На уходящей неделе рост цен на продовольственные и социально-значимые товары был ключевым в государственной повестке. Ньюсмейкерами выступили как члены правительства, проведшие брифинг на площадке Службы центральных коммуникаций, так и Национальный банк, сделавший антиинфляционный ход конем. Как именно меры, предпринимаемые государством, способны остановить обезумевшие цены, в нашем обзорном материале.
Ставки сделаны
Неделя стартовала с решения финансового регулятора повысить базовую ставку на половину процентного пункта. Как сообщалось в распространенном пресс-релизе, Комитет по денежно-кредитной политике Национального банка РК повысил базовую ставку с 14 до 14,5 процента годовых с процентным коридором плюс-минус один процентный пункт.
На фоне действий финансовых регуляторов в разных странах мира, также вынужденно идущих по пути повышения базовых ставок, решение главного банка страны выступает частью общемирового тренда. Кстати, на этой неделе ставку подняла и Федеральная резервная система США, причем, сразу на 75 базовых пунктов – до 2,25-2,50 процента. Все дело в инфляции, которая выросла до максимумов за последние сорок лет. И, похоже, это не предел. Прогнозируется, что до конца года базовая ставка в США вырастет до 3,5 процента годовых.
Аналогичный сценарий не исключается и у нас, в Казахстане. Следующее решение о базовой ставке будет принято 5 сентября, исходя из складывающейся ситуации. При этом прогнозы довольно пессимистичны. «Национальный банк ожидает ускорение годовой инфляции в 2022 году выше верхней границы ранее озвученного прогноза 13-15 процентов», - говорится в пресс-релизе, выпущенном регулятором.
Что же касается ситуации текущей, то решение Нацбанка, несмотря на критику со стороны ряда экспертов, выглядит оправданным. «Растут как устойчивая составляющая потребительских цен, так и общий уровень цен. Сложившаяся в мае и июне текущего года инфляция показывает, что ее пик не пройден. Высокие инфляционные ожидания усиливают проинфляционное давление», - уточняет регулятор. В создавшихся условиях повышение базовой ставки позволит государству тонко играть на рынке стабилизации цен. Причем, не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. «Текущее решение направлено на стабилизацию и замедление инфляционных процессов и ожиданий в 2023 году, а также приближение инфляции к целевому показателю в среднесрочной перспективе, - поясняет Нацбанк. - Устойчивость протекающих инфляционных процессов, фискальное стимулирование спроса и внешний проинфляционный фон требуют поддержания базовой ставки на текущих уровнях в течение продолжительного времени для стимулирования сберегательного поведения населения, что будет постепенно воздействовать на инфляцию в течение следующего года».
Шаг, предпринятый Национальным банком Казахстана, коррелирует с теми решениями, которые принимаются на уровне правительства. В комплексе предпринимаемые сегодня на государственном уровне меры по стабилизации ситуации с ценообразованием способны смягчить последствия развивающегося общемирового кризиса. Каким образом? Об этом рассказали в ходе брифинга в СЦК вице-премьер, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов и министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев.
Стадия стабилизации
Одним из важных факторов для достижения поставленных целей станет запуск Национальной товаропроводящей системы с сетью оптово-распределительных центров, что позволит комплексно решать вопросы снижения потерь продуктовой цепи и более эффективно стабилизировать цены на продовольствие. Ожидалось, что проект стартует еще в конце прошлого года, но в силу объективных причин – изменения уровня обязательств государства в рамках договоров государственно-частного партнерства и изменения условий финансирования, его реализация была временно поставлена на паузу. По прогнозам, уже в скором времени работы по этому направлению возобновятся. Как констатировал Бахыт Султанов, достигнуты договоренности о минимизации государственных обязательств по проекту и максимизации капитальных вложений со стороны инвесторов. Изначально размер государственных обязательств по проекту предполагался в размере 980 миллиардов тенге на 14 лет. Теперь подходы пересмотрены. Будут использованы инструменты субсидирования Министерства сельского хозяйства, направленные на стимулирование частных инвесторов на участие в проекте в части строительства агрологистических центров. Экономия составит порядка 300 миллиардов тенге.
Министр отметил, что в Казахстане созданы девять оптово-распределительных центров и 1171 склад овощехранения за счет частного бизнеса, совокупной мощностью 3,5 миллиона тонн. Из-за отсутствия координации пока не все из них работают эффективно, но, как заверяет Бахыт Султанов, сейчас создается платформа, которая будет способствовать налаживанию эффективных взаимосвязей.
