Государственная поддержка социально-уязвимых семей с детьми вышла на новый уровень. Множество программ, усиление экономического благополучия от местных исполнительных органов, организация досуга, жилищные программы, недоступные другим семьям – это лишь малая часть того, что предпринимает государство. Но в казахстанском обществе усиливаются патерналистские настроения. Особенно они распространены среди социально уязвимых групп населения, которые считают, что государство обязано нести всестороннюю ответственность за благополучие семей с детьми. К такому выводу пришли аналитики Центра исследований прикладной экономики (Applied Economics Research Centre) по результатам исследовательской работы «Многодетные семьи Казахстана: экономическое положение, возможности и их включение в повестку дня правительства», выполненной при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан».
В рамках проведенного AERC социологического опроса респондентам предлагалось оценить эффективность таких видов государственной поддержки, как решение вопросов жилья и трудоустройства, возможностей получения качественного образования, медицинской помощи, доступа к интеллектуальному, культурному и спортивному развитию детей. Как показали результаты исследования, патерналистские взгляды наиболее характерны для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (85%), малообеспеченных многодетных семей (84%), многодетных матерей-одиночек (84%), которые проживают в городах республиканского значения Нур-Султан (98%) и Алматы (87%), а также в северных регионах страны (84%).
- В отношении эффективности этих направлений нет преобладания однозначно позитивных оценок (оценку «эффективно» ставили от 9% до максимум 20% опрошенных). Чаще усилия государства расценивались как удовлетворительные (от 28% до 38% респондентов). В суммированном виде оценки «эффективно» и «удовлетворительно» ставили от 38% до 58% опрошенных. Одновременно с этим доля критических оценок также высока (от 25% до 42% в зависимости от направления). Помимо этого необходимо отметить минимальное количество респондентов, которые считают, что семьи должны самостоятельно, без вмешательства государства решать свои проблемы и задачи (от 2% до 8%), - резюмировали авторы исследования.
По их словам, сравнительно более позитивно респонденты оценили усилия государства в сфере образования, в первую очередь, дошкольного. Так, пятая часть из них (20%) признали эффективной работу по обеспечению детей местами в детсадах, еще 38% посчитали эту работу удовлетворительной. То есть в целом 58% опрошенных в той или иной степени признают достижения государства в этой сфере. Критической точки зрения придерживается в сумме каждый четвертый (25%) респондент («плохо» – 18,3% + «вообще не помогает» – 7%).
Чуть реже как эффективные или удовлетворительные признаются усилия государства в отношении получения качественного среднего специального (50%) и высшего образования (44,2%). Негативно оценивают эти направления 26% и 30% респондентов соответственно. Около 7% опрошенных считают, что семьи должны сами решать эти вопросы без помощи государства.
А вот усилия государства по предоставлению качественной медицинской помощи в целом признают как эффективные или удовлетворительные чуть более половины граждан – 51,4%, около трети (32%) – оценивают их критически.
Что касается решения жилищных проблем, то респонденты разделились на две равные группы: 42% признают в той или иной мере достижения государства (чаще на удовлетворительном уровне – 28%, реже как эффективные – 14%) и столько же респондентов (42%) негативно оценивают проводимую работу. Лишь 7–8% опрошенных родителей считают, что эти вопросы семьи в силах решать самостоятельно.
Обеспечение государством возможностей по интеллектуальному, культурному и спортивному развитию детей около 41–44% опрошенных признают как эффективное или удовлетворительное. Критически их оценивает каждый третий опрошенный. Также неоднозначной является оценка государственных усилий по содействию трудоустройству. Доля критических оценок (43%) превышает процент позитивных (38%) как среди многодетных, так и немногодетных семей.
Примечательно, что многодетные семьи чаще, чем немногодетные, оценивают как эффективную или удовлетворительную работу государства по обеспечению мест в детских садах (60%), качественной медпомощи (54%), качественного среднеспециального (52%) и высшего (46%) образования, по решению проблем с жильем (45%), предоставлению доступа к интеллектуальному и культурному развитию детей (44%), их спортивному развитию (45%), по содействию трудоустройству взрослых членов семей (40%).
На взгляд аналитиков AERC, эти результаты свидетельствуют о том, что на данный момент многодетные семьи чаще ощущают помощь государства. Более того, сельские многодетные семьи более лояльно оценивают эти усилия по всем направлениям поддержки, чем городские.
- Период карантина значительно снизил экономические возможности многодетных семей, - отмечают они. - Частично смягчить удар пандемии смогли пособия и компенсации, предусмотренные государством, но это не решило всех проблем. Так, 42% многодетных семей во время строгого карантина имели доход ниже порога бедности, более трети потеряли основной доход, в каждой четвертой семье один или оба родителя лишились работы, почти половина столкнулась с нехваткой лекарств, треть – с нехваткой продуктов питания. 12% были принудительно выселены из арендуемого жилья.
