимательниц (75,1 процента) указывали на эту проблему (среди мужчин – 61 процент). На втором месте идет снижение спроса и уровень потребления товаров и услуг. Чуть больше половины участников опроса имели дело с низкой покупательной способностью населения (55 процентов), низким спросом на продукцию/услуги (52,4 процента), снижением числа заказов (51,2 процента). Причем женщины-бизнесмены пострадали от этих проблем гораздо больше (60 процентов). На недоступность финансов для развития бизнеса во время карантина жаловался каждый второй предприниматель (49,4 процента), и чаще женщины – 53,4 процента, чем мужчины – 45,9 процента.

Для 45,9 процента респондентов во время карантина проблемной стала нестабильность, связанная с характером деятельности. Женский бизнес столкнулся с этим явлением в более широком масштабе – на этот фактор указали 54,5 процента предпринимательниц, в то время как среди мужчин – 38,4 процента. 42,6 процента представителей МСБ считают, что определенным барьером для них стала необходимость платить налоги и другие платежи в бюджет при низких доходах. Для дам эта проблема была более распространенной – ее указали половина респонденток (51,1 процента), в то время как среди мужчин – чуть более трети (35,2 процента).

К отдельной группе проблем можно отнести барьеры, которые возникли из-за конкретных запретов вследствие введения карантинных мер. Женский бизнес в более широких масштабах пострадал от необходимости платить арендную плату во время простоя– 44,4 процента (среди мужчин – 24,2 процента), невозможность реализовать свои услуги– 40,6 процента (среди мужчин – 29,6 процента). Также женщины чаще сталкивались с такими барьерами, как невозможность реализации продовольственной продукции из-за закрытия торговых мест (35 процентов и 29,4 процента соответственно), непродовольственной продукции (33,7 процента и 21,9 процента).

Каждый пятый предприниматель указал, что сталкивался с барьерами в виде постоянных проверок и высоких требований государственных органов (21,3 процента), штрафов и административного давления со стороны полиции и других проверяющих (20,3 процента). Причем женщины чаще мужчин отмечали эти проблемы– 23-27 процентов (мужчины – 16-17 процентов). Каждая третья из них (32 процента) подверглась давлению со стороны санитарно-эпидемиологических служб, 29 процентов - со стороны мобильных групп контролеров, 12,7 процента - со стороны полиции.

Во время карантина остро также встал кадровый вопрос - 18,4 процента опрошенных отметили, что потеряли ценных сотрудников. Около пятой части в качестве проблем выделили высокую конкуренцию (21,9 процента) и недобросовестную конкуренцию со стороны незарегистрированного бизнеса (19,4 процента). Женский бизнес оказался более уязвимым к последней – об этом рассказали более четверти из них (26 процентов). На сложности со сдачей отчетности в налоговые органы жаловались 14,7 процента предпринимателей. В гендерном срезе мужчины испытывали их чуть больше, чем женщины (15,9 и 13,3 процента соответственно). Зато предпринимательницы чаще указывали на проблему низкой доступности помещений (офисных, производственных, складских) требуемого качества (22,5 процента), чем мужчины (13,5 процента).

«Поскольку текущий кризис, вызванный пандемией COVID-19, отличается от предыдущих тем, что деятельность отдельных секторов экономики не просто столкнулась с шоками в виде сокращения спроса, но даже была приостановлена, необходимо принять особые меры государственной поддержки, - считают авторы исследования. - Тем более что многие задекларированные меры существующей господдержки, как показал анализ, характеризуются неполнотой при фактической их реализации. Это относится, в первую очередь, к мере по предоставлению отсрочек по кредитам. Отсутствие четкой регламентации процесса и шагов исполнения данной поддержки со стороны государственных органов позволило банкам второго уровня самостоятельно устанавливать особенности отсрочки платежей, делая их невыгодными для конечных бенефициаров. Опыт с освобождением от уплаты налогов также говорит об острой необходимости детального и широкого освещения процедур получения различных мер поддержки профессиональными консультантами. Среди ключевых причин, по которым многие представители МСБ не воспользовались существующими мерами поддержки, также можно назвать слабую информационную и разъяснительную работу».

На основе выявленных проблем, снижающих эффективность государственной поддержки, аналитики AERC выработали пакет рекомендаций для государственных органов по работе МСБ в текущих кризисных условиях с учетом ожиданий самих предпринимателей:

1) упорядочить и систематизировать все меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем сведения их в один перечень и устранения программ с дублирующими мерами;

2) регламентировать меры государственной поддержки с указанием конкретных шагов и способов их реализации, не допускать при этом размытость формулировок, которые приводят к неоднозначным трактовкам со стороны исполнителей;

3) расширить информационное покрытие субъектов МСП о мерах государственной поддержки путем широкого и подробного освещения через традиционные СМИ (газеты, теленовости, журналы) для вовлечения в информационное поле лиц, не использующих/редко использующих социальные сети, мессенджеры и прочее;

4) сократить частоту изменений программ поддержки МСБ;

5) увеличить задействованность предпринимателей в использовании современных цифровых технологий для финансовых, консультационных и прочих услуг;

6) увеличить вовлеченность предпринимателей в использовании социальных сетей для получения информационных услуг;

7) повышать уровень образования и навыков представителей МСП через обучающие онлайн-платформы;

8) создать коммуникационный канал между бизнесом и государственными органами для постоянного мониторинга проблем МСБ и получения обратной связи об эффективности существующих мер поддержки;

9) организовать постоянно действующую систему анализа актуального и перспективного законодательства на предмет коррупционных рисков, связанных с дискрецией, неисполнимыми нормами и так далее на основе обратной связи от бизнеса, прежде всего – МСП;

10) повысить доверие к налоговой системе через раскрытие информации о распределении налоговых поступлений по структуре расходов государственного бюджета на примере международного опыта;

11) направить ресурсы на разработку бесплатного обучающего сайта или приложения, где можно в несложной (игровой) форме ознакомиться с Налоговым кодексом РК, с обучающей информацией о ведении налоговой отчетности;

12) создать стимулы для использования электронных платежей, что упростит процессы контроля государством деятельности МСП и позволит выявлять теневую деятельность;

13) также рекомендуется строительство малых индустриальных зон полного цикла, построенных государством и предоставляемых предпринимателям по низким ценам в долгосрочный лизинг, где должны быть предусмотрены все условия для малого и среднего бизнеса.