Несмотря на геополитическую турбулентность и риски рецессии, казахстанская экономика, как ранее и предсказывалась, показывает солидный рост. По прогнозам Национального Банка РК, ВВП республики в этом году вырастет до 4,5 – 5,2 процента. И, что самое примечательное, - драйвером экономического роста, как и в предыдущие годы, выступает обрабатывающая промышленность, развитие которой подтолкнула системная индустриализация.

Новая индустриализация: от несбыточной мечты к реальности

Стоит напомнить, что новая индустриализация стартовала в Казахстане в 2010 году путем запуска государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГП ФИИР). Она нередко становилась поводом для критики, в том числе, и обоснованной, но, тем не менее, ее неоценимым результатом стала перестройка сознания в экономическом блоке управленцев, ранее делавших ставку в будущем развитии страны исключительно на ископаемые ресурсы. Да, они ритуально рассуждали о необходимости диверсификации экономики, о создании производств с высокой добавленной стоимостью, но подходящих условий для этого так и не создали. С появлением ГП ФИИР ситуация кардинально поменялась, поскольку для бизнеса и производственников появились реальные стимулы для создания диверсифицированных производств.

Конечно, памятуя первоначальный опыт, многие скажут, что тот блин оказался комом. С такими оценками, возможно, трудно поспорить. Действительно, не все шло гладко. Из-за неграмотных расчетов, излишней самонадеянности и веры в то, что щедрое государственное финансирование спишет все ошибки, многие вроде бы перспективные производства после запуска сворачивали свою деятельность, а те, что выстаивали, не знали, куда деть произведенную продукцию. Что тут скажешь – опыт сын ошибок трудный. Но, как показывает день сегодняшний, через этот путь нам необходимо было пройти. Для того чтобы выучить эти уроки и уже с новыми силами и знаниями взяться за совершение промышленной революции. Тем более, что задел уже был сделан. Как бы там ни было, но в период первого этапа индустриализации были созданы базовые условия для диверсификации и соответствующая законодательная база, появилась необходимая инфраструктура, отработаны механизмы взаимодействия между различными государственными органами и между бизнесом и государством, апробированы методы и инструменты софинансирования инвестиционных проектов. Да и производственная база была создана солидная. В те годы Казахстан впервые стал производить, например, каустическую соду и соляную кислоту, металлочерепицу и керамогранитные плиты, гофрокартон и сантехнические изделия, раствор для гемодиализа и махровые ткани. И это только небольшой спектр готовых товаров, которые научилась производить наша промышленность в тот период.

Второй этап индустриализации, стартовавший в 2015 году, безусловно, был куда результативнее предыдущего. В этот период отечественная экономика приросла поистине уникальными производствами. В Казахстане стали появляться собственные винтовые насосы и электромобили, железнодорожные рельсы и прицепная колесная техника, велосипеды, автобусы, грузовые суда, антибиотики и удобрения, электронные браслеты и охранные системы. Всего и не перечислишь. И запуск этих производств уже отдавал большей основательностью. Несбыточные мечты, какими бы они ни были красивыми и завлекательными, остались в прошлом. В настоящем – суровая реальность и нацеленность на рост и движение вперед, что было обусловлено изначальным целеполаганием второго этапа госпрограммы, связанным с акцентированием на конкретных секторах экономики. Ими, стоит напомнить, стали металлургия, нефтепереработка, нефтегазохимия, агрохимия, производство продуктов питания, химическая отрасль, машиностроение, производство строительных материалов.