Параллельно работа проводится и по другим направлениям. Например, по оптимизации и модернизации рынков. Как говорит заместитель премьер-министра, к числу основных системных проблем, которые так или иначе влияют на конечную цену товара, можно отнести отсутствие регламентации деятельности их владельцев и администрации, высокую аренду за торговые места, а также навязывание администрациями рынков аффилированных поставщиков. И это не считая создания рынками искусственного дефицита по тем или иным товарам, манипулирования ценами. Для решения этих проблем, как сообщает Бахыт Султанов, разработаны законодательные поправки. Они направлены на наделение собственников рынка персональной ответственностью за организацию торговли на вверенных участках, на установление квалифицированных инфраструктурных требований к рынкам, а также на создание информационной системы, которая, по словам министра, обеспечит конкурентный и свободный доступ отечественным товаропроизводителям к торговым площадям. Данные нормы включены в правительственный законопроект, который уже находится на рассмотрении мажилиса. Бахыт Султанов рассчитывает, что на ближайшей парламентской сессии они будут одобрены и приняты.
На системной основе
Что касается текущих вызовов, то правительство пытается справляться с ними в экстренном режиме. Причем, к решению того или иного вопроса сразу старается подходить системно, чтобы в обозримом будущем исключить подобного рода риски.
Эта работа, например, видна по выправлению критической ситуации, вызванной дефицитом и высокой ценой на сахар. Несмотря на диверсификацию поставок, проблема продолжает не просто сохраняться, а рождать в обществе ажиотаж.
«В ручном режиме все это время мы управляли процессом поставки и, где надо, включали различные инструменты, в том числе логистические, транспортные, инструменты поддержки для наших поставщиков, - констатировал Бахыт Султанов. - Надо сказать, что объемы поставок и наличие на рынке этого продукта, в целом, всегда превышает потребление по стране. Но, соглашусь, есть перебои по поставкам в регионы, перераспределению среди регионов. Два раза в неделю мы с местными исполнительными органами проводим соответствующие совещания, чтобы регулировать эти процессы».
В краткосрочной перспективе, уже осенью, ее решению будет способствовать сбор урожая сахарной свеклы и поставки готового продукта из других стран.
С ценообразованием, на которое давит импорт инфляции, ситуация, конечно, сложнее. Но, по словам вице-премьера, государство прилагает максимум усилий для стабилизации стоимости сахара. Бахыт Султанов рассказал, что в рамках построения новых логистических маршрутов удалось добиться существенных скидок на транспортировку сахара и сахара-сырца. Так, Иран предоставил 44-процентную скидку по железнодорожным тарифам, Туркменистан – 80-процентную скидку.
В долгосрочной перспективе высокую импортозависимость по сахару, которая на сегодняшний день достигает 93 процентов, государство будет решать путем запуска специальной государственной программы развития сахарной отрасли. Ее оценочная стоимость составит порядка 160 миллиардов тенге. Еще 400 миллиардов тенге планируется привлечь в качестве инвестиций. По предварительным данным, реализация этого проекта к 2026 году позволит увеличить внутреннее производство сахара из собственного сырья в семь раз. «На сегодня определены четкие шаги для развития отечественной сахарной отрасли, - заявил Бахыт Султанов. – Главное - максимально обеспечить сырьем наши отечественные сахарные заводы».
В текущем году, как сообщил Ербол Карашукеев, планируется, что самообеспеченность сахаром достигнет уровня в 49 процентов за счет переработки на отечественных заводах как собственного, так и завозимого сырья. При этом министр отметил, что пока что сырья, и особенно сахарной свеклы, катастрофически не хватает, и все четыре сахарных завода, функционирующих в республике, вынуждены в лучшем случае работать в полсилы.
«Причина нехватки сахарной свеклы – в сокращении посевных площадей под эту культуру», - разъяснил глава сельскохозяйственного ведомства. Ели еще в 90-е годы прошлого века площади под сахарную свеклу в Казахстане составляли порядка 85 тысяч гектаров, то к 2014 году этот показатель сократился до 1,2 тысяч гектаров. С этого времени государство пытается нарастить площади посевных, чтобы выйти из кризиса, но процесс идет довольно медленно. «Это связано с мелкотоварностью свекловодческих хозяйств, высокой затратностью возделывания, дефицитом водных ресурсов, изношенностью оросительных сетей и другими факторами, - говорит Ербол Карашукеев. – Также отмечается низкая рентабельность производства сахарной свеклы по сравнению с другими культурами, что делает ее менее привлекательной для фермеров. Без субсидий производство сахарной свеклы является убыточным. В этой ситуации нам тяжело нарастить объемы посевных площадей и производство сахарной свеклы».
Поскольку нарастить в кратчайшие сроки отечественные сырьевую базу по объективным причинам, вызванным в том числе, и климатическими условиями, не представляет возможным, Министерство торговли и интеграции сконцентрируется на поиске надежных поставщиков сахара-сырца и заключении с ними долгосрочных контрактов. Делается это для того, чтобы отечественные производители в сезон не попадали в ценовое пике, закупая на бирже сырье по спотовым ценам.
