В этом году Казахстан отказался от реализации одного из самых амбициозных государственных проектов – программы индустриально-инновационного развития. Она действовала более десяти лет и позволила отечественной экономике совершить серьезный крен в сторону ее структурного изменения, сделав акцент на развитии обрабатывающего сектора. Но текущие задачи потребовали новых форматов работы в этом направлении, которые отныне будут реализованы в рамках разработанных и утвержденных национальных проектов.

Большая перестройка

Стоит напомнить, что всего, начиная с 2010 года, Казахстан прошел три этапа индустриализации и внедрения инноваций. За две первые пятилетки нашей стране удалось не только поднять фактически с колен обрабатывающую индустрию, но и совершить серию очевидных прорывов. Производство 500 новых видов продукции, ранее не производившихся в Казахстане, из их числа. Это грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, лекарственные средства, а также множество других товаров в самых различных отраслях. Позволили программы индустриально-инновационного развития и существенно нарастить объемы производства, в том числе, и продукции, востребованной на внешних рынках.

В начале года Фонд развития предпринимательства «Даму» поставил «диагноз» современному состоянию отечественного обрабатывающего сектора и своими выводами подтвердил, что путь индустриальной революции, на который ступила наша страна в далеком 2010 году, был единственно верным. Согласно сделанным аналитиками выводам, доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны превышает 13 процентов. Для сравнения, в России этот показатель составляет 12,9 процента, в Армении - 12,1 процента. Внутренняя добавочная стоимость сектора обработки оценивается в 16,8 триллиона тенге. Как констатируют авторы исследования, за последние двадцать лет этот показатель вырос более чем в 50 раз. «Высокая доля обрабатывающей промышленности в структуре внутреннего регионального продукта наблюдается в Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях, а также в г. Шымкент, - говорится в материалах обзора. - В денежном выражении больше всего продукции обрабатывающего сектора производится в Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях. На их долю совокупно приходится более 7 триллионов тенге. За 12 лет наблюдается высокий прирост в секторе производства фармацевтической продукции (+895 процентов), в секторе машиностроения (+513 процентов), химической промышленности (+433 процентов), металлургической промышленности (+381 процентов) и стройматериалов (+347 процентов). В разрезе подотраслей можно отметить, что драйвером обрабатывающей промышленности Казахстана является металлургическая промышленность с долей от общего выпуска обрабатывающей промышленности в 45,7 процента».

Специалисты фонда «Даму» делают вывод, что такой рост обрабатывающей промышленности был спровоцирован беспрецедентными мерами государственной поддержки. К числу самых распространенных мер поддержки в рамках реализации программы индустриально-инновационного развития можно отнести субсидирование и гарантирование кредитов, а также льготное финансирование. Социально-экономический эффект от этих мер трудно переоценить. Как уточняют аналитики, «в 2020 году предприятиями обрабатывающего сектора, получившими поддержку, выпущено продукции на общую сумму 4,9 триллиона тенге (увеличение на 1275 процентов в сравнении с 2012 годом); уплачено налогов на сумму 389 миллиардов тенге (увеличение на 1024 процентов), уровень занятость в секторе превысил 177 тысяч человек. Вышеуказанные показатели свидетельствуют о том, что государственные меры поддержки в виде льготного финансирования оказывают положительный эффект на сферу обрабатывающей промышленности».

Ожидалось, что третья пятилетка программы позволит отечественной экономике не только закрепить результат от предыдущих двух этапов ее реализации, но и совершить очередной качественный рывок. По крайней мере, основная цель третьей пятилетки заключалась в сохранении стабильных темпов роста и повышении конкурентоспособности обрабатывающего сектора, а также в параллельном совершенствовании технологических процессов, внедрении элементов цифровизации, выходе на глобальные рынки.

