Стартовавшая в 2020 году третья пятилетка государственной программы индустриально-инновационного развития столкнулась с обстоятельствами непреодолимой силы. Сначала ее фундамент на прочность испытывала пандемия коронавируса, затем по больному ударили последствия карантинных ограничений и локдаунов – экономика столкнулась с общемировым экономическим кризисом. Теперь новая серия угроз, связанная с проведением военных действий на Украине и беспрецедентным санкционным давлением западных стран на экономики наших ближайших партнеров по ЕАЭС. Но, несмотря на серьезность всех вызовов, индустриализация в Казахстане идет полным ходом, и очень похоже, что именно эта государственная программа способна стать для нас спасительной соломинкой в мире бушующих противоречий и страстей.

Антикризисный камуфляж

События последнего времени, сопровождающиеся разрывом отношений между странами и, как следствие нарушением торговых и производственных цепочек, довольно ярко продемонстрировали, насколько важно сегодня для каждой из стран укрепление собственной экономической безопасности. «Гостевые» и сырьевые типы экономик, безусловно, имеют свои преимущества, но в нынешних условиях для сохранения суверенитета, в том числе и экономического, практически все страны мира вынуждены спешно диверсифицировать свои экономики и активно искать пути импортозамещения.

Наша страна не является исключением из правил. Делая ставку на импортозамещение и расширение сфер влияния разных секторов экономики, государство мягко и последовательно нивелирует явные и мнимые последствия продолжающегося геополитического землетрясения. Об этом, в первую очередь, говорят цифры.

Первые два месяца текущего года показали, что благодаря своевременно принятым мерам, удалось не только сохранить темпы развития экономики, но и стимулировать ее рост за счет реального сектора. Как отмечается, рост ВВП за этот период ускорился до 3,5 процента. Как отмечает премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, «объемы промышленного производства выросли на 4,7 процента, в том числе в обрабатывающей промышленности - на 3,9 процента. Рост отмечается в фармацевтике на 17 процентов, производстве одежды на 12,8, машиностроении на 9,2, в том числе в производстве локомотивов и вагонов на 23,8, автомобилестроении на 10,2, производстве пластмассовых изделий на 8,7, готовых металлических изделий на 4,4, стройматериалов на 2,1 процента».

Другими словами, запущенные в предыдущие периоды процессы индустриализации дали серьезный эффект для нашей экономики, позволив ее поставить на новые рельсы. Третий этап начавшейся более десяти лет назад индустриальной революции только закрепил эффект, позволив нам сейчас не затягивать пояса, как это происходит во многих странах мира, а строить вполне реальные планы по укреплению собственных экономических позиций. Глава государства и правительства сегодня ставят вполне конкретные и достижимые цели - «для дальнейшего роста деловой активности и качественного развития в нынешних условиях необходимо проводить эффективную работу по индустриализации, привлечению внутренних и внешних инвестиций, особенно в несырьевые отрасли». С этой целью уже предприняты конкретные шаги на практике.

Один из таких заключается в актуализации планов по импортозамещению, что непосредственно будет играть в пользу экономической диверсификации. С этой целью, проанализировав слабые и сильные стороны обрабатывающей промышленности, являющейся базой в проводимой нашей страной индустриализации, были определены потенциальные ниши для перспективного развития, а также конкурентные преимущества в разрезе отраслей. Итогом стала разработка программы, механизмы которой, как утверждают ее авторы, существенно сократят текущий бурной рекой в Казахстан импорт, увеличат экспортные преимущества и конкурентоспособность отечественного производства. Образно говоря, это позволит раскрыть над нашей экономикой «зонтик», который, судя по данным статистики, необходим в силу сохраняющихся рисков ее уязвимости.