Как дает понять Бахыт Султанов, в ближайшем будущем государство намерено создать максимально комфортные и защищенные условия для производителей сладкого продукта, вплоть до защиты от потенциального демпинга, чтобы, как выразился заместитель премьер-министра, «сахарные заводы встали на ноги, и создали соответствующий спрос для наших фермеров». Для этого правительство намерено «вводить инструменты минимального уровня контроля цен, которые позволят заводам гарантировано выпускать на внутренний рынок необходимые объемы продукта без страха, что произойдет демпинг со стороны других стран».
Ну а пока что с ажиотажем, который вызывает сахар у населения, государство вынуждено бороться нетривиальными методами.
Причины такого повышенно интереса к сладкому продукту у населения министр сельского хозяйства объясняет тем, что «социально-предпринимательскими корпорациями в ряде областей сахар реализуется по ценам, ниже себестоимости. К примеру, в Павлодарской области стабфонд продает сахар по 416 тенге за килограмм при закупочной цене 448 тенге, в Кызылординской – по 370 тенге при цене закупа 450 тенге за килограмм. Алматинская область реализует по 276 тенге, Актюбинская – по 363 тенге, Мангистауская – по 400 тенге за килограмм». «Конечно, при продаже по заниженной стоимости будет создаваться ажиотаж», - резюмирует Ербол Карашукеев, при этом отмечая, что на рынке произошло двукратное удорожание стоимости тростникового сырца, в 2,6 раза выросли транспортные затраты. Стоимость непосредственно самой переработки также увеличилась. «На сегодняшний день заводы отпускают сахар по 450 тенге за килограмм. При этом стоимость сахара, с учетом 15-процентной торговой надбавки у оптового и 15-процентной – у розничного реализаторов, должна составлять порядка 595-600 тенге за килограмм. Это рыночный товар», - объясняет ситуацию министр.
По словам главы сельскохозяйственного ведомства, для снижения ажиатированного спроса на сахар необходимо пересмотреть подходы при его реализации из стабфондов в регионах. «Скорее всего, нужно наш, дешевый сахар, который есть в небольших количествах – «социальный» сахар, совмещать с сахаром, который есть в оборотной схеме, и по какой-то средней цене по большему объему продавать», - считает он.
Меры оперативного реагирования
Не меньше проблем правительству доставляет и «антирыночное» формирование стоимости на овощную продукцию, особенно на лук, рост цен на который побил многолетние рекорды. При этом, как подчеркивает Ербол Карашукеев, «запасы лука на внутреннем рынке были и остаются достаточными: при месячной потребности в 25,9 тысячи тонн, запасы лука на сегодня составляют 34,4 тысячи тонн. Кроме того, с сентября начнется сбор осеннего лука в объеме 1 миллиона тонн, что в полной мере обеспечит потребность внутреннего рынка и даст возможность отгрузить определенные объемы на экспорт».
Очевидно, что проблема создана искусственно, и решать ее снова приходится в ручном режиме. «В настоящее время совместно с акиматами Туркестанской и Жамбылской областей проводится работа по заключению контрактов между производителями лука и акиматами областей и городов. По итогам встреч цена реализации лука снижена с 220 до 110 тенге за килограмм», - рассказал министр.
Аналогичная ситуация наблюдается с ценообразованием на морковь, капусту, картофель. «Что касается картофеля, то месячная потребность внутреннего рынка составляет 152,7 тысяч тонн. По информации акиматов, на сегодняшний день запасы картофеля составляют 124,9 тысячи тонн. С июня осуществляется сбор раннего картофеля. Общий валовый сбор раннеспелого картофеля на сегодняшний день составляет 270,9 тысячи тонн. В первой половине августе планируется сбор еще 7,8 тысячи тонн. Урожай раннего картофеля поспособствовал насыщению рынка и стабилизации цен - с начала месяца розничная цена на картофель снизилась на 5 процентов», - заключил Ербол Карашукеев, добавив: «С сентября начнется сбор осеннего картофеля, объем которого составит более 4 млн. тонн, что в полной мере обеспечит потребность внутреннего рынка и даст возможность отгрузить определенные объемы на экспорт».
Министр сельского хозяйства подчеркнул, что на внутреннем рынке отсутствует дефицит товаров: «Имеются все необходимые для покрытия потребности населения запасы продовольствия». Более того, как заявил Ербол Карашукеев, нет объективных причин для повышения осенью цен на овощную продукцию.
Особо спикера подчеркнули, что ситуация с мясом и зерном в стране стабильная, необходимые запасы есть. Как подчеркнул Бахыт Султанов, «голод нам не грозит, запас прочности у нас всегда есть».