Интенсивная промышленная кооперация способна не только вывести эффективность экономического сотрудничества между странами ЕАЭС на новый, более качественный уровень, но и, при наличии успешных примеров, стать своего рода ключами от общемирового экономического кризиса для каждой из стран, входящей в Союз. Резко ускорившаяся динамика инициатив в сторону интеграции промышленных комплексов внутри ЕАЭС прямо свидетельствует о готовности стран участниц евразийского интеграционного объединения единым фронтом отражать наметившиеся риски глобальной рецессии.

Объединяйся, а то проиграешь

Совсем не случайно на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что «успех евразийской интеграции зависит от эффективности работы по развитию промышленной кооперации государств-членов ЕАЭС». Именно развитие промышленной кооперации, причем в ее наивысшей форме, направленной на создание высокотехнологичных производств, способно стать для участников Союза своеобразной «подушкой безопасности» и в текущий исторический период разрыва традиционных промышленных цепочек снизить критический уровень зависимости от импорта.

Серьезным подспорьем, способствующим эффективности решения этой задачи, можно рассматривать запущенную несколько лет назад Евразийскую сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. По сути, это общая информационная система, служащая механизмом построения кооперационных связей между предприятиями стран, входящих в ЕАЭС, для создания новых производственных цепочек и оптимизации уже действующих, а также для полноценной загрузки мощностей производств, расположенных на территории Союза. Сеть изначально была задумана как механизм достижений высокой эффективности производства, обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции, производимой предприятиями ЕАЭС. Также в число основополагающих целей ее создания входит формирование сервисной промышленной среды, способной заложить основы цифровой трансформации промышленности, оптимизировать процессы производства и существенно повысить конкурентоспособность промышленных предприятий Союза, в том числе, за счет ликвидации непроизводительных издержек, а также концентрации усилий на технологическом перевооружении.

В практическом преломлении промышленная кооперация заключается в передаче производства деталей, комплектующих и узлов, составляющих готовую продукцию от крупных предприятий, владеющих конструкторскими разработками, к средним и малым. Такой подход вполне укладывается в идеологическую составляющую Союза. В Евразийской экономической комиссии подчеркивают, что «необходимо стремиться к тому, чтобы ЕАЭС функционировал не просто как объединенный рынок, а как единая экономика, где предприятия могут беспрепятственно организовывать производство независимо от национальных границ».

Казахстан выступает активным участником промышленной кооперации. Нашей страной она осуществляется не только в рамках Союза, но и благодаря заключению двусторонних соглашений. В этой связи стоит напомнить, что три года назад в рамках визита Касым-Жомарта Токаева в Российскую Федерацию был подписан важный документ – специальная программа, определяющая совместные шаги двух стран в области промышленного взаимодействия. Речь идет не только о развитии промышленной кооперации, но и о реализации совместных проектов на базе как новых, так и уже существующих производств, расположенных в Казахстане. Данная программа обуславливает и стимулируют появление на территории нашей страны заводов, выпускающих сельскохозяйственную, грузовую и легковую автотехнику, а также компонентом и комплектующих к ней. В числе партнеров с российской стороны такие известные бренды, как КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ, ПАЗ.

Очередное подтверждение эффективности развития двустороннего сотрудничества в области развития промышленной кооперации между Казахстаном и Россией было получено в ходе недавно завершившей свою работу в Екатеринбурге выставки «Иннопром-2022». На ее площадке была подписана очередная программа совместных действий в сфере промышленной кооперации между нашими странами. Предполагаемый объем инвестиций, как ожидается, достигнет 6,5 миллиарда долларов.

Тише едешь – дальше будешь?

Впрочем, несмотря на договоренности самого высокого ровня, нельзя сказать, что процесс сближения промышленных секторов стран-участниц ЕАЭС движется исключительно гладко или по накатанной колее, да и темпы кооперации нередко вызывают вполне оправданную критику со стороны экспертного сообщества. Действительно, если учитывать потенциал этого направления, то результаты совмещения промышленных политик в рамках Союза можно охарактеризовать как довольно скромные. Скорее, члены ЕАЭС пока еще в самом начале этого сложного, но перспективного пути. Одно из последних исследований, проведенных Евразийской экономической комиссией с участием привлеченных экспертов, говорит о том, что динамика кооперационных поставок между странами ЕАЭС в течение нескольких лет демонстрировала устойчивый рост – в среднем на 40 процентов, а их объем в ценовом выражении превысил 40 миллиардов долларов. Казалось бы, цифра вполне впечатляющая. Но если сравнивать ее с общим объемом рынка Союза, оценивающимся в сумму, превышающую 700 миллиардов долларов, то все встает на свои места.

