В силу природно-климатических и географических факторов Казахстан традиционного сталкивается с нехваткой водных ресурсов не только для обеспечения населения качественной питьевой водой, но и для ведения полноценной хозяйственной деятельности. Среди государств Евроазиатского континента наша страна считается одной из самых вододефицитных, что создает не просто проблему, а угрозу национальной и продовольственной безопасности, поскольку напрямую влияет на замедление темпов экономического развития, ставя под удар одно из самых приоритетных направлений – сельское хозяйство. Не удивительно, что в сложившихся обстоятельствах первоочередная задача государства заключается в нивелировании этих естественных рисков и создании нового, устойчивого базиса для решения целого узла водных проблем.
Истоки проблемы
По статистике, в средний по водности год объем водных ресурсов, которыми располагает Казахстан, составляет порядка 100 км3, при этом объем, складывающийся для их хозяйственного использования, в том числе и для нужд аграрно-промышленного комплекса, составляет менее половины от этой цифры – не более 43 км3. Но и это еще не все. Около половины из этих 43 км3 формируются за пределами территории страны, что существенно может ограничивать доступ наших аграриев к воде. В засушливые же годы такие условия могут привести к самой настоящей катастрофе, аналогичной той, что в прошлом году разыгралась на западе Казахстана – в Мангистауской области, которая традиционно относится к регионам с критическом уровнем дефицита воды. При этом стоит отметить, что подобного рода ЧП в краткосрочной перспективе имеют большую вероятность повторения. Как недавно на заседании оперативного штаба по антикризисным мерам заявил премьер-министр Алихан Смаилов, «наблюдается устойчивая тенденция к усилению засухи из года в год». Такого же мнения придерживаются и специалисты, не исключающие, что нашей стране вновь придется столкнуться с «эффектом Мангистау».
При этом стоит отметить, что на природную составляющую накладываются и негативные факторы, так сказать, «рукотворного» характера. Данные многочисленных исследований прямо говорят о том, что использование водных ресурсов в секторе АПК нередко показывает свою непродуктивность. Речь как о нарушении оросительных норм, так и потерях непосредственно в подающих сетях. Причин тут масса: начиная от отказа сельскохозяйственных производителей от внедрения более совершенной агротехники из-за желания сэкономить и заканчивая неудовлетворительным техническим состоянием ирригационных и водораспределительных систем, износом оборудования, отсутствием водосберегающих технологий и водоучета. Все это в комплексе, как констатируют специалисты, напрямую влияет на ухудшение качества водных ресурсов, засоление орошаемых территорий и, как следствие, способствует стремительному развитию процессов опустынивания.
Естественно, единого, универсального рецепта, как противостоять такому «гремучему» стечению обстоятельств, нет, и не может быть в принципе. Именно поэтому государственные органы пытаются бить по всем возможным направлениям сразу, полагая, что только комплексная парадигма в этом вопросе способна дать хоть сколько-нибудь значимый результат.
Интегрированный подход в управлении водными ресурсами был выработан в Казахстане еще 20 лет назад. В его основу легли рекомендации, озвученные в ходе Всемирного саммита по устойчивому развитию, прошедшего в Йоханнесбурге. Именно тогда эксперты с мировым именем призвали страны разработать национальные планы интегрированного управления водными ресурсами и водосбережения, что шаг за шагом позволит им осваивать полный спектр ключевых целей развития. Среди них - снижение бедности, повышение уровня продовольственной безопасности, ускорение экономического роста и сохранения экосистем, включая решение ряда других задач, таких как предотвращение вредного воздействия вод, смягчение последствий засух, расширения доступа к чистой воде и улучшения санитарных условий, а также проблем растущей конкуренции водопользователей и дефицита воды.
И сейчас, спустя десятилетия, очевидно, что именно предпринятые нашей страной своевременные шаги в решении водных проблем позволили смягчить многие удары, нанесенные по такому больному месту как водная недостаточность.
Естественно, жизнь не стоит на месте, постоянно требуя новых ответов даже на самые застарелые хронические проблемы. И эти ответы не просто звучат, а подкрепляются нестандартными решениями и солидной поддержкой из бюджета. Очевидно, что Казахстан постоянно совершенствует и модернизирует подходы в водном вопросе, как минимум, стараясь стабилизировать любые кризисные проявления.