Результаты второй пятилетки индустриализации наглядно показали, что этот, пусть и довольно тернистый путь, на самом деле ведет к кардинальному переустройству экономики. Если сравнивать со стартовыми условиями, в которых стартовала первая ГП ФИИР и итоги второй пятилетки индустриально-инновационного развития, то они многоговорящие. Так, доля обрабатывающего сектора в формировании ВВП выросла на 2,4 процента, валовая добавленная стоимость выросла до 7,3 миллиарда тенге, а доля экспорта обработанных товаров до 19,8 миллиарда долларов. В целом, объем производства вырос в 5,7 раз. В частности, отрасль фармацевтики показала рост в 1333 процентов, металлургия – 712 процентов, машиностроение – 819 процентов, производство продуктов питания – 352 процента, химическая и легкая промышленность – 648 и 501 процент соответственно. И это еще не все. Если в 2009 году отечественные производители выпускали товаров на 2,9 триллионов тенге, то к 2021 году этот показатель вырос до суммы в 16,8 триллиона тенге. Естественным образом рост производства повлиял и на увеличение налоговых поступлений в бюджет. Они выросли почти что в пять раз – с 450 миллиардов до 2,2 триллиона тенге. Как следствие, бурный рост производства и прозрачность созданных механизмов повлияли на интерес к обрабатывающей отрасли со стороны иностранных инвесторов. В период с 2009 по 2021 годы объем прямых иностранных инвестиций вырос почти что в три раза – с 1,8 до 5,2 миллиарда долларов.

Третий, текущий этап индустриализации, начавшийся три года назад, исходя из уже сформированной в предыдущие годы действия программы новой экономической реальности, рассчитан, прежде всего, на поддержку высокоэффективных предприятий. А это значит, что речь идет прежде всего о производствах, выпускающих приоритетные виды товары с высокой экспортной составляющей, а также о тех, которые имеют высокий технологический уровень развития, внедряют цифровизацию и способны соответствовать стандартам Индустрии 4.0.

Пока что рано говорить, с какими результатами на этот раз финиширует государственная программа, поскольку она рассчитана на срок до 2025 года. Но кое-какие выводы уже напрашиваются. И они весьма обнадеживающие. По итогам прошлого года в эксплуатацию в рамках Единой карты индустриализации было введено 160 проектов в самых различных секторах экономики – начиная от строительной индустрии и пищевой промышленности, и заканчивая машиностроением и металлургией.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития раскрыло подробности некоторых из новых проектов. Как сообщается, в Таразе ТОО «Казфосфат» открыло новый цех минеральных удобрений. «Благодаря успешной реализации данного проекта планируется полностью удовлетворить потребность казахстанских аграриев в аммофосе», - констатируют в профильном ведомстве и уточняют, что данный проект полностью ложится в логику президентских инициатив в развитии экономики: «Главой государства поставлена задача по стопроцентному обеспечению внутреннего рынка собственными удобрениями. В этой связи стратегия развития ТОО «Казфосфат» полностью соответствует вектору развития химической отрасли».

Еще одним перспективным проектом названа запущенное несколько месяцев назад производство автомобильных шин KamaTyresKZ. Ежегодно предприятие способно выпускать порядка 3,5 миллиона многопрофильных шин. Известно, что общий объем инвестиций в данный проект превысил 170 миллиардов тенге.

Суперсовременный горно-металлургический комплекс с фокусом на автоматизацию производства и применение новейших технологий в металлургии появился в Акмолинской области. Проект реализует золотодобывающая компания RG Gold комплекс при поддержке авторитетных инжиниринговых компаний с мировым именем. Ожидается, что комплекс будет перерабатывать до 5 миллионов тонн руды в год.

Акцентирует внимание министерство и на запуске кирпичного завода мощностью 120 миллионов штук в год. «Качественный керамический кирпич форматом 2,1 НФ марки 150 производится по испанской технологии всемирно известной компании Beralmar. Для производства в качестве теплоносителя используется природный газ, годовая потребность – 18 миллионов кубов. Рядом с заводом организован карьер общей площадью 161 га, который представлен красной и желтой глиной», - отмечается в сообщении.