Что касается упомянутой выше статистики, то ее не так давно озвучил глава правительства, и касается она зависимости казахстанской экономики от импорта. По итогам прошлого года его объем превысил 38 миллиардов долларов. В первую очередь, речь идет о продукции машиностроения, которая завозится на наш внутренний рынок в очень больших объемах. Доля импорта, приходящаяся на этот сектор, составила 16,4 миллиарда долларов. За машиностроением следует продукция химической промышленности с долей в 3,2 миллиарда долларов. В топ-5 секторов, наиболее подверженных зависимости от импорта, также входят черная металлургия (2,4 миллиарда долларов), легкая промышленность (2,2 миллиарда долларов), производство строительных материалов (1,4 миллиарда долларов) и цветная металлургии (679 миллионов долларов). При этом, как выясняется, многие позиции импорта при определенных усилиях мы можем закрывать собственными силами. И не только можем, но и пробуем. В этой связи стоит напомнить, что в конце марта текущего года в масштабах республики был сформирован пул инвестиционных проектов в отраслях обрабатывающей промышленности, направленных на решение задачи по импортозамещению. В него вошли 444 проекта общей стоимостью 13,3 триллиона тенге. Как сказал глава правительства Алихан Смаилов, «для развития отечественной промышленности особое значение имеет замещение импортных товаров путем индустриализации экономики и реализации инвестиционных проектов». Их реализация позволит не только открыть новые производства, расширить номенклатуру уже выпускаемых товаров, но и дополнительно создать почти 90 тысяч новых постоянных рабочих мест, что немаловажно во время борьбы с кризисными проявлениями в экономике.

Точка отсчета

В течение ближайших трех лет, в 2025 году в Казахстане, по расчетам аналитиков, ожидается почти двукратный рост обрабатывающей промышленности. По прогнозам Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, к этому времени в этом секторе будет реализовано 490 проектов на общую сумму более 13,3 триллиона тенге с созданием порядка 102,5 тысячи постоянных рабочих мест. Наибольшее количество проектов придется на строительную индустрию и горно-металлургический комплекс – 198 и119 проектов соответственно. В секторе машиностроения воплощения в жизнь ждут 72 проекта. Реалистичность озвученных прогнозов подкрепляется наличием четких и скоординированных действий. Во-первых, двигаться к достижению поставленных целей планируется за счет запуска новых и расширения действующих производств в отраслях обрабатывающей промышленности в рамках Карты индустриализации и крупных инвестиционных проектов. Во-вторых, ставка делается на реализацию новых мер государственного стимулирования промышленности, предусмотренных в законопроекте «О промышленной политике».

Оптимизма в эффективности реализации такого рода планов придают и аналитики. Буквально на днях Фонд развития предпринимательства «Даму» презентовал аналитический обзор состояния обрабатывающей промышленности в Казахстане и странах СНГ. Согласно сделанным ими выводам, текущие состояние отечественной обрабатывающей промышленности позволяет воспринимать ее в качестве самого настоящего плацдарма для воплощения самых амбициозных задач.

Так, из обзора следует, что на данный момент доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны составляет 13,3 процента. Это достаточно высокий показатель – меньше, чем в Белоруссии и Узбекистане (21,6 и 18,6 процента соответственно), но выше чем в России (12,9 процента), Армении (12,1 процента) и на Украине (10,8 процента). Внутренняя добавочная стоимость сектора обработки составляет 16,8 триллиона тенге. Как свидетельствуют представленные в документе данные, за последние двадцать лет этот показатель вырос более чем в 50 раз. «Высокая доля обрабатывающей промышленности в структуре внутреннего регионального продукта наблюдается в Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях, а также в г.Шымкент», - говорится в материалах обзора. В этих регионах ее доля в структуре внутреннего регионального продукта гораздо выше, чем средний показатель по республике. В денежном выражении, больше всего продукции обрабатывающего сектора производится в Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях. На их долю совокупно приходится более 7 триллионов тенге. «За 12 лет наблюдается высокий прирост в секторе производства фармацевтической продукции (+895 процентов), в секторе машиностроения (+513 процентов), химической промышленности (+433 процентов), металлургической промышленности (+381 процентов) и стройматериалов (+347 процентов). В разрезе подотраслей можно отметить, что драйвером обрабатывающей промышленности Казахстана является металлургическая промышленность с долей от общего выпуска обрабатывающей промышленности в 45,7 процента», - делают выводы аналитики.

По мнению авторов обзора, устойчивость обрабатывающей промышленности во многом продиктована мерами государственной поддержки. Напоминая о том, что в годы мирового финансового кризиса, разыгравшегося в 2008 году, с последствиями которого пришлось бороться и Казахстану, помощь со стороны государства по естественным причинам была сокращена. Ее объемы смогли восстановиться до уровня докризисного периода только в 2015 году. Но начиная с этого времени, уровень государственной поддержки показывает положительную динамику. Так, по итогам прошлого года обрабатывающая промышленность получила в виде кредитов через банки второго уровня 2,2 триллиона тенге.