Отличительной особенностью третьего этапа программы от двух предыдущих можно считать ее ориентацию на экспортную составляющую, а точнее - на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью, что было продиктовано необходимостью расширения рынков сбыта растущего объема товаров и услуг и встраивания в глобальные цепочки создания стоимости. Это требовало нетипичных мер, и они были заложены в программу. Одной из них была предусмотрена реализации специальной программы акселерации компаний. Ее задача заключалась в повышении конкурентоспособности компаний индустриального сектора, в том числе, субъектов малого и среднего бизнеса, и предусматривала совершенно нестандартные подходы. Это и тестирование на предмет экспортной готовности предприятия, и экспертная оценка конкурентоспособности производимого продукта, и реализация индивидуального плана развития и стратегии по выходу на внешние рынки, а также масштабирование экспортной деятельности.

Считалось, что экспортоориентированная индустриализация позволит вывести на внешние рынки новые товары казахстанского производства, особенно товары высокотехнологичных переделов. В итоге реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности должен был вырасти в 1,6 раза, объема экспорта - в 1,9 раза, индекса физического объема инвестиций в основной капитал - в 1,6 раза, количество действующих предприятий в обрабатывающем секторе - в полтора раза.

Возможно, эти целевые индикаторы и были бы достигнуты, если бы в ситуацию не вмешались обстоятельства непреодолимой силы. В первую очередь, речь о тех геополитических катаклизмах, которые кардинально изменили правила игры в мировой экономике, что рикошетом било и по казахстанским реалиям. Это потребовало от государства абсолютно новых решений и форматов работы. После появления национального проекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», который отчасти также основан на экономической модели индустриально-инновационного роста, продолжать движение в рамках специализированной программы уже не имело смысла.

Новые подходы

Теперь базисом для развития отечественного обрабатывающего сектора выступает национальный проект, вместе с продолжающей действовать Концепцией индустриально-инновационного развития на 2021-2025 годы. Что примечательно, в конце июля в нее было запланировано внесение поправок. Изменения направлены на актуализацию задач Концепции, вызванных текущим экономическим положением и наличием геополитических рисков.

Так, в тексте документа была закреплена кооперация в рамках Евразийского экономического союза. Сделано это было, как поясняется, с целью расширения приграничного сотрудничества и интеграции производств и логично ложится в канву уже принятых решений. В этой связи не лишним будет напомнить, что выступая в конце мая текущего года на первом Международном евразийском форуме, заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов довольно четко расставил акценты в вопросе сотрудничества нашей страны с ЕАЭС, акцентировав внимание на взаимодополняемости проводимой Казахстаном политики индустриально-инновационного развития и принятой в Союзе «Стратегии-2025». «Обе программы подразумевают стимулирование экспорта, развитие производства высокотехнологичной и инновационной промышленной продукции, обеспечение гарантии качества и безопасности товаров, а также увеличение цифрового сотрудничества на глобальном и региональном уровнях, - заявил он. - Реализация стратегии Союза на сегодня уже позволила существенно продвинуться по целому ряду вопросов, решение которых длилось годами». И, вероятно, с принятием предлагаемого в Концепцию уточнения работа в этом направлении способна выйти на новый, более качественный уровень.

Также более детально планируется прописать в Концепции аспекты финансирования проектов в отрасли машиностроения. Кроме того, авторы поправок намерены предусмотреть возможность финансирования проектов по ставке больше, чем три процента годовых, в случаях, если применяется микширование бюджетных средств и средств из других источников. Еще одно изменение направлено на внедрение механизма фондирования частных лизинговых компаний. При согласовании поправки, это позволит увеличить охват проектов мерами государственной поддержки, а также расширить возможности потенциальных лизингополучателей по привлечению инвестиций.

Что касается национального проекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», то в его рамках индустриально-инновационное развитие будет рассматриваться в сопряжении с такими направлениями как развитие нефтегазохимического и энергетического комплексов, геологической отрасли, а также продвижение несырьевого экспорта. На реализацию комплекса заложенных в нем задач из бюджета планируется потратить свыше 400 миллиардов тенге. При этом общая стоимость проекта оценивается в 15,9 триллиона тенге. Ожидается, что благодаря достижению поставленных нацпроектом целевых индикаторов, к 2025 году отечественная экономика выйдет на траекторию устойчивого роста на уровне не ниже 5 процентов в год.

