Квалифицированные технические кадры в Казахстане – на вес золота. Этот тренд в течение последних нескольких лет довлел над отечественным рынком труда. И если мегаполисы еще худо-бедно справлялись с дефицитом, привлекая кадры со всей страны и даже из-за рубежа, в регионах ситуация нередко приближалась к критической. Но, похоже, скоро этот гордиев узел все же удастся разрубить. Своевременно предпринятые государством меры поддержки привели к тому, что регионы сами стали ковать профессионалов, за которыми выстраивается самая настоящая очередь из работодателей.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

По крайней мере, такая ситуация складывается в Восточно-Казахстанской области. Регион, изобилующий промышленными гигантами и крупными сельскохозяйственными формированиями, долгое время сидел на голодном кадровом пайке. Несмотря на то, что руководство области прилагало титанические усилия для преломления ситуации, предприятия продолжали задыхаться от нехватки инженеров и рабочих, владеющих навыками обслуживания высокотехнологичного оборудования.

Акценты в решении проблемы, вроде бы, изначально были расставлены правильные – нужно научиться самим готовить высококлассных специалистов. И даже акции по популяризации средне-специального технического образования принесли свои плоды – молодежь все-таки потянулась в колледжи, пытаясь освоить востребованные профессии. Но насытить региональный рынок труда «золотыми руками» так и не получилось, поскольку уровень подготовки кадров оставлял желать лучшего и работодатели отказывались брать на работу специалистов такого качества. Об этом всегда прямо говорил и аким области Даниал Ахметов, и его подчиненные, выстраивающие стратегии развития региона и всегда спотыкавшиеся об это обстоятельство непреодолимой силы.

Но пускать ситуацию на самотек руководство области не собиралось, справедливо полагая, что вода камень точит. Например, в рамках реализации программы индустриально-инновационного развития в регионе были сформированы советы по подготовке кадров, а также отраслевые советы, курирующие подготовку кадров для АПК, туризма, металлургической промышленности и строительного сектора. Их основной задачей стала выработка механизмов, направленных на сокращение разрыва между спросом реального сектора и предложением системы ТиПО. Так Восточном Казахстане появились базы практик студентов колледжей. Особую активность в подготовке кадров проявили такие компании как ТОО «Казцинк», АО «УМЗ», АО «Бухтарминская цементная компания», ТОО «Восток-молоко», АО «АЗИЯ АВТО», ТОО «Востокпромтехмонтаж». Кроме того, в колледжах, при поддержке Палаты предпринимателей ВКО и Германского общества по международному сотрудничеству, были внедрены технологии дуального обучения, что существенно увеличило число практических часов в процессе подготовки специалистов.

Ситуация с насыщением местного рынка кадрами, конечно, постепенно сдвигалась с мертвой точки. Но до полного решения проблемы было еще очень далеко. Поэтому когда в 2019 году по инициативе Елбасы была запущена программа «Жас маман», в регионе за нее схватились как за соломинку. И не прогадали, вытянув в итоге козырную карту, связав воедино уже предпринятые самостоятельно решения с инновационными подходами, заложенными в общереспубликанском проекте.

Стоит напомнить, что основная цель программы «Жас маман» – внедрение соответствующих международным стандартам образовательных программ в систему ТиПО и оснащение колледжей современным оборудованием. «В рамках программы мы хотим осуществить подготовку специалистов по 100 наиболее востребованным индустриальным и сервисным профессиям на базе 200 модернизированных учебных заведений. Также нужно оборудовать колледжи современным оборудованием. На это мы потратим деньги и выкупим 400 комплектов современного оборудования для обучения специальностям. Предлагаю, чтобы в этой работе приняли участие все системообразующие предприятия Казахстана и крупный бизнес каждого региона», - говорил тогда Нурсултан Назарбаев.

Вопреки прогнозам скептиков, программа довольно быстро «выстрелила». В сжатые сроки колледжи, ставшие первыми участниками этого широкоформатного проекта в Восточном Казахстане, сумели полностью модернизировать свои материально-технические базы, оснастив их современным оборудованием и техникой, разработать и внедрить новые образовательные программы, наладить сотрудничество с крупными представителями отраслей, для которых они готовят специалистов, с зарубежными партнерами. Произошедшие изменения не заставили ждать ответной реакции со стороны работодателей – теперь уже они соревнуются друг с другом за специалистов, прошедших обучение в таких колледжах и меряются размерами «пряников», способных заманить на производство выпускников.

