Министерство индустрии и инфраструктурного развития недавно опубликовало отчет о прошлогодних итогах реализации Концепции индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы. Несмотря на объективные сложности, вызванные последствиями пандемии и геополитическими шоками, ситуацию удалось удержать под контролем и достичь ранее обозначенных целевых показателей. Вместе с тем, риски и угрозы, вызванные нарастающей в мире эскалацией, в перспективе могут оказать отрицательное воздействие на сектор, что потребует от государства принятия дополнительных антикризисных шагов и решений.
Итоги индустриализации: рост инвестиций и цифровая трансформация
Одним из главных индикаторов Концепции является рост инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности. Запланированный на конец 2021 года показатель – 107,8 процента к уровню 2019 года. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, по итогам прошлого года план был перевыполнен на 36,4 процентных пункта. Зафиксированный рост инвестиций в основной капитал составил 144,2 процента, увеличившись в номинальном выражении на 532,9 миллиарда тенге.
Достигнуты были и другие задачи, поставленные на 2021 год. В частности, что касается создания новых композиционных материалов с высокими эксплуатационными свойствами на основе редких и редкоземельных элементов, то в течение года были проведены соответствующие научные изыскания, которые привели к вполне конкретным результатам. Как отмечается в отчете, в пяти случаях выдана техническая и технологическая документация, также подано пять заявок на получение патентов.
Как следует из опубликованного документа, серьезные подвижки обрабатывающей сектор совершил в сторону цифровизации - как с точки зрения регуляторных мер, так и практических решений. «Для разработки комплекса регуляторных и стимулирующих мер по развитию элементов Индустрии 4.0 и других IT-технологий в промышленности, в 2021 году проведены работы по созданию Механизма углубленного анализа и диагностики предприятий по цифровой трансформации, предназначенного для взаимодействия заинтересованных сторон (ИТ-компаний, научно-исследовательские институты и др.) и отечественных промышленных предприятий. Целью проводимых работ является развитие цифровой трансформации казахстанской промышленности и продвижение/внедрение отечественных цифровых решений в промышленность. В рамках реализации результатов Механизма предусмотрен раздел «Реестр ИТ-решений», в котором представлены цифровые решения отечественных ИТ-компаний, направленные на автоматизацию производственных процессов», - отмечается в отчете. Как сообщается, реестр содержит 99 цифровых решений от 55 отечественных компаний, применимых для автоматизации производственных процессов. Также в документе подчеркивается, что для формирования стратегий цифровизации было проанализировано положение более сотни предприятий обрабатывающей промышленности. В окончательный пул вошли только двадцать из них – те, что морально готовы к цифровым изменениям. В течение года представители АО «КЦИЭ «QazIndustry» посетили каждое из этих предприятий. В ходе поездок были тщательно изучены все производственные, технологические, административные процессы и разработаны рекомендации для стратегий цифровизации технологических процессов каждого конкретного предприятия, учитывая его специфику и особенности. «Проведенные работы включили весь комплекс работ от разработки рекомендаций, поиска ИТ-решений, рекомендаций получения государственных мер стимулирования и до конечного внедрения ИТ-решений. На основе разработанных стратегий цифровизации было предложено 126 проектов на общую сумму около 2,9 миллиарда тенге. В рамках этого выработаны предложения по имеющимся в Казахстане инструментам возмещения затрат при переходе к цифровой трансформации на сумму 1,18 миллиарда тенге», - резюмируют авторы отчета.
Исходя из полученных данных, в министерстве еще раз констатировали, что заложенные в Концепции подходы и механизмы способны привести к главной цели - росту конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. К 2025 году специалисты ведомства рассчитывают, что количество действующих предприятий обрабатывающей промышленности, обеспечивающих критическую массу, вырастит до 21 тысячи единиц, доход от реализации товаров и услуг крупных и средних компаний увеличится до 17,7 триллиона тенге, а объем экспорта средней и высокой технологической сложности - до 8,6 миллиарда долларов.
Колос на стальных ногах
Анализируя итоги минувшего года, составители отчета также поделились своим виденьем текущей ситуации в сфере индустриально-инновационного развития и потенциальными рисками, которые в перспективе способны перерасти в угрозы.
В целом, судя по выводам аналитиков, отрасль развивается динамично и стабильно. Ежегодно обрабатывающая промышленность прирастает новыми участниками. На 1 января прошлого года численность предприятий сектора составила 18,1 тысячи единиц. Львиная доля из них – 96 процентов, - представлена малыми предприятиями. На долю среднего бизнеса приходится 2,6 процента от общего числа, крупных компаний – всего 1,4 процента. Систематически растет и прибыль сектора. Как отмечают в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, «наблюдается положительная динамика по доходности отечественных производителей обработанной продукции по сравнению с горнодобывающей отраслью, которая демонстрирует турбулентность дохода от реализации товаров и услуг, что связано с высокой волатильностью мировых цен на сырье». При этом большую часть выручки – без малого 80 процентов, обеспечивает самая небольшая его часть – крупный бизнес, производящий продукцию с высокой добавленной стоимостью в таких отраслях, как металлургия, машиностроение, производство продуктов питания, кокса и нефтепродуктов. В региональном разрезе обрабатывающая промышленность больше всего аккумулирует средств в Карагандинской области, где развита металлургия, в Восточно-Казахстанской области за счет крупных предприятий металлургии и машиностроения, в Павлодарской и Актюбинской области, основные производственные мощности которой также представлены металлургией, а также химической промышленностью, а также в Алматы, предприятия которого, помимо продукции металлургического сектора, производят продукты питания и напитки.