В целом же, если смотреть на карту запущенных проектов в региональном разрезе, то лидерами по запуску новых производств, как констатируют в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, являются Акмолинская, Карагандинская, Актюбинская области и город Шымкент. Что касается цены вопроса, то общая стоимость реализованных в прошлом году проектов оценивается в два триллиона тенге. Экономический эффект от их запуска еще предстоит оценить, но тот факт, что на новых производствах создано порядка 15 тысяч новых постоянных рабочих мест, уже говорит о многом.

С прицелом на будущее

Забегать вперед и строить планы относительно того, какими новыми производствами еще способна прирасти экономика Казахстана, думается, вряд ли стоит. Как говорится, война план покажет. С другой стороны, нельзя игнорировать факт, озвученный не так давно вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Ильясом Оспановым, который сообщил, что за счет внутренних резервов у страны есть возможность нарастить производство в обрабатывающей промышленности еще на 46 миллиардов долларов. Эти данные требуют серьезного осмысления и грамотного планирования. Несмотря на назревающий в мировой экономике полномасштабный кризис, как констатируют аналитики, именно сейчас у стран с индустриальным путем развития есть шансы совершить серьезный экономический рывок. И, похоже, виденье того, как действовать дальше у представителей государственных органов есть. К числу основных направлений, которые рассматриваются в качестве перспективы дальнейшего наращивания промышленной базы, относятся нефтегазовое машиностроение, выпуск строительных материалов, продуктов питания и удобрений, производство стальной продукции, товаров алюминиевой и медной отраслей, переработка железной руды, хлопкового волокна, шерсти, кожи и ряд других. В планах в течение ближайших семи лет планируется ввод в эксплуатацию свыше 800 инвестиционных проектов с созданием порядка 147 тысяч новых рабочих мест. Способствовать этому, как пояснил министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, будет запуск малых промышленных зон для обеспечения необходимой инфраструктуры. Средства на ее строительство будут поступать через Фонд развития промышленности.

Впрочем, это довольно широкий горизонт планирования. Конкретикой он будет наполняться, в том числе, и по итогам текущего года реализации программы. Ожидается, что в этом году будет реализовано порядка 170 проектов общей стоимостью более триллиона тенге, на которых может быть трудоустроено свыше 16 тысяч человек. Причем эти проекты будут отвечать конкретно поставленным правительством задачам. Как уточнил премьер-министр Алихан Смаилов, «бизнес, получивший господдержку, должен расширять свое производство, обеспечивать рост выпуска несырьевой продукции. Приоритет здесь нужно отдавать насыщению внутреннего рынка. От каждого проекта мы должны получить наибольший экономический эффект, что позволит внести вклад в дальнейшую диверсификацию экономики и создание постоянных рабочих мест». Оценивать реализуемые проекты по этим критериям планируется на основе такого инструмента, как Единая карта индустриализации. Как не раз подчеркивал первый вице-премьер Роман Скляр, речь идет о внедрении системы единого мониторинга инвестиционных проектов «путем применения информационных систем с целью прогнозирования потребности в необходимой продукции для экономики регионов и страны».

Один из самых масштабных проектов, который планируется запустить в этом году, связан с внедрением циклично-поточной технологии добычи угля на разрезе «Богатырь». Цель проекта, как сообщает Министерство индустрии и инфраструктурного развития, заключается в обновлении изношенного основного технологического оборудования для гарантированного снабжения углем электростанций, а также в обеспечении полного и рационального извлечения запасов угля.

Еще один крупный проект - запуск ферросплавного завода в Экибастузе, построенного по мировым стандартам. Как ожидается, ежегодно здесь будут производить до 240 тысяч тонн продукции. Большие ожидания связываются и с запуском АО «Шубарколь комир» завода по производству спецкокса. Мощность производства составит 400 тысяч тонн продукции. «Новый завод позволит производить продукт с высокой добавленной стоимостью и отказаться от существенной части импорта восстановителей», - подчеркивают в профильном ведомстве. Снизить импорт важных промышленных реагентов и обеспечить как казахстанские предприятия, так и производства стран ближнего зарубежья качественной химической продукцией должен новый химический завод по производству каустической соды и соляной кислоты. Данный проект реализует компания Topan Chemical Industries.