По их мнению, учитывая уроки существования в условиях пандемии в 2020 году, необходимо предусмотреть меры по обеспечению жизненно важных потребностей семей с детьми: питанием, лекарствами и медицинскими услугами. Кроме того, важно продолжать политику применения компенсационных выплат, в том числе на оплату коммунальных услуг. Плюс следует предусмотреть меры по недопущению принудительного выселения семей с детьми во время ЧС.
В ходе опроса была также выявлена частота получения многодетными семьями мер государственной нефинансовой поддержки со стороны местных исполнительных органов (МИО) – в лице акиматов города, района, села. Самой распространенной мерой оказалось обеспечение школьников 1–4-х классов бесплатным горячим питанием – почти половина многодетных семей подтвердила получение этой услуги (49%). Лишь около 14% опрошенных семей не нуждаются в такой мере поддержки, одновременно с этим 37% не получили данный вид государственной помощи, включая 0,7% тех, которым отказали в этой услуге, а также 4% тех, кто не слышал о ней. Среди семей со средним достатком и ниже среднего (малообеспеченные и бедные) выше доля тех, кто получает данный вид помощи – от 53% до 60%.
Также сравнительно более часто используемыми являются такие меры, как обеспечение детей школьной формой, учебниками и принадлежностями (38%), льготный проезд многодетных матерей и их детей (30%), приоритетное право на получение места в детском саду (23%). При этом от 13% до 18% семей заявили, что не нуждаются в этих мерах. Доля тех, кто не получает такую помощь, составила более половины опрошенных семей, включая 5–9% неосведомленных и около 1%, получивших отказ. В городе льготным проездом в общественном транспорте пользуются в два раза больше многодетных семей, чем на селе (44% и 18%), а также чаще используют приоритетное право на получение места в детских садах (29% и 19%).
Чуть реже многодетные семьи пользуются предоставляемыми возможностями бесплатного отдыха детей в лагерях (18%) и единовременной социальной помощью в виде продуктовых наборов (17%). Что касается отдыха в детских лагерях, то здесь доля неосведомленных составляет более десятой части – 11%, общий процент не получавших данный вид помощи составляет около 67% (не включая 14% не нуждающихся в данном виде поддержки). Льготным отдыхом в детских лагерях чаще пользуются сельские семьи (20%), чем городские (15%).
Реже всего семьями были получены следующие виды поддержки: компенсационные выплаты по коммунальным услугам, обеспечение социальным углем и дровами – 8%, обеспечение мерами занятости для всех трудоспособных получателей АСП (обучение, трудоустройство, молодежная практика, гранты и микрокредиты) – 9%, установка электро- и газовых приборов измерения – 5%.
- Пока спектр предоставляемых государством нефинансовых мер поддержки направлен в основном на удовлетворение базовых потребностей многодетных семей (бесплатное питание школьников, льготный проезд, обеспечение школьными принадлежностями и другое), но редко направлен на содействие культурному, интеллектуальному и физическому развитию детей. Услуги бесплатных развивающих и образовательных кружков, секций для детей (работа которых активизировались только в 2021 году) пока неактивно используется многодетными семьями (около 30%), особенно из малообеспеченных категорий (20%), чаще всего из-за их недоступности в месте проживания (особенно в селе) или неосведомленности родителей и узкого выбора предлагаемых видов занятий, - констатируют исследователи.
Интересно, что каждая пятая многодетная семья потенциально готова к внутренней миграции (на селе – каждая четвертая). Основные тому причины: найти больше возможностей для развития детей, их более качественного обучения (47%) и поиск более высокооплачиваемой работы (39%). В силу этого самым востребованными точками миграционного притяжения являются крупные города Казахстана, особенно Алматы, а для сельских жителей – внутриобластная миграция. Те многодетные семьи, которые посредством переезда намереваются получить жилье по госпрограмме или на льготных условиях, составляют от 10 до 13% независимо от направления миграции. Поэтому в данном случае решение жилищных проблем не является для них ведущим мотивом.
Впрочем, несмотря на имеющиеся нерешенные проблемы, среди многодетных семей в отличие от немногодетных наблюдается позитивная оценка в отношении того, как сложится будущее семьи через пять лет. На их социальное самочувствие не влияет количество детей в семье, зато существенное влияние на удовлетворенность своей жизнью имеют факторы как материального характера (доход, наличие собственного жилья), так и нематериального (возраст, семейный статус, опыт семейной жизни и даже язык общения).
Как обобщают аналитики AERC, в целом барьерами, в большей степени препятствующими расширению экономических возможностей, поддержанию комфортного уровня жизни многодетных семей, а также обеспечению качественного образования и развития детей, прежде всего, являются: низкие доходы (проблема усугубилась в связи с пандемией), отсутствие своего жилья и стесненные условия проживания, проблемы с выплатой кредитов, более низкий по сравнению с немногодетными семьями уровень образования родителей, проблемы трудовой занятости, нехватка у родителей времени для собственного саморазвития, дополнительного образования и профессионального роста, проблемы с дистанционным обучением детей, а также недостаточная эффективность мер государственной поддержки многодетных семей.
Фото: Литер