Что касается экспорта, то выводы авторов анализа однозначны: «Экспорт характеризуется ограниченной номенклатурой товаров со сравнительным преимуществом. Большая часть экспорта приходится на продукцию металлургии и нефтепереработки, которые относятся к низко- и среднетехнологичным секторам». Востребованы на внешних рынках машины и оборудование казахстанского производства, автомобили, прицепы и полуприцепы, компьютеры, электронное, оптическое и электрическое оборудование, продукция металлургии, фармацевтическая и химическая продукция, а также продукты питания. При этом аналитики подчеркивают, что «устойчивая экономика страны требует определенного уровня сложности товаров экспортной корзины, что является отражением конкурентоспособности экономики страны и определяет ее потенциал». В качестве примера они приводят такие страны как Япония, Швейцария и Германия – мировых лидеров поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Что касается высокотехнологичной продукции, которая пока что еще не стала основной экспорта, то, согласно представленным данным, по итогам минувшего года больше всего было поставлено на внешние рынки продукции металлургии. Это уран, прутки, профили, проволока, плиты, листы, полосы фольга, бериллий и изделия из него. В ценовом выражении объем экспорта составил 1,7 миллиарда долларов или 8,8 процента от всего экспорта обработанной продукции. На втором месте - компьютеры, электронное и оптическое оборудование. Его казахстанские производители поставили за рубеж на 0,7 миллиарда долларов, что составляет 3,6 процента от всего объема экспорта сектора. Наиболее востребованы оказались телефоны, цифровые блоки обработки данных, вычислительные машины. В тройку «лидеров» вошли двигатели турбореактивные, плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы, тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса. Объем экспорта этой категории продукции составляет 2 процента. В ценовом выражении речь идет о сумме в 0,4 миллиарда долларов.
Чуть в меньших количествах - 0,3 миллиарда долларов и 1,6 процента от объема экспорта соответственно, - Казахстан экспортирует на внешние рынки продукты питания. В первую очередь, это макаронные изделия, масложировая продукция, кондитерские изделия. Примерно аналогичные позиции занимает также экспорт машин и оборудования, не включенных в другие группировки и автомобилей, прицепов и полуприцепов. Это подшипники с цилиндрическими роликами, арматура прочая для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, прочие части машин или механизмов, а также транспортные средства, двигатели, запчасти, комплектующие, используемые на транспортных средствах.
Риски и угрозы
Особый акцент в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития делают на факторах и проблемах, способных отрицательно повлиять на проводимую государством политику в индустриально-инновационной сфере.
В первую очередь, это колебания валютного курса. Как отмечается в анализе, «волатильность национальной валюты влечет за собой рост цен закупаемого импортного производственного сырья и комплектующих в национальной валюте. К примеру, импорт машиностроительного сектора за 2021 год составил 16,4 миллиарда долларов (43 процента от общего импорта обрабатывающей промышленности). Ослабление тенге привело к росту себестоимости готовой продукции и к снижению производительности труда в долларовом эквиваленте».
Во-вторых, беспокоит аналитиков нехватка средств у предприятий сектора. «Реализация индустриальных проектов по созданию и модернизации производства требуют значительных вложений денежных средств. Отсутствие свободных средств вследствие экономического кризиса затрудняет положение производителей на фоне ослабления национальной валюты. Рыночные условия кредитования не отвечают потребностям производителей в дешевых, эффективных средствах», - констатируют они. Еще сильнее, по их выводам, наблюдается дефицит средств на технологические инновации. Они стабильно имеют тренд на уменьшение и составляют порядка 0,13 процента от ВВП против 2,2-3 процентов в развитых странах мира. «Невысокие темпы модернизации и обновления производственных фондов в Казахстане приводит к устареванию оборудования, что обусловливает высокую энерго- и трудоемкость производства», - говорят авторы исследования.
Третьим фактором является износ оборудования. Из года в год его степень увеличивается. Если, допустим, в 2018 году степень износа составляла 35,7 процента, то сейчас – порядка 40 процентов. Такое положение негативным образом сказывается на качестве выпускаемой продукции.
Но, пожалуй, одной из самых ключевых проблем остается вопрос доступа к сырью для казахстанских производителей. Тут два основных аспекта. «Основным сдерживающим фактором низкой загрузки отечественных перерабатывающих предприятий и сдерживающим барьером для появления новых переработчиков является сравнительно высокая цена на сырье внутри страны, - говорится в опубликованном документе. – Так, например, в металлургии все основные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец) экспортоориентированы, и лишь малая доля перерабатывается внутри страны для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Некоторые предприятия обрабатывающей промышленности в производстве товаров используют импортное сырье и комплектующие, которые не производятся на территории Казахстана (какао, пищевые добавки, красители, субстанции, трансформаторная сталь и прочая). Доля импорта таких промежуточных товаров в перерабатывающих производствах может занимать до 50 процентов (пищевая, легкая и фармацевтическая промышленности, машиностроение). Однако при импорте таких товаров существует таможенные пошлины, что заведомо удорожает конечную готовую продукцию, производимую в стране».