Машиностроение – ключевое звено

И все-таки, несмотря на разнообразие направлений диверсификации, ключевая задача в программе индустриализации все же отводится сектору машиностроения. Именно он, как считается, позволит добиться ускоренного роста обрабатывающей промышленности на базе инноваций и передовых технологий. И прошедший недавно Форум машиностроителей наглядно показал, что такие расчеты имеют под собой весомый базис. Как в своем приветственном письме к участникам Форума отметил президент Касым-Жомарт Токаев, «в прошлом году благодаря упорному труду коллективов, выверенной государственной политике и масштабной поддержке объемы производства отрасли превысили три триллиона тенге, увеличился ассортимент и объем экспорта продукции. Созданы тысячи рабочих мест. В целях дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности сферы машиностроения, укрепления ее конкурентоспособности по моему поручению разработан соответствующий комплексный план. Убежден, что его успешная реализация придаст мощный импульс развитию отрасли и внесет важный вклад в устойчивый индустриальный рост нашей страны. Главная задача – развитие внутристрановой ценности, наращивание производства товаров более высоких переделов и поэтапный выход на экспортные рынки». И это, исходя из данных статистики, вполне реалистичная задача.

Как отметил, в свою очередь, премьер-министр Алихан Смаилов, рост производства в машиностроении по итогам 2022 года составил 9,4 процента, а по итогам четырех месяцев текущего года – 36 процентов. Также глава правительства четко очертил возможности для будущего роста. По его словам, спрос рынка машиностроительной продукции Казахстана оценивается в 23 миллиарда долларов. Но самостоятельно, путем выпуска отечественной продукции, мы закрываем только чуть более трех миллиардов от этой суммы. «В этой связи имеется значительный потенциал для роста отрасли за счет импортозамещения», - констатировал он и добавил: «Перед нами стоит задача по повышению конкурентоспособности машиностроительных предприятий путем создания доступных финансовых инструментов, внедрения новых технологий, увеличения местного содержания и продвижения экспорта». При этом Алихан Смаилов дает понять, что для ее достижения предстоит сделать немало. В первую очередь, решить текущие проблемы, связанные с необходимостью технологического перевооружения машиностроительных производств, налаживанием более тесных кооперационных связей, обеспечением доступным финансированием, подготовкой высококвалифицированных кадров. Как стало известно в ходе недавно состоявшегося совещания главы правительства с представителями машиностроительной отрасли, в нашей стране до сих пор отсутствуют аккредитованные лаборатории в сферах железнодорожного и электротехнического машиностроения, а также национальный стандарт по кабельно-проводниковой продукции. Кроме того, в сфере выпуска сельхозтехники ребром стоит вопрос необходимости создания кооперационных связей между предприятиями для создания полной цепочки производства и увеличения внутристрановой ценности - то, что касается проблематики закупок компаний-недропользователей. И решение этих проблем – первоочередный минимум. Максимум диктуют законы конкуренции, требующие от отечественных производств активного внедрения цифровых технологий, роботизации и автоматизации производственных процессов.

Подобные цели требуют достойного финансирования. И понимание этого есть. Не зря же, говоря о льготном финансировании инвестиционных проектов Карты индустриализации, премьер-министр уточняет, что в следующем году оно вырастит минимум в два раза – с сегодняшних 500 миллиардов до триллиона тенге. Также Алихан Смаилов сделал акцент на программах «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей», в рамках которых субсидируются процентные ставки и предоставляются гарантии по банковским кредитам, финансируется строительство недостающей инфраструктуры. «В текущем году мы планируем просубсидировать более чем 12 тысяч проектов малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности на сумму около 520 миллиардов тенге. Гарантии планируется предоставить еще порядка 12 тысячам проектов на сумму 400 миллиардов тенге», - уточнил он. Очевидно, что в следующем году эти меры государственной поддержки по примеру льготного финансирования также могут быть серьезно усилены. Алихан Смаилов уже сейчас говорит о том, что правительством рассматривается возможность выделения в программе «Дорожная карта бизнеса» отдельной подпрограммы «Өндіріс» для малых машиностроительных компаний. Ее цель предоставить небольшие суммы финансирования на модернизацию их производств. Кроме того, как отметил премьер-министр, в ближайшее время государство профинансирует строительство малых промышленных зон во всех без исключения казахстанских регионах – «чтобы малый бизнес мог получить готовые производственные площадки и начинать работу».