Меры государственного содействия для реального сектора самые разнообразные. Речь идет о самых разных инструментах и путях и предоставления. Одним из окон возможностей можно назвать поддержку, оказываемую производителям по линии фонда «Даму». Как уточняют авторы обзора, за период с 2007 по 2021 годы в сфере обрабатывающей промышленности фондом поддержано порядка 20,6 тысячи проектов на общую сумм 3,5 триллиона тенге. Самые распространенные меры поддержки – субсидирование и гарантирование кредитов, а также льготное финансирование. Социально-экономический эффект от этих мер выглядит так: в 2020 году предприятиями обрабатывающего сектора, получившими поддержку, выпущено продукции на общую сумму 4,9 триллиона тенге (увеличение на 1275 процентов в сравнении с 2012 годом); уплачено налогов на сумму 389 миллиардов тенге (увеличение на 1024 процентов), уровень занятость в секторе превысил 177 тысяч человек. «Вышеуказанные показатели свидетельствуют о том, что государственные меры поддержки в виде льготного финансирования оказывают положительный эффект на сферу обрабатывающей промышленности. При этом в виду капиталоемкости проектов данной сферы, а также длительного инвестиционного периода, необходимо продолжить реализацию таких программ поддержки, где предусмотрены длительные сроки кредитования, а также высокие суммы кредитов», - делают вывод составители обзора.

И такие выводы более чем оправданные. Несмотря на то, что обрабатывающая промышленность показывает стабильный рост, доля обработанной продукции в структуре казахстанского экспорта минимальна. Точнее сказать, она самая низкая в СНГ и составляет всего 29,2 процента против показателей стран-лидеров Молдовы и Украины (91,6 и 88 процентов соответственно). И решать эти недочеты призвана реализуемая сейчас государственная программа индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы. Заложенные в ней механизмы и инструменты направлены на создание высокопроизводительной и экспортоориентированной обрабатывающей промышленности.

Акцент на экспортеров

Для начала стоит напомнить, что на рельсы индустриализации Казахстан встал еще в далеком 2010 году. За два десятилетия действия программы удалось наладить производство 500 новых видов продукции, ранее не производившихся в Казахстане. В их числе грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, лекарственные средства, молочная продукция и многое другое. Кроме того, в разы повысилось количество производимых в нашей стране товаров, востребованных на внешних рынках. Это и кондитерские изделия, и напитки, и радиаторы с аккумуляторами. На предприятиях обрабатывающего сектора в 1,3 раза увеличилась производительность труда, инвестиции в основной капитал составили двукратный рост.

Статистические данные красноречиво свидетельствуют о плюсах, которые дал экономике переход к индустриализации. Так, объем производства увеличился с 3,8 триллиона тенге в 2010 году, когда стартовала первая пятилетка индустриализации до 10,4 триллиона тенге в 2018 году, перед финишем второй пятилетки программы. В номинальном выражении рост составил 2,7 раза. Среднегодовой темп роста индекса физического объема промышленного производства обрабатывающей промышленности за это время составил 4,5 процента, продемонстрировав в два раза большие показатели, нежели традиционный для нашей экономики горнодобывающий сектор. Реальный прирост валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности за 2009-2018 годы составил в совокупности почти 50 процентов, что соразмерно приросту всего ВВП Казахстана.

Словом, полноценная база была создана, и нужно было двигаться дальше. И не только для того, чтобы сохранять стабильные темпы роста и повышать конкурентоспособность обрабатывающего сектора, но и для того, чтобы совершенствовать технологические процессы, внедрять элементы цифровизации, выходить на глобальные рынки. Третья по счету программа индустриально развития как раз отвечает этим задачам.