В тесной связке с работодателями

Мнением о том, как программа «Жас Маман» способствует изменению регионального рынка труда за счет наполнения его профессионалами, с нами поделился Исатай Исин, директор Усть-Каменогоского высшего политехнического колледжа:

- Для участия в программе среди колледжей республики проводился специальный отбор. Мы подали заявку и выиграли конкурс по четырем специальностям: «Теплоэнергетические установки тепловых электрических станций», «Электрооборудование электрических станций и сетей», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам)», «Электроснабжение (по отраслям)». В рамках реализации программы мы разработали новый стратегический план, в котором обозначили четкие критерии своего видения развития этих специальностей, закупили оборудование (а это, поверьте мне на слово, было непростой задачей из-за нестабильности курсовой разницы) общей стоимостью 245 миллионов тенге, наши преподаватели прошли обучение на новом оборудовании, получили соответствующие сертификаты. Теперь мы даем новые навыки и компетенции ребятам по этим специальностям. Электрики, энергетики сегодня в большей мере работают с компьютерами, и когда мы проводили закупки, за советом, какое именно нужно оборудование для их подготовки, мы обращались к потенциальным работодателям наших выпускников, формируя заявки вместе с ними. Например, один из старейших партнеров нашего колледжа – АО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» - посоветовал купить нам тренажер для подготовки теплотехников, который полностью имитирует работу станции и именно на тех котлах, которые установлены на Усть-Каменогорской ТЭЦ. Благодаря этому тренажеру наши студенты теперь имеют возможность видеть весь технологический процесс работы станции. И это плюс не только для нас, как для колледжа, но и для самого предприятия, которое получило возможность на этом тренажере обучать своих работников. Также по совету предприятия мы закупили российские стенды по этой специальности. Что касается ТЭЦ, то с ней у нас заключен договор на дуальное обучение. Руководство предприятия одним из первых увидело перспективу сотрудничества с образовательными организациями для постоянного притока квалифицированных специалистов. Еще до старта программы «Жас Маман» ТЭЦ взяла наших студентов-практикантов на полное содержание, разработали собственную программу прохождения практики, которая позволяет нашим студентам получать знания, превосходящие те, которыми обладают действующие работники предприятия.

Дуальное обучение стало стержнем для налаживания эффективных связей между обучающими организациями и работодателями. Например, в этом году получилось так, что у нас даже не хватило ребят для распределения. Ни с чем у нас осталось ТОО «Казцинк», до них другие предприятия разобрали всех ребят. И такое положение вещей меня, как директора колледжа, не может не радовать. Подобного рода ажиотаж со стороны работодателей говорит не только о том, наши предприятия сегодня испытывают серьезный кадровый голод, но и о том, что мы выпускаем качественных, востребованных на рынке труда специалистов. Тот же «Казцинк» регулярно проводит встречи с нашими студентами, привлекает их в свои стипендиальные программы с гарантированным трудоустройством и даже готов во время прохождения практики платить им полноценную заработную плату. Словом, борьба работодателей за наших выпускников ведется нешуточная. Теперь не работодатели, а наши выпускники выбирают, на какое предприятие идти работать после окончания обучения. По итогам прошлого учебного года сто процентов наших выпускников были трудоустроены на предприятия региона.

Благодаря программе «Жас Маман» у нас появился индустриальный совет, куда входят крупные предприятия нашей области. На его уровне эффективно решаются все текущие задачи, выстраиваются тактика и стратегия подготовки специалистов. Словом, то, что дает реализация этой программы колледжам, трудно передать словами. Приведу такой пример. Несколько лет назад в рамках чемпионата EuroSkills наш студент участвовал в электромонтажных работах по установке европейской системы умного дома. Тогда мы были впечатлены ее масштабностью и детальной проработкой, а теперь мы закупили такую систему по «Жас Маман» для обучения наших ребят. Подобные технические новинки вызывают интерес не только у студентов, но и преподавателей. Они настолько погрузились в эту тему, что подключили к системе уже две аудитории.

Очень важно, что специальности, по которым мы проводим подготовку в рамках проекта «Жас Маман», получили новый толчок, новое развитие. Это подстегивает модернизацию подготовки и по другим специальностям, оставшимся вне программы. Например, не так давно мы закупили тренажер для работы на высоте для подготовки электриков. Насколько знаю, такое оборудование пока что закупают только профильные предприятия. Мы же приобрели такой тренажер для колледжа, что, в свою очередь, открывает широкие возможности для работодателей. Например, для ТОО «Казцинк», работники которого должны пройти обучение промышленной безопасности. Но в первую очередь, мы, конечно, будем обучать своих ребят и выдавать им сертификаты о прохождении такого курса обучения.