И это не единственные меры финансового стимулирования, которые могут помочь «завести» отрасль машиностроения, придав ей рассчитываемый импульс развития. В числе прочих называется действие соглашения о промышленной сборке, в соответствии с которым производители сельхозтехники и автомобилей освобождаются от таможенных пошлин и НДС, а также возможность уплаты НДС методом зачета, благодаря чему снижается налоговая нагрузка на машиностроительные предприятия, импортирующие оборудование и комплектующие. «Это удешевляет себестоимость производства. Ранее эта норма действовала в отношении четырех товарных групп. Сейчас мы расширили ее до десяти товарных групп», - комментируют в правительстве и добавляют, что данная норма действует до конца 2024 года, но сейчас рассматривается вопрос об ее пролонгации. Также к числу мер финансового стимулирования развития машиностроительного сектора можно отнести и возмещение до 40 процентов затрат на внедрение цифровых технологий, приобретение программного обеспечения и привлечение иностранных специалистов для модернизации производства.

В ближайшей перспективе ожидает введение дополнительных стимулов. Они заложены в новом комплексном плане развития машиностроения. После его утверждения можно ожидать полуторакратного увеличения вычета затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что будет способствовать тому, что сами предприятия будут инвестировать собственные средства в разработку и внедрение инноваций. Кроме того, как сообщается, сейчас государством прорабатываются вопросы возможности софинансирования приобретения оборудования для испытательных лабораторий машиностроительной отрасли и стажировки сотрудников на зарубежных предприятиях. Также речь идет о внедрении промышленных грантов для машиностроительных предприятий. Если эта меры найдут поддержку, у отрасли появятся вполне реальные основания стать более технологичной, а следовательно, конкурентоспособной. Впрочем, не стоит забегать вперед. Тем более, что и день сегодняшний предоставляет немало пищи для размышлений.

Выступая на площадке Службы центральных коммуникаций, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ильяс Оспанов дал такую характеристику состоянию машиностроительной отрасли: «Казахстанское машиностроение продолжает развиваться. В отрасли действуют 3,8 тысячи предприятий, занято 116 тысяч человек. В 2022 году объем выпуска продукции достиг 3,1 триллиона тенге. В том числе, этому поспособствовал запуск в 2022 году 25 инвестиционных проектов стоимостью более 230 миллиардов тенге. Значимыми из них являются завод по производству насосных штанг и муфт ТОО «Everest Techno», завод по производству запорной арматуры ТОО «ПетролВалвз КАЗАХСТАН», завод по производству винтовых насосов и приводов (1-этап) ТОО «ПСМ Казахстан», локализация производства шкафов управления и детекторов газа ТОО «Ханиуэль-АСУ» и другие». При этом отмечается, что автомобилестроение с долей в секторе в 33,1 процента по-прежнему является лидирующем. Исходя из этого, в ближайшие годы планируется расширить модельный ряд автомобилей, собираемых в Казахстане, а также наладить производство таких автокомпонентов, как бамперы, сиденья, автомобильные стекла, пластиковые детали и шины.