С другой стороны, все мы не раз становились свидетелями того, что многие перспективные интеграционные инициативы становились жертвами ненужной поспешности и гибли, только успев появиться на свет. И некоторая медлительность, наблюдающаяся в процессе промышленной кооперации внутри ЕАЭС, кажется вполне логичной. Во избежание негативного эффекта инициативы по сближению тщательно взвешиваются, и только укрепившись в правильности выбранного пути, их авторы приступают к осуществлению тех самых конкретных шагов, которые в перспективе способны стать базисом новой союзной экономики. Хотя, надо признать, в некоторых случаях проволочки вызваны еще более объективными причинами - противоречиями, вызванными необходимостью участников Союза защищать интересы своих национальных экономик и собственных производителей.

Комплекс этих вызовов, на которые не всегда удается найти оптимальный ответ, привел к тому, что промышленная кооперация в ЕАЭС так и не получила должного развития. Более того, практически не коснулась высокотехнологических отраслей, на взаимодействие в которых изначально и делалась ставка. В своем недавнем исследовании кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник российского Центра постсоветских исследований Михаил Кривогуз и представитель Евразийской экономической комиссии Дмитрий Фесенко констатируют: «Не произошло сколько-нибудь существенного изменения структуры взаимных кооперационных поставок. Они представлены изделиями с невысоким уровнем передела – продукцией металлургии, химической промышленности, резиновыми и пластмассовыми изделиями, а также неметаллической минеральной продукцией (стройматериалами). Исключение составляют лишь кооперационные поставки комплектующих для автотранспортных средств и электрооборудования, а также, в меньшей степени, электронного и оптического оборудования. Остальные отрасли машиностроения в кооперационных поставках практически не задействованы по причине слабого развития машиностроения в Армении, Казахстане и Кыргызстане (фактически отсутствуют производители, которые могли бы поставлять или закупать кооперационную продукцию), а также в связи с тем, что машиностроительные предприятия преимущественно ориентированы на поставки комплектующих из третьих стран, таких как Китай, страны ЕС, США, Япония. Это в свою очередь обусловлено тем, что при производстве используются иностранные технологии и оборудование. Государствам, входящим в ЕАЭС, сложно предложить друг другу передовые технологии».

Но быстро меняющиеся экономические и политические реалии требуют от руководящего звена ЕАЭС не только более адекватных, но и быстрых, если не сказать, молниеносных решений. Не зря же еще несколько лет назад наш президент, пользуясь председательством Казахстана в ЕАЭС, старался придать новый импульс промышленной кооперации, давая понять, что пора, наконец, в этом вопросе переходить от теории к практике. «Для достижения данной цели потребуется создание совместных предприятий в промышленности, агропромышленном секторе и в сфере услуг. В дополнение к этому реализация новых совместных инфраструктурных проектов обеспечит производственную связанность и эффективное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов наших стран», - заключал Касым-Жомарт Токаев. В качестве условий для создания кооперации лидер нашей страны назвал необходимость полного переформатирования идеологических подходов внутри Союза, что способно будет запустить реальные механизмы для налаживания межгосударственных связей в промышленном секторе.

Результат есть

Надо отметить, что такие механизмы в итоге были запущены. Как отмечают в Евразийской экономической комиссии, сегодня в рамках промышленной кооперации наблюдается активное сотрудничество по таким направлениям, как сельскохозяйственное машиностроение, производство подъемнотранспортного оборудования, черная и цветная металлургия, легкая промышленность, производство строительных материалов, станкостроение. И это далеко не полный перечень направлений взаимодействия.