На межгосударственном уровне
С учетом расположения Казахстана в концевой части крупных трансграничных водоемов, избежать наступления полноформатного водного кризиса нашей стране во многом помогает тесное и конструктивное взаимодействие со странами, находящимися выше по течению – Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Диалог складывается не всегда просто, но в целом следует признать продвижение находящихся в зоне интереса стран по пути компромиссов и взаимопонимания. В качестве примера можно привести довольно острую на сегодняшний день проблему, связанную с обмелением реки Жайык, которая не только питает живительной влагой промышленные предприятия и населенные пункты, такие как Уральск, Актобе, Атырау, но и используется для орошения земель пашен.
Четвертый год подряд в бассейне Жайыка наблюдается период маловодья, вызванный климатическими изменениями и антропогенными факторами. Сложившаяся ситуация грозит рисками как для ведения полноценной хозяйственной деятельности, так и для экологической безопасности. Как отмечают специалисты, при среднестатистическом значении стока 9,58 миллиарда м3 в год, в последние десять лет он сократился до цифры в 8,14 миллиарда. Резкое сокращение – до исторического минимума произошло в 2019 году. С тех пор уровень стока формируется преимущественно в районе этого показателя с небольшими колебаниями, в 2020 году составив 4,3, а в 2021 году – 3,6 миллиард кубометров. Последствия маловодья могут быть довольно серьезными как для экологии, так и для сельского хозяйства, поскольку способны привести к опустыниванию лиманных сенокосов и пастбищ.
Исходя из того, что сток реки Жайык формируется преимущественно на территории России, то и решает все возникающие вопросы наша страна в тесной связке с северным соседом, причем на самом высоком уровне. Только в прошлом году Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин дважды обсуждали возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Естественно, систематическое взаимодействие ведется на уровне глав правительств двух государств и отдельных профильных ведомств. В последний раз вопросы Жайыка плотно обсуждались в ходе Евразийского межправительственного совета. Более того, на постоянной основе действует совместная комиссия и рабочая группа с участием как представителей государственных структур Казахстана и России, так и авторитетных экспертов в области экологии, гидрологии, водной безопасности.
Результатом столь тесной кооперации стала разработка и реализация программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык на 2021-2024 годы. Ее цель заключается в разработке научно-обоснованных предложений по восстановлению экосистемы, инвентаризации и выявлении источников загрязнения, реконструкции водопропускных сооружений, очистке и восстановлении водных объектов бассейна. За каждым из этих направлений – конкретный комплекс мероприятий, направленный на принятие практических мер.
В частности, Министерство экологии, геологии и природных ресурсы Республики Казахстан и Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации, исходя из достигнутых договоренностей, проводят регулярные совместные исследования гидрологического режима реки Жайык, с учетом влияния изменения климата и других факторов, влияющих на формирование стока. Их итогом становится выработка рекомендаций для актуализации практических действий, в том числе и в рамках принятой единой дорожной карты, цель которой - в проведении анализа режима работы водохранилищ в бассейне реки Жайык, определении расчетных параметров половодья рек бассейна, выявлении тенденции изменения внутригодового стока. Также в рамках дорожной карты реализуются шаги по другим направлениям. Речь идет о внесении изменений в правила эксплуатации водохранилищ в бассейне Жайыка, анализ возможностей увеличения объема половодья на территории Казахстана и России. Рассматриваются также меры дополнительной защиты для населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вблизи водных объектов.
Стоит отметить, что стороны активно вовлечены в процессы проведения дноуглубительных и берегоукрепительных работ, реконструкцию действующих и строительство новых водохранилищ, регулярно проводят очистку протоков и каналов, ликвидируют несанкционированные свалки в поймах. На эти цели только Казахстан потратит почти что 100 миллиардов тенге в течение ближайших нескольких лет. Более того, как уточняют в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана, в данный момент на территории Актюбинской области проводится реконструкция Каргалинского и Актюбинского водохранилищ, которые дают сток одному из притоков реки Жайык. На территории Западно-Казахстанской области начата реконструкция Кировского водохранилища и планируется строительство еще двух водохранилищ, проводится капитальный ремонт оросительно-обводнительных систем. На территории Атырауской области идет капитальный ремонт оросительно-обводнительных систем.
Под угрозой засухи
Наряду с комплексным межгосударственным сотрудничеством по решению вопросов вододефицита Казахстан на региональном, локальном уровне, перестраивает весь комплекс взаимодействия в сфере водных ресурсов. Одно из самых серьезных направлений – реконструкция объектов водообеспечения.
В этом плане показательным, наверное, можно считать опыт Жамбылской области, сельское хозяйство которой в числе других южных и западных регионов страны, как считают исследователи, может пострадать от предполагаемой засухи.