В целом же, по данным, озвученным Ильясом Оспановым, в этом году в отрасли машиностроения планируется реализовать 36 крупных проектов общей стоимостью 230 миллиардов тенге. К числу наиболее крупных профильное ведомство относит завод по чугунному литью компонентов для грузовых автомобилей ТОО «KamLitKZ», завод по производству башен для ветроэнергетических установок ТОО «Manufacturing-United Energy Qazaqstan», завод по выпуску бытовой техники ТОО «Silk Road Electronics», производство закрытых высоковольтных вакуумных автоматических выключателей ТОО «Bolashak Electric», а также производство мобильных буровых установок ТОО «Казахстанский завод нефтяного оборудования».

Ставка на предпринимательство

Как и в секторе машиностроения, так и во всей обрабатывающей отрасли в целом ставка сегодня делается на создание условий для взращивания собственных «Тойот» и «Самсунгов». В качестве питательной среды для этого рассматривается среднее предпринимательство. И, наверное, не зря. Как в одном из своих выступлений отметил премьер-министр Алихан Смаилов, «мировая практика показывает, что средний бизнес наиболее адаптирован к постоянно изменяющимся рыночным условиям. Это делает его основным игроком экономического развития. Наиболее развитые государства активно стимулируют небольшие предприятия к расширению и укреплению позиций на мировом рынке. Здесь за примерами далеко ходить не надо. Такие компании, как Samsung, Toyota или Hyundai, тоже начинали свой путь как малые и средние предприятия, а сегодня мы их знаем как успешных мировых лидеров».

Но способны ли отечественные «середнячки», даже при условии создания для них государством тепличных условий, «революционный чеканить шаг»? Как выясняется, вполне возможно, что способны.

Начнем с того, что по данным министра индустрии и инфраструктурного развития Марата Карабаева, в обрабатывающей промышленности на сегодня действует 501 предприятие, относящееся к среднему бизнесу. Другими словами, создана достаточно мощная прослойка, которая вполне способна удержать в руках ту пресловутую «удочку», которую ей намерено предоставить государство, а следовательно, как минимум, попытаться повторить успех корейских и японских брендов. Тем более, что место для будущей «рыбалки» идеально – по самым скромным подсчетам емкость рынка, которую способен занять средний бизнес, оценивается в 10 триллионов тенге. Да и государство обещает и дальше всестороннее помогать - запустит малые промышленные зоны (о которых говорилось выше), поможет в прохождении инженерно-технических работников стажировок на зарубежных заводах, расширит перечень заказчиков отечественной продукции, а также, как обещается, разовьет механизмы заключения долгосрочных и оффтейк-контрактов с системообразующими и квазигосударственными компаниями. К тому же Министерство национальной экономики уже заявило о готовности упростить регуляторные процедуры в отношении деятельности среднего предпринимательства, что напрямую коснется сферы госзакупок, налогового администрирования. А к осени текущего года правительство обещает завершить разработку Комплексной программы поддержки среднего бизнеса и в дальнейшем ее интегрировать в действующую Концепцию развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанную до 2030 года. «Мы должны предусмотреть по всем направлениям налоговые, административные и прочие стимулы, чтобы средний бизнес укреплялся. Это будет способствовать увеличению занятости и социальной защищенности работников этих предприятий, повышению прозрачности и в целом развитию и диверсификации нашей экономики», - так прокомментировал эти шаги премьер-министр Алихан Смаилов.

Китайский вектор

Но будущее отечественного обрабатывающего сектора не только в стимулировании развитии машиностроительной отрасли и активного вовлечения среднего предпринимательства, но и расширение сотрудничества со странами-партнерами и привлечение прямых иностранных инвестиций. С учетом проведения Казахстаном многовекторной внешней политики, наращивание сотрудничеста одинаково активно идет как со странами Европы, так и Азии, а также в рамках интеграционных объединений, таких как ЕАЭС. Но одним из самых перспективных векторов на сегодняшний день является китайский вектор сотрудничества. По данным, озвученным Министерством иностранных дел Казахстана, перечень казахстанско-китайских проектов индустриально-инвестиционного сотрудничества включает 52 проекта с общей стоимостью свыше 21 миллиард долларов.

