В Казахстане сегодня реализуется сразу несколько государственных программ, направленных на решение жилищных проблем, а также поддержку трудовой занятости и предпринимательства для социально-уязвимых слоев населения, в том числе многодетных семей. Однако, несмотря на их разнообразие и привлекательные условия, многие нуждающиеся граждане не спешат ими воспользоваться. Причины тому изучили специалисты Центра исследований прикладной экономики (Applied Economics Research Centre) в рамках аналитического доклада «Многодетные семьи РК: экономическое положение, возможности и их включение в повестку дня правительства», выполненного при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан».

В ходе опроса AERC выяснилось, что уровень участия многодетных семей в госпрограммах низкий – не превышает 3% (те, кто прошел по условиям программы). Доля тех, кто подавал заявку на участие, но получил отказ, варьируется в пределах 2 процентов. Также в среднем от 2 до 4 процентов составляет доля потенциальных участников (планируют подавать документы). Чуть выше процент желающих участвовать в выдаче многодетным сельчанам государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в размере 505 тысяч тенге – 6,4 процента. Доля неосведомленных в программах составляет в среднем в пределах 15–20 процентов.

«Бақытты отбасы»

В большей степени на решение жилищных проблем многодетных семей нацелена программа ипотечного кредитования «Бақытты отбасы», которая была запущена в июле 2019 года. Она также рассчитана на получение жилья очередниками из категорий: неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами. В ее рамках предоставляется льготное кредитование на приобретение жилья на первичном (в том числе кредитного жилья от местных исполнительных органов (МИО) и вторичном рынках под 2% годовых при наличии десятипроцентного первоначального взноса от стоимости жилья сроком до 20 лет. Максимальная сумма займа при приобретении жилья в городах Нур-Султан, Алматы и их пригородных зонах, Шымкенте, Актау, Атырау – не более 15 млн тенге, в иных регионах – не более 10 млн тенге.

По условиям программы ежемесячный доход на каждого члена семьи за последние шесть месяцев не должен превышать 3,1 прожиточного минимума (ПМ) в 2021 году – 106 336 тенге (раньше не должен был превышать 2 ПМ в месяц или 62 366 тенге – в 2020 году, 42 500 тенге – в 2019 году). У программы лимитированное количество заявок. Число одобренных заявок по программе в 2019 году составляло 4 тысячи, в 2020 году – 4 862. В июне этого года «Отбасы банк» заявил, что увеличивает лимит с 5 тысяч до 7,5 тысячи заявок. Но, учитывая высокую востребованность программы, банк получил более 37 тысяч заявок. При этом приоритет был отдан семьям с детьми-инвалидами - были одобрены 4 117 заявок и многодетным семьям – 2 683 заявки. Неполным семьям одобрили 700 заявок.

По итогам опроса многодетных семей, 3 процента участвовали в данной программе, 2,4 процента подавали заявки, но получили отказ, еще 3,2 процента планируют подать заявку на участие. Не слышали о данной программе 17,6 процента. Среди тех многодетных семей, у кого нет собственного жилья на данный момент, почти каждый пятый не слышал о данной программе (19 процентов). 4,4 процента из них планируют подавать документы, 4 процента подавали документы, но получили отказ. 3,6 процента – получили одобрение.

Среди семей с ребенком-инвалидом 15 процентов не слышали о данной программе и 11 процентов приняли участие. Среди многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», 21 процент не слышали о программе, 4 процента участвовали, 5,2 процента планируют подавать заявку, 3,4 процента получили отказ. Среди многодетных матерей, в одиночку воспитывающих детей, каждая четвертая не слышала о данной программе (26%), 7% участвовали, около 6% планируют подать документы, 3% получили отказ. Среди многодетных отцов-одиночек 14,3% приняли участие в данной программе.

Важно подчеркнуть, что сельские многодетные семьи чаще не осведомлены о программе, чем городские (20,6% и 14%). Уровень участия в ней у горожан и сельчан фактически одинаковый – 2,7% и 3,3%, но первым чуть чаще отказывают в участии – 4% (среди сельчан – 1%).

«Нурлы жер»

Другие жилищные программы, такие как «Арендное жилье с последующим выкупом и без выкупа», «Ипотечная программа жилищного кредитования» («7-20-25», «5-20-25», «5-10- 20»), реализуются в рамках государственной программы «Нурлы жер» с 2018 года. В основном они направлены на решение жилищных проблем социально-уязвимых слоев населения, включая многодетные семьи.