Среди других факторов, отрицательно влияющих на полноценное развитие обрабатывающей промышленности, отнесены нехватка квалифицированных кадров по узким техническим специальностям, несоответствие большинства продукции отечественных товаропроизводителей международным стандартам, низкий уровень кооперации между предприятиями отрасли и межотраслевой кооперации, незавершенность инфраструктуры на территориях СЭЗ, отсутствие свободных земельных участков.
Особые опасения у аналитиков вызывает нарастание геополитической эскалации, особенно военный конфликт между Россией и Украиной и последовавшие экономические санкции в отношении России. Все это образует для казахстанских предприятий нестабильные условия при производстве и сбыте продукции, констатируют они и акцентируют внимание на вполне конкретных ситуациях с этим связанных: «Россия является одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров удобрений. Ограничение Россией экспорта минеральных удобрений ведет не только к дефициту и росту мировых цен на агрохимическую продукцию, но и к снижению покупательской способности аграрного сектора и объемов производства малых предприятий, как отрасли, так и смежных отраслей. Ограничение экспорта удобрений, производство которых в Казахстане отсутствует (карбамид, хлорид калия, сложные удобрения и другие) или является недостаточным (нитрат аммония) ведет к снижению производства комплексных и жидких удобрений, взрывчатых веществ и полимерной продукции. Также следует отметить, что закрытие сети магазинов «ИКЕА» в России ведет за собой риск закрытия крупного казахстанского предприятия ТОО «АГФ Групп» (производство постельного белья), экспорт которого на 90 процентов составлял рынок России».
Также в тексте документа отмечается, что «вследствие сокращения экспортных рынков со стороны России в страны Европы из-за введенных санкций существует риск перенасыщения внутреннего рынка недорогими российскими строительными материалами, что ужесточит ценовую конкуренцию на внутреннем рынке и отразится на снижении потребления отечественной продукции. Введение Россией временного разрешительного порядка вывоза и запрета на вывоз отдельных товаров за пределы РФ может привести к нехватке сырья и оборудования для обрабатывающего сектора Казахстана, что приведет к приостановке производства».
Что делать?
Нивелировать риски в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития планирует за счет реализации проактивных мер.
Во-первых, считают они, необходимо минимизировать влияние конъюнктуры рынка на отрасль. Для этого отечественным предприятиям, выпускающим сырье, необходимо осваивать новые переделы с производством продукции с более высокой добавленной стоимостью. В свою очередь, для обеспечения предприятий сырьем, предлагается заключение трехсторонних соглашений между отраслевым государственным органом, недропользователем и переработчиком с целью полноценной загрузки предприятий-переработчиков. Кроме того, считают в министерстве, положительное влияние на ситуацию окажет снижение или даже освобождение от ввозных пошлин и НДС на импорт сырья и комплектующих, производство которых отсутствует в Казахстане. При этом аналитики акцентируют внимание, что «увеличение уровня локализации производств позволит сократить зависимость от внешних рынков и увеличит долю добавленной стоимости».
В качестве вариантов разрешения потенциальных кризисов в секторе обработки предлагается: укрупнение действующих производств посредством льготного финансирования предприятий расширения ассортимента производимой продукции верхних переделов; понижение экологических выплат недропользователей нефтегазового сектора и горнорудного комплекса при заключении долгосрочных договоров и офтейк-контрактов; облегчение доступа производителям товаров средних и высоких переделов к мерам государственного стимулирования; снижение региональных торговых барьеров; возмещение затрат экспортеров на транспортировку и продвижение продукции. Также речь идет о внедрении механизмов эффективного налогового стимулирования. При этом подчеркивается, что «налоговые льготы должны предоставляться предприятиям под реализацию конкретных проектов, способствующих приближению технологического уровня казахстанской промышленности к уровню ведущих мировых производителей. Такие проекты должны проходить независимую экспертизу в ведущих научно-исследовательских организациях на предмет эффективности, что позволит противодействовать нецелевому использованию освобожденной от налогообложения части прибыли».
В числе прочих мер – реализация специальных образовательных программ для насыщения отрасли квалифицированными кадрами, завершение за счет бюджетных средств строительства объектов инфраструктуры на территориях СЭЗ, разработка механизмов стимулирования производителей на увеличение расходов по проведению НИОКР. Модернизацию и обновление основных фондов предприятий обрабатывающей промышленности планируется проводить за счет совершенно нового инструмента - промышленного гранта. Отмечается, что он будет предоставляться на технологическую модернизацию производства на основе софинансирования на конкурсной основе.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития считают, что в случае одобрения предложенных мер, они потребуют внесения корректировок в Концепцию индустриально-инновационного развития.