Ее особенность в том, что разработчики сознательно вплели в ее канву существующие и ожидаемые геополитические риски. Как говорится в тексте программы, «для качественного индустриального рывка и создания конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, особенно в условиях обострения геополитической ситуации и глобальных торговых войн, требуется проведение последовательной и взвешенной государственной политики с учетом соблюдения баланса интересов бизнеса и государства и улучшения социально-экономического развития страны. Другим ключевым нюансом этой программы, отличающей ее от закончивших свое действие предшественниц, является ее ориентация на экспортную составляющую. И авторы новой индустриализации поясняют, почему это важно: «В рамках предстоящей третьей пятилетки индустриализации и в соответствии с основными направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года акцент в государственной промышленной политике будет сделан на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью. Ориентация на экспорт продиктована необходимостью расширения рынков сбыта растущего объема товаров и услуг и встраивания в глобальные цепочки создания стоимости. Экспортоориентированная индустриализация позволит вывести на внешние рынки новые казахстанские товары, в том числе товары высокотехнологичных переделов».

Для решения этой задачи было решено оказывать государственную поддержку экспортеров высокотехнологичной продукции и услуг. При этом механизм стимулирования разработчики программы выстроили таким образом, чтобы производители захотели сами переводить свои предприятий к модели экспортоориентированного развития, с тем, чтобы технологии и инновации стали ключевым фактором стратегических конкурентных преимуществ отечественных товаров и услуг. Именно такой подход, как считают они, позволит нашей стране выйти из так называемой ресурсной модели роста, которая сегодня, когда мировая экономика перешла в более совершенный и современный период существования, представляет собой реальную угрозу стабильности экономического развития. Программа индустриально-инновационного развития, рассчитанная на 2020-2025 год, предлагает реальный и безболезненный вариант ее устранения путем «перевода вызовов из статуса проблем в категорию возможностей». При этом стоит отметить, что мерами стимулирования только производителей высокотехнологичной и экспороориентированной продукции государство ограничиваться не будет. Его задача планомерно вести работу по всем фронтам. В частности, на уровне межгосударственного сотрудничества как с партнерами по интеграционным экономическим объединениям, так и в рамках двусторонних договоренностей, поскольку основными рынками экспорта казахстанской продукции определены не только Россия и Китай, Узбекистан и Турция, но и Япония, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Корея. «Для этого Казахстан будет активно использовать соглашения о преференциальной торговле и свободной торговле, содействовать повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции в целях соответствия международным требованиям и стандартам, а также повышать инвестиционный климат с целью создания совместных производств», - говорится в тексте программы индустриально-инновационного развития.

Еще одной из мер является специальная программа акселерации компаний. Она направлена на повышение конкурентоспособности компаний индустриального сектора, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса и включает такие меры как тестирование на предмет экспортной готовности предприятия; экспертная оценка конкурентоспособности продукта; минимизация рисков и издержек; разработка и реализация индивидуального плана развития и стратегии по выходу на внешние рынки; масштабирование экспортной деятельности.

В помощь производителям направлена и широкая информационная поддержка. Отдельного разговора заслуживает создание разветвленной системы консалтинга, что, как считают авторы программы, способствует формированию национальных компетенций. Производители, заинтересованные к переходу на экспортоориентированность, имеют свободный доступ к специализированным программам обучения в регионах, а также сформированному и аккредитованному пулу региональных консультантов.

Ну и, конечно же, одним из стратегически важных направлений остается стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в отрабатывающую промышленность. Самыми распространенными мерами в этом вопросе заключаются, как уточняется в тексте программы, в выстраивании четкой координации усилий государственных органов и организаций в работе с иностранными инвесторами, в совершенствовании законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в части оптимизации действующих мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в обрабатывающей промышленности. Не менее важные задачи заключаются в улучшении торговой логистики и развитии производственно-сбытовых связей между иностранными инвесторами и малым и средним бизнесом и во внедрении механизма хеджирования, привлечении финансирования через биржевые инструменты и фонды прямых инвестиций. Отдельным пунктом стоит снижение требований к инвестиционным проектам, направленным на технологическую модернизацию, особенно тех из них, что направлены на внедрение элементов Индустрии 4.0.

Свою роль, безусловно, будут играть дальнейшее развитие экономических зон «Астана - Новый город», «Астана - Технополис», «НИНТ», «Морпорт Актау», «Павлодар», «Turkistan» «Qyzyljar», а также реализуемая государством политика территориально-кластерного развития.