Условия программ имеют свои особенности. Так, очередники, имеющие доходы до 3,1 ПМ на члена семьи, могут претендовать на кредитное жилье местных исполнительных органов и жилье частных застройщиков по программам: «5-20-25», «5-10-20» (военнослужащие, бюджетники, госслужащие). Очередникам, имеющим доходы до одного прожиточного минимума на члена семьи, предоставляется арендное жилье без права выкупа. Арендное жилье с выкупом реализуется местными исполнительными органами в порядке очередности, куда включены такие категории как многодетные, неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами, дети-сироты, кандасы, госслужащие, военные, бюджетники, инвалиды. Для граждан с доходами свыше 3,1 ПМ доступна программа «7-20-25». Участие в ней может принять любой желающий без ограничений по очередности.

По итогам опроса, процент участия многодетных семей в вышеописанных программах «Нурлы жер» составляет около 3%, число планирующих воспользоваться ими в будущем также составляет около 3%. Отказы по заявкам для участия получили около 2% многодетных семей. Доля неосведомленных составляет в пределах 15–18%.

В ипотечной программе жилищного кредитования по программе «Нұрлы жер» участвовали: среди многодетных матерей, отмеченных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», – 4,6%, матерей-одиночек – 1,4%, семей с ребенком-инвалидом – 7,4%, отцов-одиночек – 14%. Среди тех многодетных семей, у кого отсутствует жилье, программой воспользовались 3,3%, также 2,2% планируют подавать документы, а 2,2% получили отказ. Самый высокий процент неосведомленных о программе наблюдается в группе матерей-одиночек (30%).

Что касается программы арендного жилья с правом выкупа и без права выкупа по программе «Нұрлы жер», то уровень участия среди многодетных матерей, отмеченных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», как и в ипотечной программе, составил 4%. В то же время отмечается более активное участие матерей-одиночек – 6,8%, семей с ребенком-инвалидом – 11%, отцов-одиночек – 28,6%. Среди молодых семей (супруги в возрасте до 29 лет и состоящие в браке до трех лет) программой смогли воспользоваться 20%. В целом среди тех многодетных семей, у кого нет собственного жилья, участие в ней приняли 6,2%, еще 3,6% планируют подать документы, 2,9% получили отказ, каждый пятый (20%) не знал о данной программе.

- Программа субсидирования первоначального взноса на жилье для многодетных семей не имеет широкого анонсирования в СМИ, - говорят аналитики AERC. - По-видимому, эта программа инициируется в основном на региональном уровне, в случае если МИО имеет возможности такой поддержки. Примером может служить сообщение о том, что аким Костанайской области Архимед Мухамбетов поручил рассмотреть возможность полного субсидирования первоначального взноса на жилье по программе «7-20-25» для малообеспеченных и многодетных семей региона (2019 год).

Недвижимые барьеры

По их словам, среди инструментов улучшения жилищных условий также были включены: выдача земельных участков под индивидуальное жилищное строительство – мера, в равной степени доступная всем гражданам РК, субсидирование первоначального взноса на жилье для многодетных семей и выдача квартир за счет крупных компаний и предпринимателей (в качестве благотворительной помощи). Осведомленность граждан о них составила 23%, 26%, 30% соответственно. То есть данными тремя инструментами для улучшения жилищных условий многодетные семьи смогли воспользоваться чуть реже, чем ипотечными и арендными программами. Так, уровень участия в них многодетных семей без собственного жилья составляет: выдача квартир крупными предпринимателями – 1,1%, субсидирование первоначального взноса на жилье для многодетных семей – 2,2%, выдача земельных участков под ИЖС – 2,9%.

Таким образом, пока уровень участия в жилищных программах многодетных семей, не имеющих своего жилья, не очень высокий. Одним из ограничений, считают эксперты, является лимит на количество заявок, к примеру, в таких программах, как «Бақытты отбасы», другое ограничение – неосведомленность значительной части целевых групп, которые могли бы претендовать на получение жилья. Также барьером может являться низкая платежеспособность отдельных категорий многодетных семей, нуждающихся в жилье. В отдельных случаях проблему могут создавать отсутствие прописки в месте проживания и отсутствие документов.