Выступая на XVII форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, Касым-Жомарт Токаев рассказал о масштабных для экономик стран ЕАЭС совместных проектах: «Мы создали наиболее благоприятные условия для инвесторов, реализующих морские проекты. Поддержали предложения российский партнеров по высвобождению совместных морских проектов от поставок нефти на внутренний рынок, а также отменили экспортную таможенную пошлину. Правительство в тесном взаимодействии с инвестиционным сообществом выработало новый механизм инвестиций – улучшенный модельный контракт. Он обеспечивает юридическую защиту и стабильность инвестиций, а также предусматривает обновленный пакет преференций. «Конечно же, мы приглашаем российских партнеров к реализации новых проектов. С 2019 года успешно реализуется программа совместных действий в области производственной кооперации. На данный момент уже реализовано три проекта – производство тракторов марки «Кировец», производство автомобилей марки «Hyundai» и проект по производству компонентов для транспортных средств марки «Газ». С участием главы Татарстана Рустама Миниханова дан старт строительству завода по производству шин мощностью 3,5 миллиона шин в год. Это важный и нужный для Казахстана проект, снижающий зависимость от импорта из других стран».

В целом же, в рамках совместной программы в области казахстанско-российской производственной кооперации, как сообщил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, уже реализовано 13 крупных проектов. Еще девять находятся на этапе реализации. В целом программа совместных действий предполагает сотрудничество еще по 23 проектам в 7 отраслях промышленности.

Углублению и ускорению процессов взаимодействия в сфере промышленной кооперации поспособствовала политическая воля обеих стран, заинтересованных в такого рода сотрудничестве. Как поясняет глава казахстанского правительства, «мы начали создание новой технологической базы в научно-технической, инновационной и промышленной сферах, которая будет ориентирована на кооперацию. В Казахстане сформирована правовая и институциональная основа для развития отраслей промышленности. Принят закон «О промышленной политике». Документ охватывает все этапы производственного цикла, начиная от сырья и заканчивая выпуском готовой продукции». Аналогичные шаги предпринимаются и с российской стороны, а также со стороны остальных стран-участниц ЕАЭС. Способствует этому разработанная Карта индустриализации Союза, позволяющая комплексно подойти к организации на уровне ЕАЭС работы по импортозамещению, свести воедино соответствующие национальные планы, выстроить импортозамещающие производственные цепочки, а также эффективно использовать компетенции друг друга. Карта содержит 554 технологических направления, по которым у стран есть импортозамещающий потенциал, и охватывает 50 групп товаров, которые являются лидерами по импорту в государствах ЕАЭС. Кроме того, данная Карта включает в себя 182 крупных инвестиционных проекта по наиболее перспективными направлениями промышленной кооперации. По мнению членов Евразийской экономической комиссии, к таковым относятся: машиностроение, металлургия, легкая промышленность, производство электрооборудования и строительных материалов, химическая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий.

По статистике, Казахстан лидирует в вопросах кооперации на территории экономического Союза: всего в ЕАЭС насчитывает 17,5 тысяч совместных предприятий, созданных между его участниками. Больше всего (около десяти тысяч) таких предприятий находится в Казахстане.

Как расширить «окно возможностей»?

Сегодня перед странами-участницами Союза стоит задача по расширению и наращиванию сотрудничества в сфере промышленной кооперации. Ставка в этих вопросах делается на создание и развитие самых разнообразных механизмов и инструментов. В частности, речь идет о разработке и финансировании межгосударственных программ. По аналогии с союзной программой по космосу в ближайшей перспективе планируется запуск проектов по распределенной энергетике и суперкомпьютерам. Объем предварительной работы очень большой. Как уточняет министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян, «на сегодняшний день ни одна из программ не имеет полного ресурсного обеспечения».

Во-вторых, серьезной ревизии будут подвергнуты наднациональные документы. Странам ЕАЭС предстоит определиться с новыми стратегиями, четко обозначающими общие точки роста национальных промышленных политик. Как отмечают в Евразийской экономической комиссии, акцент в этих вопросах будет сделан на внедрении механизмов стимулирования вовлеченности промышленных предприятий в формирование евразийских цепочек добавленной стоимости, содействия в продвижении товаров на внешние рынки, поощрения инновационной деятельности предприятий, повышения инвестиционной привлекательности промышленности, развития малого и среднего бизнеса, зеленых технологий, а также содействия цифровой трансформации в промышленности. Все эти принципы будут оформлены в скором времени в виде отдельного специального документа. Заявляется, что он «позволит обеспечить единый стратегический вектор и синхронность в реализации общих промышленных интересов стран Союза, а также дополнительное информирование сторон о системе господдержки промышленности в государствах-членах».

Третьим направлением станет внедрение льготных механизмов финансирования проектов промышленной кооперации. Евразийская экономическая комиссии считает, что с этой целью нужно более активного задействовать Евразийский банк развития, а также привлекать средства других банков, фондов и институтов развития – например, Евразийского фонда стабилизации и развития.

