На протяжении последних 13 лет Казахстан планомерно реализует программу индустриализации. Цель, которую поставила перед собой страна, довольна амбициозная – диверсифицировать экономику, вырвав ее из прокрустова ложа сырьевой зависимости. Но, несмотря на неплохие темпы индустриализации, приведшие к значительному росту обрабатывающего сектора, казахстанская экономика пока еще не пережила катарсис. Доходы от продажи сырья все еще оказывают значительное давление на формирование государственного бюджета. Шанс придать ускорение процессу индустриализации, безусловно, есть. Но как им воспользоваться?

В шаге от промышленной революции

Перспектива совершения промышленной революции напрямую зависит от развития машиностроения. Именно этот сектор в последнее время все чаще называется драйвером индустриализации, ее ключевым звеном. И отнюдь не случайно.

По итогам прошлого года объем производства в отрасли превысил 3,1 триллиона тенге, показав рост на 35,1 процента в сравнении с предыдущим 2021-м. Такие данные приводит Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry». В подготовленном его специалистами обзоре отмечается, что значительный рост в прошлом году продемонстрировал сектор автомобилестроения. Он составил 61,1 процента. Прогресс обеспечен благодаря увеличению выпуска легковых автомобилей и автотранспортных средств для перевозки десяти или более человек. В других секторах также отмечается рост показателей, но они скромнее.

Например, что касается горнорудного машиностроения, то в этом секторе прибавка составила 37,1 процента, а достигнута она за счет наращивания производства машин для горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортного, погрузочного и разгрузочного оборудования. Выпуск сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники тоже в плюсе – здесь рост на 24,8 процента обеспечен, главным образом, предприятиями, которые специализируются на изготовлении тракторов и механических устройств, используемых в агропромышленном комплексе и садоводстве. Аналогичные показатели демонстрирует и электротехническое машиностроение. Возросшее производство генераторов, электродвигателей и светильников обеспечило сектору рост на 21,8 процента. Выпуск нефтегазового оборудования увеличился на 6,1 процента. Отмечается также увеличение производства насосов и редукционных клапанов. В минусе по итогам минувшего года только железнодорожное машиностроение, где произошло снижение на один процент. Все дело в сокращении выпуска локомотивов и роликовых подшипников.

Если анализировать ситуацию в разрезе объемов производства, то, как уточняется в документе, подготовленном «QazIndustry», лидирующие позиции в отрасли занимает всё то же автомобилестроение с долей в 39,4 процента. Основные его предприятия – ТОО «Hyundai trans auto», АО «КАМАЗ-инжиниринг», ТОО «Daewoo bus Kazakhstan», ТОО «СарыаркаАвтоПром»). За ним следует электротехническое машиностроение – 9,8 процента (ТОО «Кайнар-АКБ», Alageum Electric, ТОО «Казэнергокабель» и другие). На долю железнодорожного машиностроения приходится 9,1 процента (АО «Локомотив құрастыру зауыты», ТОО «Электровоз құрастыру зауыты, ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар»,ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», ТОО «Проммашкомплект», ТОО «Format Mach Company» и т.д.). Чуть меньший удельный вес занимают сельскохозяйственное машиностроение (АО «Агромашхолдинг KZ», ТОО «Казахстанская Агро-Инновационная корпорация» /КАИК/, ТОО «Костанайский тракторный завод», ТОО «Машиностроительный завод МТЗКазахстан», ЧК «Kazrost Engineering ltd», ТОО фирма «ДАФА»), нефтегазовое машиностроение (АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», ТОО «АтырауНефтеМаш», АО «Мунаймаш», АО «Каскор-Машзавод», АО «Актюбинский завод насосного оборудования») и горнорудное машиностроение (ТОО «Maker», ТОО «Машзавод», ТОО «Востокмашзавод»). На них приходятся соответственно 6,7, 2,3 и 1,1 процента.

Неудивительно, что центральная роль в осуществлении программы индустриализации отводится именно сектору машиностроения. По сути, он рассматривается сегодня в качестве безальтернативного плацдарма для ускоренного роста обрабатывающей промышленности на базе инноваций и передовых технологий, несмотря на ряд нюансов, которые требуют оценки и проработки. В частности, речь идет о снижении уровня инвестиций в основной капитал. В прошлом году он в сравнении с 2021-м снизился почти на 6 процентов. Безусловно, причины могут заключаться в том, что проекты отрасли находятся в завершающей стадии реализации – объекты возведены, необходимое оборудование закуплено. Но это может свидетельствовать и о недостатке у машиностроительных предприятий оборотных средств или недоступности для них кредитных и заемных ресурсов.