Активно сотрудничество между Казахстаном и Китаем в обрабатывающем секторе начало развиваться еще почти что десять лет назад. Начиная с 2015 года, в республике с участием китайских инвесторов было запущено 25 производств стоимостью свыше 7,3 миллиарда долларов. Сегодня на стадии реализации находятся девять проектов общей стоимостью 2,3 миллиарда долларов. В этом году запланирован ввод шести из них. Их общая стоимость превышает 362 миллиона долларов. На перспективу между Казахстаном и Китаем ведутся переговоры о реализации еще 18 проектов.

Если конкретно говорить о самих проектах, то, например, в Акмолинской области ожидается запуск четырех проекта в сфере возобновляемых источников энергии. Общая стоимость всех четырех проектов превышает 52 миллиарда тенге. Завод стоимостью 5 миллиардов тенге появится в Актюбинской области. Он будет выпускать мобильные буровые установки. В самое ближайшее время, исходя из имеющихся расчетов, в Шымкенте может появиться завод по переработке металлолома (размер инвестиций - 25 миллиардов тенге), а в Жамбылской области предприятие по переработке цинково-свинцовых отходов металлургического производства (10 миллиардов тенге) и ветровая электростанция (49,4 миллиарда тенге). В Карагандинской области планируется запустить два производства - промышленных взрывчатых веществ (9 миллиардов тенге) и грузовых автомобилей (3 миллиарда тенге). В числе других проектов строительство опреснительного завода пластовой воды в Мангистауской области стоимостью 30 миллиардов тенге и производство электролитического марганца с инвестициями в 66,5 миллиардовтенге в Улытауской области.

Наиболее крупные проекты предполагается реализовать в Алматинской области (строительство горно-обогатительного комбината по переработке вольфрамовой руды стоимостью 122,4 миллиардов тенге), в Жетысуйской области (индустриальный парк с объемом инвестиций в 330 миллиардов тенге), в Туркестанской области (инновационный комплекс за 157,5 миллиардов тенге), а также в Кызылординской области (запуск целой серии производств - водородкарбоната натрия (бикарбонат натрия) стоимостью в 145 миллиардов тенге, ультратонкого стекла для смартфонов и планшетов за 64 миллиардов тенге, молочной сыворотки – 2,5 миллиарда тенге, а также строительство горно-обогатительного комбината по производству титана стоимостью 15 миллиардов тенге).

Проблемы и пути решений

Несмотря на то, что процесс индустриализации справедливо рассматривается как главный драйвер текущего и будущего роста казахстанской экономики, он серьезно тормозится рядом хронических проблем. И главная из них, как констатируют в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, заключается в кадровом голоде.

На этой проблеме в ходе только что завершившего свою работу очередного международного форума по развитию человеческого капитала заострил внимание вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ильяс Оспанов. По его словам, Казахстан активно стремится к индустриализации и диверсификации своей экономики, и промышленность играет важную роль в достижении этих целей. Однако недостаток квалифицированных специалистов затрудняет достижение этих целей. Он обратил внимание на существующий разрыв между спросом на специалистов в промышленности и их наличием. Особенно это касается таких областей, как инженерия, машиностроение, энергетика и информационные технологии. Усугубляется эта проблема и неравномерным распределением квалифицированных кадров по регионам. Удастся ли ее решить в обозримом будущем, покажет только время, хотя план уже разработан и заключается он в повышении производительности труда, внедрении механизмов стажировок инженерно-технического персонала отечественных предприятий обрабатывающей промышленности на зарубежных заводах, частично оплачиваемых за счет государственного бюджета. За счет же привлечения инвестиций и развития инфраструктуры в регионах, создания специальных экономических зон и привлечения бизнеса в регионы с помощью налоговых и других преимуществ, как поясняет Ильяс Оспанов, планируется развивать региональные центры промышленности с созданием необходимого количества рабочих мест.