Серьезную переработку ожидают критерии отбора проектов, предлагаемых к реализации в сфере промышленной кооперации. Отмечается, что сейчас они имеют обобщенный характер, не имеют четкой оценочной составляющей и не могут гарантировать привлекательность условий заимствования.

В числе перспективных нефинансовых стимулов, предлагаемых Евразийской экономической комиссией к реализации, значится возможность закрепления на наднациональном уровне норм по стимулированию использования товаров, изготовленных в государствах ЕАЭС, и приоритизации евразийских товаров перед импортными. «Такой подход позволит насытить рынок евразийскими товарами, а также стимулировать доступ производителей товаров одних государств-членов к производственным цепочкам других, что является актуальным для всех стран Союза», - считает Артак Камалян.

Что дальше?

Что касается непосредственно самих проектов, то ожидается, что в достаточно сжатые сроки произойдет их существенное расширение в самых разных отраслях. В их числе налаживание сотрудничества в авиастроении, что продиктовано подписанным недавно соглашением о создании Евразийской технологической платформы «Гражданское авиастроение». Реализацией инициатив в этом направлении в рамках утвержденной «дорожной» карты по расширению промышленного сотрудничества в области гражданского авиастроения в государствах – членах ЕАЭС на 2022–2023 годы, будут заниматься Казахстан, Россия и Белоруссия в лице «Казахстанская авиационная индустрия», российского АНО «Центр компетенций развития промышленности» и авиаремонтного завода №558, расположенного в г. Барановичи.

Продолжится взаимодействие стран ЕАЭС и в области машиностроения. Рассчитывается, что основную роль в этом направлении будет играть предложенная Белоруссией идея сквозной кооперации, предполагающая задействовать все без исключения страны-участницы интеграционного объединения при реализации каждого конкретного проекта. Одним из первых таких проектов станет создание союзного электротранспорта. В ходе состоявшегося на прошлой неделе заседания совета Евразийской экономической комиссии инициатива о реализации кооперационного проекта «Евразийский электробус» была поддержана всеми сторонами. И, надо отметить, это не единственная инициатива Белоруссии в сфере развития промышленной кооперации.

Довольно активно нашим партнером продвигается идея кооперации в сфере микроэлектроники. Как известно, с советских времен Белоруссия была и остается одной из тех стран на постсоветском пространстве, которые сохранили потенциал в сфере микроэлектронной промышленности и многочисленные конструкторские бюро и предприятий, работающие в этом направлении. Страна до сих пор производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы. Масштабировать свой опыт белорусы предлагают на территорию всего ЕАЭС. Идея эта горячо поддерживается остальными участниками Союза, критически зависимыми от импорта в этой сфере. А с учетом того, что в Кыргызстане имеются большие запасы кремния, используемого в данном виде производства, создание совместных предприятий для полноценного развития отрасли микроэлектронных технологий, звучит весьма перспективно.

Что касается нашей страны, то Казахстан заинтересован в сотрудничестве по самым разным направлениям. Если говорить устами премьер-министра Алихана Смаилова, то «реальные кооперационные проекты нужны практически во всех отраслях промышленности: от машиностроительной и высокотехнологичной до производства продуктов питания и медизделий». Именно поэтому он предлагает на данном отрезке времени сконцентрироваться на поиске и проработке со сторонами ЕАЭС таких проектов.

Аналогичной позиции придерживается и министр экономики Казахстана Алибек Куантыров. По его словам, «в условиях замедления темпов роста мировой экономики, эскалации напряженности в международной торговле, санкционного противостояния и усиления протекционизма очевидна целесообразность углубления индустриальной кооперации стран ЕАЭС». «Наибольший потенциал мы видим в секторах нефтегазового машиностроения, создания автокомпонентной базы и контейнеризации», - уточнил он.

Вместо послесловия

Помогут ли все эти инициативы и начинания странам Союза сообща облегчить последствия грядущей глобальной рецессии, конечно же, покажет только время. Но в любом случае движение «единым фронтом» в сторону снижения зависимости от влияния общемировых экономических и финансовых катаклизмов заслуживает пристального внимания. Как минимум потому, что развитие промышленной кооперации в ЕАЭС уже сейчас существенно меняет и совершенствует архитектуру региональной экономики, превращая ее в единый устойчивый механизм.