- Многодетные семьи в сравнении с немногодетными живут в более стесненных и некомфортных жилищных условиях. Проблема усугубляется, если у семьи отсутствует собственное жилье, и она при этом проживает в городе. Несмотря на постоянно совершенствующиеся меры поддержки, проблема жилищного обеспечения все еще стоит остро для 27% многодетных семей. Уровень удовлетворенности усилиями государства по решению жилищных проблем – невысокий (45%), а уровень участия в государственных жилищных программах многодетных семей, не имеющих своего жилья – низкий (не более 4%), особенно среди сельских семей. Все вышеперечисленные причины требуют решения в виде дальнейшего совершенствования и адаптации государственных программ с учетом существующих барьеров, - считают в AERC.

Гранты для бизнес-идей

Еще реже (по сравнению с жилищными программами) многодетные семьи, по результатам опроса, осведомлены и вовлечены в различные программы стимулирования предпринимательства или трудоустройства. Уровень участия в них не превышает 2 процентов. В целом от 17% до 20% опрошенных многодетных не слышали о них. Доля неосведомленных выше среди сельчан – от 21% до 27%.

Так, для обеспечения занятости, открытия семейного бизнеса, роста доходов многодетных сельчан с 2019 года предоставлялись государственные гранты на новые бизнес-идеи в размере 505 тысяч тенге на безвозвратной основе. В рамках микрокредитования из запланированных на 2019 год 14 тысяч микрокредитов 5 тысяч предполагалось направить на развитие предпринимательства среди многодетных матерей, лиц с инвалидностью и молодежи. В результате 15 тысяч многодетных семей должны были получить возможность заняться собственным делом и повысить доходы.

В итоге в проекте участвовали 1,7 процента многодетных семей, еще 1,3 процента подавали заявку, но получили отказ. 17% многодетных семей не слышали о таких возможностях, чаще всего они проживают в селах – 21%. В то же время данный проект вызывает у многодетных семей чуть более активный интерес – 6,4% респондентов отметили, что планируют подать заявку. В региональном разрезе о намерении участвовать в программе чаще говорили жители Актюбинской (13%), Жамбылской (18%), Туркестанской (8%) областей и города Шымкент (9%).

«Еңбек»

Кроме того, аналитики AERC проанализировали результаты краткосрочного профессионального обучения, которое реализуется в рамках госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017– 2021 годы. Внутри нее реализуются такие направления, как профессиональное обучение (ПО), молодежная практика (МП), общественные работы (ОР), социальное рабочее место (СРМ), а также выдаются государственные гранты на реализацию новых бизнес-идей, оказываются консультации по микрокредитованию.

Несмотря на то, что данная программа реализуется с 2017 года, по итогам опроса среди многодетных семей, процент их участия не превышает 2%. Еще около 1% подавали заявки и получили отказ. Интерес проявляют около 3% среди опрошенных многодетных семей. Сравнительно более активное участие в программе принимали жители Акмолинской (8%) и Костанайской (7%) областей. Не слышали о данной программе как минимум 17% респондентов, чаще всего сельчане – 21%.

Что касается микрокредитования предпринимательства по программе «Еңбек», то среди всех опрошенных многодетных семей участие в ней приняли 1,3%, еще 1,1% было отказано. Планируют подать документы – 3%. Сельчане чаще не осведомлены по сравнению с горожанами (23% и 12% соответственно).

Еще одно направление – открытие социальных рабочих мест на дому и краткосрочное обучение востребованным профессиям для многодетных матерей, воспитывающих детей с инвалидностью. Среди всех опрошенных многодетных семей участие в данной программе приняли 0,9%, еще 0,5% было отказано. Планируют подать документы – 1,9%. В селе выше процент респондентов, кто не слышал о данной программе – 27%, чем в городе – 16%.

- Как минимум 15% многодетных семей (в селе – 16%) имеют серьезные проблемы с трудовой занятостью и нуждаются в помощи государства, каждая десятая семья ожидает мер по поддержке предпринимательства. Это требует совершенствования и оптимизации соответствующих государственных программ, которые имеют низкие оценки эффективности в восприятии населения. Об этом также свидетельствует низкий уровень вовлеченности многодетных семей в различные программы стимулирования предпринимательства и трудовой занятости (не более 2%), готовности в них участвовать (от 1% до 6%), неосведомленности о данных программах 17–20% респондентов, особенно сельчан, - резюмировали авторы исследования.

В целом следует отметить, что в ходе опроса выявилось слабое участие именно сельских многодетных семей как в жилищных, так и в программах по стимулированию трудоустройства. Это может объясняться тем, что, с одной стороны, большинство программ направлены на решение вопросов жилищной обеспеченности и трудовой занятости именно городского населения с учетом, что в городах выше темпы строительства и создания новых рабочих мест, с другой – наблюдается более низкая осведомленность сельчан о действующих программах.