Основной комплекс мероприятий заключается в технологической модернизации предприятий обрабатывающей промышленности. Также планируется запуск свыше четырехсот проектов, направленных на увеличение объемов производства и расширение номенклатуры товаров. Одна из целей - выход на внешние рынки и международные электронные площадки казахстанских производителей. По данным Министерства национальной экономики, «в результате принятых мер в полтора раза увеличится производство продукции обрабатывающей промышленности, в два раза - несырьевой экспорт, инвестиции в основной капитал несырьевого сектора увеличатся - на 75 процентов. Производительность труда в экономике вырастет в 1,2 раза. За счет модернизации энергетического комплекса будет осуществлен ввод 2000 МВт дополнительных мощностей возобновляемых источников энергии. Охват геологической изученности территории увеличится до 2,3 миллиона кв.км».

Как недавно сообщил заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов, «совместно с акиматами сформирован пул инвестиционных проектов до 2025 года в отраслях обрабатывающей промышленности, нефтегазохимии, аграрного сектора. Перечень включает в себя порядка 847 проектов».

В этом году планируется реализовать 158 проектов. По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, перед стартом из реализации был проведен предварительный анализ возможностей и перспектив развития обрабатывающей промышленности в целом с тем, чтобы определить перспективу наращивания экспортного потенциала и факторы импортозамещения рынка готовой продукции. Последнее особенно важно, учитывая высокую зависимость отечественной экономики от импорта. По официальным данным в прошлом году объем импорта превысил 38 миллиардов долларов. В первую очередь, речь идет о продукции машиностроения, которая завозится в Казахстан в очень больших объемах. В 2021 году его доля достигла 16,4 миллиарда долларов. К наиболее подверженным рискам зависимости от зарубежных поставок также находится продукция химической промышленности с долей импорта в 3,2 миллиарда долларов, черная металлургия (2,4 миллиарда долларов), легкая промышленность (2,2 миллиарда долларов), производство строительных материалов (1,4 миллиарда долларов) и цветная металлургии (679 миллионов долларов).

Исходя из этого не удивительно, что в исследовании сектора и выработки перспективных проектных направлений были учтены такие аспекты как наличие собственной сырьевой базы, экологическое регулирование, кадровые компетенции и инфраструктура.

Готовые к реализации экспортоориентированные и импортозамещающие проекты в сфере обрабатывающей промышленности будут финансироваться через АО «Банк Развития Казахстана». В министерстве уточняют, что с учетом привлеченных средств общая сумма финансирования составит 8 миллиардов тенге. Средства будут предоставляться под ставку не выше 11 процентов годовых сроком до 20 лет. Также кредитоваться проекты будут по линии АО «Фонд развития промышленности». Для крупного бизнеса средства будут выделяться по ставке, не превышающей семи процентов сроком до 20 лет. Общий объем финансирования по этому направлению превышает 285 миллиардов тенге. Для проектов в сегменте малого и среднего бизнеса, на реализацию которых заложена сумма в 50 миллиардов тенге, предусмотрены более мягкие условия: ставка не более трех процентов годовых, срок кредитования – до 7 лет.

Стоит отметить, что государственная политика в сфере индустриально-инновационного развития становится более предсказуемой и понятной для большинства. Этому, в том числе, способствуют правительственные инициативы. В их числе опубликованный недавно проект экономической политики государства на среднесрочный период. В его основу легли поручения главы государства, данные им на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса в январе и мае текущего года.

Экономика будущего

Министерство Национальной экономики, выступившее разработчиком документа, весьма трезво оценивает как накопленный опыт, так и потенциал, требующий реализации. В частности, в проекте отмечено, что «действующая экономическая модель Казахстана характеризуется высокой концентрацией в сырьевых секторах и недостаточным уровнем «сложности» выпуска и экспорта продукции. Подтверждением этому служит78 позиция Казахстана в рейтинге «Индекса экономической сложности» (для сравнения: Беларусь – 31 позиция, Россия – 52 позиция, Грузия – 63 позиция, Кыргызстан – 66 позиция). Промышленность Казахстана ориентирована преимущественно на добычу и экспорт сырьевых продуктов, доходы которых зависят от мировых цен на ресурсы, демонстрирующие в последние годы нестабильность и высокую волатильность. В структуре экономики отдача по инвестициям в добывающие сектора значительно превышает аналогичные показатели в других секторах».