Возвращаясь к программе «Жас Маман», скажу, что одна из главных задач, которую он ставит перед колледжами – получение международного отраслевого сертификата. А это значит, что в процесс обучения должно быть включено преподавание на английском языке. Мы на пути к решению этой задачи, уже внедряем соответствующие технологии. С этого учебного года встраиваем в учебный процесс новые образовательные программы по трем специальностям, разработанные совместно с международным партнером - финской компанией. Упор будет сделан на STEAM-технологии, преломляющие науку в поле практического применения. Кстати, по этим видом технологий управленческий и преподавательский состав нашего колледжа, ведущие обучение по проекту «Жас Маман», прошли подготовку в Сингапуре. Результатом сотрудничества с сингапурскими специалистами стала также разработка двух проектов. Первый заключается в попытке воссоздания действующей подстанции. Это должен быть учебный класс с полностью управляемой схемой. На встречу нам пошли ТОО «Казцинк» и АО «Кэмонт», готовые помочь с оснащением необходимым оборудованием и спонсорской помощью. Сейчас эта идея находится в процессе реализации – сроки завершения отодвинула пандемия. Второй проект заключается в обучении STEAM-технологиям школьников. Каждый вторник и пятницу для них мы проводим экскурсии, а каждую субботу – мастер-классы по различным направлениям: электроника, альтернативная энергетика, автоэлектрика, ЗD-моделирование, мехотроника и т.д.

Поле новых возможностей

Аграрный сектор ВКО, активно внедряющий автоматизацию, цифровизацию и новые технологии, тоже не остается без специалистов. Их в рамках программы «Жас Маман» по специальности «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники» готовит Восточно-Казахстанский сельскохозяйственный колледж. Выходящие из его стен слесари, механики нарасхват. Процент трудоустройства выпускников стабильно держится на отметке свыше 90 процентов.

- Вообще мы готовим специалистов по трем основным направлениям: агрономия, ветеринария, механизация сельского хозяйства, - рассказывает Аскар Шинтимиров, заместитель директора колледжа. – В рамках программы «Жас Маман» мы открыли Центр компетенции и на его базе в этом году прошли обучение уже больше 200 студентов из других колледжей сельскохозяйственной направленности. Тесно мы работаем с партнерами из Татарстана, других регионов РФ, странами дальнего зарубежья.

- После запуска проекта «Жас Маман», наш колледж приобрел технику на 289 миллионов тенге. Преподаватели прошли переподготовку для работы с ней, получили соответствующие сертификаты, поставщики оборудования организовали серью мастер-классов. В дальнейшем полученные знания были переданы преподавательскому составу, мастерам производственного обучения еще одиннадцати сельскохозяйственных колледжей региона, - уточняет руководитель Центра компетенций колледжа Раушангуль Муратбек. - Также, работая с нашими партнерами – руководителями аграрных предприятий, ведущими специалистами отрасли, на базе нашего центра проводится практическое обучение работников сельскохозяйственных предприятий. Тут стоит отметить, что закупленное колледжем оборудование во многом идентично тому, которое сегодня уже использует в агропромышленном комплексе. Это и современные посевные комплексы, трактора, комбайны. Многие работодатели опасаются доверять новую технику не специалистам, поэтому организованная на базе нашего колледжа площадка стала для них своеобразным выходом из ситуации. Но наша задача – не только подготовка и переподготовка кадров, но еще и работа с населением. Для этого мы организовали краткосрочные курсы для овладения навыкам по различным специальностям. И это оказалось востребованным направлением. Сейчас уже баранов пасут посредством дронов, не говоря уже обо всем остальном. Технологическое перевооружение отрасли, ее автоматизация, цифровизация, заинтересованность работодателей в компетентных кадрах - все это повышает интерес населения к работе в аграрном секторе, повышает ее престиж.

- Проект «Жас Маман» дал толчок развитию жизни на селе, - говорит Аскар Шинтимиров. – Такого переоснащения материально-технической базы колледжей не было, наверное, с советских времен. И это стало стимулом для населения овладевать новыми, интересными профессиями, а главное, оставаться жить на селе.