По линии Европейского Банка реконструкции и развития в области ведется реконструкция ряда водных артерий, в том числе оросительных каналов и дренажных систем и сооружений. Всего реализуется 34 крупных проекта, в рамках которых будет реконструировано 310 каналов общей протяженностью почти полторы тысячи километров. Как говорит аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев, «дефицит воды и крайне засушливый климат заставляют нас искать новые способы, которые позволят снизить водозатраты и повысить урожайность».
Принимаемые меры при их должной реализации должны стать страховочным тросом для региона, минимизировав потенциальные риски от засухи, с последствиями которой фермерам и аграриям области пришлось столкнуться лицом к лицу в прошлом году. Достойно выйти из ситуации тогда удалось только благодаря готовности местных властей провести комплекс дорогостоящих дополнительных мероприятий. В этом же году, как констатируют специалисты Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, «ситуация с дефицитом поливной воды повторяется». Реализуемые же в регионе проекты вполне позволят пережить трудные времена, так как направлены не только на полное восстановление всей оросительной системы региона, но и на экономию воды, которая сейчас теряется из-за ветхости и необустроенности имеющихся каналов.
Проактивные меры принимаются и в других регионах, сельскохозяйственные сектора которых испытывают острый вододефицит, в частности, это Кызылординская и Туркестанская области. В прошлом году, в силу сложившихся обстоятельств, они уже демонстрировали настоящие подвиги в битве за урожай. Только в Туркестанской области подача воды на поля насосами обошлась бюджету в 380 миллионов тенге. Похоже, что исходя из существующих прогнозов, в этом году ситуация будет не легче, поскольку водность рек может уменьшиться на 40 процентов.
Наиболее эффективные выходы из ситуации рассматриваются на уровне как самих регионов, так и правительства. Так, например, уже несколько лет подряд ведется планомерная работа с аграриями, которым предлагается отказаться от посевов влаголюбивих культур. В частности, растениеводов убеждают отдать рисовые поля под кормовые культуры. Сообщается, что отказ от риса только Туркестанской области позволит сберечь для других культур порядка 100 миллионов кубометров воды за сезон.
Конечно же, как и в Жамбылской области, в Кызылординской и Туркестанской ведется масштабная реконструкция ирригационных систем и оборудования. Большие надежды в этом плане возлагаются на реализацию масштабного и амбициозного проекта, стартовавшего еще в 2002 году - проекта «Регулирования русла реки Сырдарьи и сохранения северной части Аральского моря». Как сообщает Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана, на данный момент уже построены Кокаральская плотина, комплекс сооружений Айтек, защитные дамбы на реке Сырдарья, проведены строительные работы на гидроузлах Кызылорды и Казалинска, плотинах водохранилищ Шардары и Арнасай. Все это привело к увеличению пропускной способности русла реки Сырдарьи с 350 до 700 кубометров в секунду, увеличению объема воды в Аральском море на 11,5 кубометров, снижению минерализации воды. «В связи с этим увеличился объем воды, впадающей в северную часть Аральского моря, восстановлены многие биологические виды Аральского региона, улучшилось обеспечение поливной водой сельхозугодий», - отмечают в ведомстве.
В целом же по стране в этом году будут восстановлены 3 аварийных водохранилища, начато строительство нового водохранилища в Кызылординской области и подготовлена проектно-сметная документация для возведения еще пяти водных объектов. Сообщается также о намерении реконструировать 1720 км магистральных и межхозяйственных каналов, что позволит восстановить 80 тысяч гектар орошаемых земель, а еще на 24 гектарах улучшить водообеспеченность. Уменьшению ежегодных потерь воды на почти что 500 миллионов кубометров будет способствовать восстановление 14 тысяч гидротехнических сооружений на каналах и реконструкция 676 км коллекторов.
На перспективу
Серьезным шагом для обеспечения казахстанских угодий водными ресурсами станет заинтересованность законодателей в изменении традиционных подходов. Речь о разработке нового Водного кодекса, нормы которого будут направлены на сохранение водно-ресурсного потенциала и водных экосистем, на стимулирование водоснабжения и развитие водохозяйственной инфраструктуры, на цифровизацию и научное сопровождение системы управления водными ресурсами. Серьезный упор обновленный документ будет делать на внедрение механизмов, стимулирующих водопользователей использовать водосберегающие технологии, а также на создании модели тарифообразования, направленной на применение государственно-частного партнерства для поддержки развития водохозяйственной инфраструктуры. Ожидается, что проект нового Водного кодекса поступит в парламент в первом полугодии 2023 года.