Все это в комплексе позволит, как ожидается, в течение текущей пятилетки обеспечить реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,6 раза, объема экспорта - в 1,9 раза, индекса физического объема инвестиций в основной капитал - в 1,6 раза, увеличить количество действующих предприятий в обрабатывающем секторе в 1,5 раза, а также повысить место нашей страны в Индексе экономической сложности с 0,31 до 0,14 балла.

Чужой пример заразителен

До завершения действия программы еще несколько лет, и делать какие-либо оценки, даже предварительные, кажется не совсем уместным. Вместе с тем, вполне допустимо сверить ориентиры, а точнее, посмотреть, какую роль сыграли аналогичные нашим механизмы и инструменты государственной поддержки производителей в разных странах.

Например, довольно показателен опыт Вьетнама, где наблюдается значительный рост объемов экспорта продукции обрабатывающей промышленности за короткий промежуток времени. Такой бурной динамике способствовало построение новой модели экономического развития, в рамках которой была проведена реструктуризация промышленности и сектора услуг, а исключительную государственную поддержку получили производители высокотехнологичных товаров. Такой подход позволил сформировать благоприятный инвестиционный климат, привлечь значительный объем прямых иностранных инвестиций и, как следствие создать больше сотни промышленных и экспортных зон.

Массированная государственная финансовая поддержка экспортеров в Ирландии позволила этой стране в течение всего пяти лет увеличить объем экспорта почти на 180 процентов. В Канаде, наряду с мерами финансовой подпитки высокотехнологичных производств, активно практикуются и способы нефинансовой поддержки. В частности, речь идет об оказании консультационных услуг по отбору целевых рынков за рубежом, по подготовке к выходу на экспорт, по оценке рыночного потенциала. Также в Канаде действует виртуальная платформа, обеспечивающая производителям доступ к рыночной информации и имеющимся бизнес возможностям.

Диверсификация через импортозамещение

Упор на импортозамещение в рамках дальнейшей реализации программы индустриально-инновационного развития в Казахстане многими экспертами было воспринято положительно, тем более, что государство демонстрирует здоровую активность в этом направлении. Уже летом этого года будет запущена целая серия основных импортозамещающих инвестиционных проектов в машиностроении, химической промышленности, металлургии, легкой промышленности, и производстве стройматериалов. Они входят в тот самый пул, сформированный в конце прошлого месяца, о котором мы рассказывали выше. Параллельно с этим процессом Министерство индустрии и инфраструктурного развития запускает программу государственного стимулирования бизнеса, которая будет способствовать эффективному переходу к импортозамещению. Она нацелена на предоставление льготного финансирования, а также на развитие инфраструктуры и кадрового потенциала. Как по случаю, выступая на площадке Службы центральных коммуникаций подчеркнул министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, «в частности, ожидается, что процентная ставка для проектов малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности составит от 3 до 7 процентов годовых».

Ожидается, что на первом этапе будет реализован 131 проект из 444 запланированных на среднесрочную перспективу. Это позволит привлечь порядка 5,6 триллиона тенге в качестве инвестиций. Особо подчеркивается, что только 1,3 триллиона тенге будет выделено в рамках бюджетного кредитования. Впрочем, этими инструментами меры государственного содействия в импортозамещении обрабатывающего сектора не ограничиваются. Еще одно важное направление – разработка и принятие мер для обеспечения межотраслевой кооперации внутри страны и развития поставщиков мирового уровня.

Подобные шаги со стороны государства уже нашли отклик в среде производителей, готовых с головой включиться в процесс. Партнерство в этой сфере, без иронии, взаимовыгодное. Импортозамещение в различных областях обрабатывающей промышленности эксперты называют сегодня одним из самых перспективным, с точки зрения стратегического экономического планирования, так и развития бизнеса и увеличения им объемов извлекаемой прибыли. В этой связи любопытными выглядят исследования, проведенные все тем же Фондом «Даму» еще два года назад. Ставку они делают как раз на малый и средний бизнес, который в рамках текущей государственной стратегии получит ключевые меры поддержки в вопросах импортозамещения.