Непрерывный процесс

Всего, как уточняют специалисты КГУ «Центр профессионального образования Восточно-Казахстанской области», в регионе по программе «Жас маман» проходит модернизация десяти колледжей с закупом современного оборудования в соответствии со стандартами международного движения WorldSkills. Из республиканского бюджета на реализацию проекта в Восточном Казахстане выделено свыше 3 миллиардов тенге: 1,6 миллиарда в прошлом году, 1,4 миллиарда – в текущем году.

В 2020 году в проекте участвовали пять колледжей. Помимо уже упомянутых, это Электротехнический колледж по направлению «IT», Колледж транспорта по направлению «Транспорт» и Риддерский аграрно-технических колледж по направлению «Металлургия». Для их нужд было приобретено 156 наименований оборудования для оснащения 23 лабораторий и двенадцати мастерских.

В этом году ведется работа по переформатированию работы еще пяти колледжей, где будут открыты еще пять Центров компетенций по таким направлениям как «Телекоммуникация и связь» (Колледж радиотехники и связи), «Сфера услуг» (Колледж бизнеса и сервиса), «Геология» (Геологоразведочный колледж), «Строительная индустрия» (Колледж строительства г. Семей и Усть-Каменогорский колледж строительства). Всего в этом году будет приобретено 196 наименований оборудования для оснащения 25 лабораторий и тринадцати мастерских.

«Продолжая реализовывать программу «Жас Маман», мы сможет закрыть проблемные места на региональном рынке труда и по многим другим специальностям», - говорят сотрудники Центра профессионального образования, и уточняют: «По поручению главы региона в целях эффективного использования ресурсов Центров компетенций разработана программа подготовки новой формации на 2021-2025 годы, составлены учебные планы, графики обучения с учетом наполняемости лабораторий и цехов. Ежегодно на их базе планируется охватить практическим обучением более шести тысяч студентов со всех колледжей области».

Готовить кадры со школьной скамьи

Что касается закрытия потребностей регионального рынка труда в высококвалифицированных инженерных кадрах, то эту задачку со всеми известными пытается решить Восточно-Казахстанский технический университет. Уровень трудоустройства выпускников этого вуза последние годы стабильно держится на отметке в 94 процента.

Жасулан Шаймарданов, ректор этого учебного заведения, делясь планами на будущее на площадке Службы региональных коммуникаций ВКО, рассказал о подготовке инженеров нового формата. За основу взята единая модель практико-ориентированного обучения, которая реализуется в 14 отраслевых Центрах компетенций и трансферта технологий, в Центре превосходства в области металлургии и материаловедения, объединяющих деятельность 53 лабораторий. «Образования подготовка специалистов ведется исключительно на примерах решения производственных и опытно-конструкторских задач конкретных предприятий и потребностей региональной экономики», - подчеркнул руководитель вуза.

Крупнейшие компании региона принимают активное участие в совершенствовании образовательного процесса, в разработке новых подходов и программ. В частности, как было сообщено журналистам, «АО «УМЗ» для поддержки технологических изменений в производственном цикле заказало для своих сотрудников две целевые образовательные программы: «Материалы для ядерной энергетики» и «Инновационные методы получения урановой продукции». Данные программы были реализованы совместно с ведущими вузами России». В целом же заказчиками междисциплинарных компетенций являются 98 предприятий региона. «Благодаря сотрудничеству с предприятиями в вузе была модернизирована научная инфраструктура, которая позволяет решать как задачи самого университета в подготовке кадров, так и выполнение научно-технических запросов предприятий. Затраты на закуп нового научно-производственного оборудования за последние четыре года составили более 1,7 миллиарда тенге, а доля нового оборудования достигла порядка 60 процентов», - уточнил глава университета.

Впрочем, несмотря на столь тесную связку работодателей с образовательными учреждениями, практически стопроцентную гарантию трудоустройства после окончания вуза, инженерно-технические специальности все еще не завоевали безоговорочный авторитет среди молодежи. Повышение престижа профессиональной подготовки в этом направлении все еще остается задачей номер один. И для ее решения в Восточном Казахстане предпринимаются нестандартные шаги. По словам Жасулана Шаймарданова, с этой целью университет реализует проект «Инженерные классы». «В школах региона создано 11 таких классов, до конца года появится еще 14 таких классов. Учащиеся 7, 8, 9 классов углубленно изучают робототехнику, физику и математику, проходят практику в университете, чтобы к окончанию школы свободно ориентироваться в выборе будущей профессии. В 10-11 классах школьники обучаются уже по университетской программе. Все это время собирается их, так называемый, цифровой след и формируется профиль образовательных интересов абитуриента. Результаты его обучения учитываются при поступлении в вуз», - пояснил он.