Такая однобокость экономики и отсутствие своевременной технологической модернизации предприятий добывающего сектора, как констатируют разработчики новой экономической политики, привели к появлению системных проблем, начиная от истощения сырьевых запасов, высокого уровня физического и морального износа крупных производств, и заканчивая ухудшением социального самочувствия населения. «Соотношение инвестиций в основной капитал к ВВП демонстрирует снижение с 21 процента в 2010 году до 16 процентов в 2021 году. В сравнении, объем капитальных инвестиций к ВВП в большинстве стран ЕАЭС и Центральной Азии превышает уровень Казахстана. В частности, по итогам 2021 года инвестиций в основной капитал к ВВП в России составили – 17,5 процента, Беларуси – 17,9, Узбекистане – 32,6, Кыргызстане – 16,9 процента, - отмечается в программном документе. – Темп роста производительности труда недостаточен и отстает от реального роста доходов населения, который преимущественно поддерживается увеличением социальных трансфертов».

Как следствие, авторы делают вывод о том, что текущий рост экономики не в полной мере сказывается на социальном самочувствии населения, имея в виду наблюдающийся рост цен на товары и платные услуги, увеличение доли потребительских кредитов, превышающей долю корпоративного кредитования. «В структуре доходов бюджета также сформировалась зависимость от сырьевых отраслей. За последние 5 лет расходная часть бюджета значительно превышает доходы», - констатируют они.

Что касается индустриального развития, то Министерство национальной экономики рассматривает этот процесс в неразрывной связи с другими отраслями, в том числе развитием систем здравоохранения и образования, мерами, предпринимаемыми для улучшения социальной сферы и роста доходов населения, реформированием системы государственного управления.

Блок, касающийся перспектив дальнейшего развития обрабатывающей промышленности, лаконичен, но предельно конкретен. «С целью повышения экономической конкурентоспособности и развития производства обрабатывающей промышленности расширится доступ отечественных переработчиков к сырью, - подчеркивают разработчики проекта. - На законодательном уровне реализуются механизмы заключения трехсторонних соглашений между сырьевиками, переработчиками и отраслевыми государственными органами. Создание новых производств и наращивание их объемов, сокращение зависимости от импортных товаров продолжится, в том числе, через стимулирование механизмов регулирования процесса заключения офтейк-контрактов и офсетных сделок».

Серьезный импульс планирует придать взаимосвязи отрасли с наукой, которая, как отмечается, весьма неплохо адаптируется к потребностям бизнеса. Такой симбиоз способен обеспечить диверсификацию технологического уклада основных активов промышленности. Авторы документа рассчитывают, что будут внедрены прогрессивные технологические решения отечественной науки в промышленный сектор экономики с тем, чтобы повысить уровень производительности труда и сложности экспортной корзины. «Баланс науки, кадровой политики и новый технологический уклад в обрабатывающей промышленности останется повышенной зоной внимания государства. Совокупность принятых экономически обоснованных решений, обеспечивающих единство промышленной, инновационной, инвестиционной, экспортной, образовательной, фискальной политик обеспечит устойчивое развитие обрабатывающей промышленности», - подчеркивают они.

Общая же концепция выстроена на следующем понимании: «Индустриальная политика продолжит свое переориентирование с поддержки спроса на технологическую модернизацию и трансформацию предприятий. Государственная поддержка будет направлена на расширение продуктовой линейки и предоставляемых услуг, освоения новых рынков. Будут пересмотрены подходы к реализации индустриальной политики. Приоритетом будет переход от практики концентрации в крупном предпринимательстве к переориентации на эффективное стимулирование массового промышленного предпринимательства, включая, в том числе развитие транспортной, электро-, теплоэнергетической, водоснабжающей, цифровой инфраструктуры, а также применении новых подходов в развитии индустриальной инфраструктуры через лизинг готовых производственных помещений и оборудования. Будет проведена комплексная работа по реализации норм экологического законодательства по переходу на наилучшие доступные технологии с учетом международной передовой практики».