Так, аналитики фонда рассмотрев под лупой данные импорта, приходят к выводу, что «если исключить импорт машин и оборудования, который является прерогативой крупного глобального бизнеса, объемы импорта товаров, реализуемых для частного потребителя за 2019 год, составили 5,8 миллиардов долларов или 2,2 триллиона тенге. Этот факт, безусловно, создает большие возможности для отечественного малого и среднего бизнеса учитывая, что в 2019 году выпуск продукции МСБ обрабатывающей промышленности составил 4 триллиона тенге».

Эксперты «Даму» называют десять перспективных ниш для импортозамещения. Во-первых, это производство канцелярских товаров, ежегодный объем импорта которых превышает 12 миллионов долларов. По их словам, в Казахстане есть возможности для производства собственных ручек, карандашей, грифельных досок и прочих тому подобных товаров. Во-вторых, речь идет о хозяйственных товарах, таких как метлы, щетки, сита, пуговицы, расчески и прочее. Импорт таких изделий ежегодно составляет порядка 36 миллионов долларов. При этом аналитики констатируют, что производство данных товаров может быть реализовано предприятиями малого и среднего бизнеса. В-третьих, сохранять ежегодно в стране свыше 62 миллионов долларов позволит налаживание собственного производства стекла и посуды – бутылей, зеркал и прочей аналогичной продукции.

Серьезный потенциал, считают эксперты, у такой ниши, как кожевенное сырье, изделия из кожи, пушнина. «Изделий из кожи и пушнины завезли на более чем 68,6 миллиона долларов в год. Если у сырья потенциал импортозамещения высокий (577 тысяч долларов), то по готовым изделиям, таким как чемоданы, сумки и предметы одежды, необходимо разделение рынка на брендовые (преимущественно европейские) и массовые (преимущественно из Китая и Турции) товары, с последующим замещением в массовом сегменте», - говорят они. Еще одно направление - древесина, бумага и изделия из них. Открытие новых и расширение действующих производств в этой отрасли позволят ежегодно экономить на импорте до 266 миллионов долларов.

Что касается строительных материалов, то, по мнению экспертов и тут у нас большие перспективы. Ежегодно их в страну завозится на 241 миллиона долларов. Производить же собственные брусчатку, камень, кирпичи, изделия из цемента нам ничто не мешает, конечно же, при наличии ресурсной базы на отдельные виды строительных материалов. Аналогичная ситуация с мебелью, товарами для интерьера и экстерьера. Речь идет о ежегодном объеме ввозимого в страну импорта категории этих товаров в размере 273 миллиона долларов. Более того, как подчеркивают аналитики, производства в данном сегменте являются инвестоемкими.

Естественным образом, когда заходит речь о возможности импортозамещения, акцент делается на производстве обуви и галантерейных товаров made in Кazakhstan. На ежегодную закупку головных уборов, зонтов и прочая за рубежом мы тратим порядка 353 миллионов долларов. Текстиль, на долю которого мы тратим свыше 900 миллионов долларов ежегодно, казахстанцы также могли бы производить сами, считают аналитики. Самым весомым вкладом в снижении зависимости от импорта стала бы реализация программы импортозамещения в секторе химической промышленности. «Импорт химической продукции включает широкий спектр товаров (217 товарных позиций на уровне 4 знаков ТН ВЭД), таких как: металлы, газы и их соединения, фармацевтические и гигиенические товары, бытовая химия. Его годовой объем оценивается в 3,2 миллиарда долларов. Из них: 0,31 миллиарда долларов импорта с низким потенциалом для замещения; 1,249 миллиарда долларов с потенциалом частичного замещения; 1,728 миллиарда долларов с высоким потенциалом замещения», - констатируют специалисты Фонда «Даму» и, резюмируя итоги проведенного исследования, делают вывод: «Учитывая сырьевые ресурсы, географические и транзитные преимущества Казахстана и госпрограммы по повышению индустриализации, поддержке предпринимательства, агропромышленного комплекса и стимулирования эффективной занятости населения, у нашей страны большой потенциал по импортозамещению и наращиванию экспорта и это открывает выгодные перспективы для развития отечественного малого и среднего бизнеса».

Наблюдая за запускаемыми государством в данный отрезок времени процессами импортозамещения в сфере индустриализации, возникает уверенность, что в довольно сжатые сроки у нашей страны получится существенно укрепить собственную экономическую безопасность и совершить мощный прыжок вперед.