Такой же подход планируется реализовать и в сфере инноваций. Отмечается, что «в целях расширения цифровизации отраслей экономики продолжится реализация комплекса мероприятий, способствующих развитию электронной промышленности, строительной отрасли, сферы цифровых данных». Особо подчеркивается, что «продолжится активное развитие региональных инновационных хабов, бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов, институтов бизнес-ангелов, технологических брокеров, краудфандинговых платформ, новых поколений финансовых инструментов, путем использования цифрового майнинга и блокчейн технологий».

Все это, как рассчитывают в министерстве, позволит позиционировать Казахстан в качестве регионального хаба в сфере инноваций и криптоиндустрии. Механизмы достижения цели самые разнообразные. Это и развитие стартап экосистем, и привлечения иностранных инвестиций, и продвижения IT-культуры. «Приоритетами инновационной политики станет развитие и создание потенциально конкурентоспособных и экспортоориентированных производств, стимулирование системных инноваций, укрепление региональной инновационной экосистемы, трансформация корпоративного сектора и развитие рынка венчурного финансирования. «Якорные проекты» станут новыми «точками притяжения» в Казахстан мировых технологических лидеров», - утверждается в опубликованном документе. - Будет проведена работа по развитию технологий для «экономики будущего», таких как, аддитивные технологии, биотехнологии, электронные элементы и платы, робототехника, новая энергетика, в том числе альтернативные источники энергии, космическая техника и технологии. Основными параметрами оценки развития «экономики будущего» станет наличие отечественной интеллектуальной составляющей (IP), привлечение инвестиций мировых технологических лидеров, организация высокотехнологичных производств, способных стать базой для новых отраслей и секторов экономики».

Обозначенные новой экономической политикой задачи естественным образом диктуют необходимость трансформации практических подходов в других сферах. Например, что касается инвестиционной политики, проводимой государством, то в краткосрочном периоде, как планируется, она по-прежнему будет базироваться на привлечении инвестиций в несырьевой сектор и отходе от сырьевой модели развития. В приоритете инвестиционные проекты, направленные на обеспечение технологической модернизации, благоприятствующей структурным преобразованиям, встраиванию в региональные и глобальные цепочки создания стоимости и поставок, обеспечение продовольственной безопасности, расширение и развитие внутреннего рынка. Впрочем, есть и серьезная оговорка – объем государственных инвестиций будет постепенно снижаться. Привлечение бюджетных средств в проекты будет допускаться только в исключительных случаях – на высокотехнологичные и капиталоемкие проекты, который частный сектор физически реализовать не в состоянии. В остальном инвестиции будут изыскиваться из альтернативных источников. Как вариант авторы проекты делают ставку на банковский сектор и трансформацию механизмов государственно-частного партнерства.

Резюмируя предлагаемые Министерством национальной экономики изменения экономической политики, стоит остановиться на ключевых факторах. Разработчики программного документа считают, что «построение диверсифицированной экономики с упором на обрабатывающую промышленность, агропромышленный комплекс и сектор услуг остается одним из главных приоритетов. Основная деятельность будет сосредоточена на формировании технологически прогрессивной промышленности, ориентированной на создание продукции средних и верхних переделов, усложнение структуры экспорта, повышение производительности труда, увеличение доли качественных рабочих мест и сокращение несырьевого дефицита. Выпускаемая продукция должна обладать высокой добавленной стоимостью и уровнем сложности. Субъекты бизнеса будут вовлечены в глобальные цепочки добавленной стоимости и иметь широкий спектр рынков сбыта за пределами страны. Обеспечение специализированными факторами (инфраструктура специальных экономических и индустриальных зон) снизит издержки и стимулируют предприятия к встраиванию в глобальные и региональные цепочки добавленной стоимости, с последующим трансфертом инвестиций, технологий и компетенций. Ключевой задачей принимаемых мер станет обеспечение международной конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности».

На практике, в случае принятия и реализации этого программного документа ожидается, что «главным постулатом страны станет построение инклюзивной экономики со справедливым распределением доходов и ростом уровня жизни граждан».