В целом, конечно же, нельзя не согласиться с позицией правительства, которое в процессе перевода экономики на новые рельсы делает главный акцент именно на машиностроении. Как отмечают аналитики, «для опережающего развития машиностроения в Казахстане имеется необходимая основа – ресурсно-сырьевая база, наличие технических и производственных компетенций, близость крупнейших рынков сбыта (КНР, страны ЕАЭС), наличие экспортоориентированных предприятий». Так что при должном подходе отрасль еще долго будет пополняться новыми промышленными объектами (кстати, только в прошлом году в ней создано 25 новых производств, общая стоимость которых превысила 230 миллиардов тенге), а уже действующие предприятия развиваться и расширяться. Стимулировать этот процесс будет емкость внутреннего рынка, оцениваемая сегодня в сумму, превышающую 10 триллионов тенге, из которой мы сами закрываем всего чуть более триллиона. По статистике, порядка 40 процентов всего импорта, ввозимого в страну, на текущий момент составляет машиностроительная продукция. То есть, горизонт возможностей у отечественных машиностроителей практически ничем не ограничен. Но, естественно, при наличии системной и эффективной поддержки со стороны государства.

Новая индустриальная реальность

Впрочем, для того, чтобы отрасль стала настоящим драйвером индустриализации и, как следствие, перестройки всей отечественной экономики, предстоит сделать еще очень много. Не так давно премьер-министр Алихан Смаилов очертил круг задач. Это и повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий, и создание доступных финансовых инструментов, и внедрение новых технологий, и увеличение местного содержания, и продвижение экспорта. Сюда же можно добавить необходимость налаживания более тесных кооперационных связей и подготовку высококвалифицированных кадров. И, похоже, конкретный план достижения этих целей уже созревает.

На портале «Открытые НПА» размещен для обсуждения документ под названием «Комплексный план развития машиностроительной отрасли Республики Казахстан на 2024-2028 годы». В его преамбуле сказано, что он разработан «в целях практической реализации промышленной политики по созданию диверсифицированной и технологически развитой экономики, в том числе путем внедрения в производство цифровых технологий, автоматизации, роботизации и промышленного программирования».

Ключевыми ориентирами развития машиностроения в ближайшие годы авторы плана называют увеличение объемов и номенклатуры производимой и экспортируемой продукции; модернизацию действующих производств и обеспечение их сырьем; увеличение добавленной стоимости и степени локализации производств; повышение эффективности механизмов стимулирования развития внутристрановой ценности; привлечение дополнительных инвестиций в отрасль; развитие малого и среднего бизнеса в машиностроении; привлечение в страну глобальных поставщиков-производителей машиностроительной продукции в части освоения новых видов конкурентоспособной продукции и встраивания в их цепочки создания стоимости и поставок, трансферта их технологий и компетенций; развитие НИОКР и ряд других мероприятий.

Их реализация, считают разработчики документа, должна привести к конкретным результатам. Последние будут выражаться в росте индекса физического объема производства до 217,8 процента против прошлогодних 109,4 процента; в увеличении объемов экспорта машиностроительной продукции до 5,7 миллиарда долларов (для справки: в прошлом году показатель составил 2 миллиарда долларов); в росте производительности труд с 30,3 до 81,9 тысячи долларов на человека; в росте индекса физического объема инвестиций в основной капитал отрасли – с 62, 4 до 138,4 миллиарда тенге.

На модернизацию отечественного машиностроения государство намерено в ближайшие четыре года потратить порядка 2,3 миллиарда тенге. «В целях обеспечения приоритетного и доступного финансирования отечественных производителей предусматривается внедрение дополнительных механизмов, а также финансовых и экономических стимулов дочерними организациями АО «НУХ «Байтерек» путем совершенствования условий программ финансирования, льготного кредитования и лизинга, а также увеличение объемов финансирования», - говорится в тексте комплексного плана. Также в нем уточняется, что «необходим запуск доступного кредитования через АО «Фонд развития промышленности» и АО «Банк развития Казахстана» по ставке 3 процента годовых за счет средств республиканского бюджета и расширенных обязательств производителей (импортеров) в зависимости от технологической сложности продукции; экспортного потенциала продукции; потенциала потребления продукции на внутреннем рынке; размера собственного участия в проекте; порога рентабельности производства продукции».

Кроме того, планируется разработка специальной программа поддержки малого и среднего бизнеса в сфере машиностроения. В её рамках, как прогнозируется, будут решаться вопросы модернизации основных средств, пополнения оборотных средств по ставке вознаграждения 6 процентов годовых для конечных заемщиков через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Предусмотрели разработчики документа и методы привлечения частного капитала в отрасль.

Закладывают они в программу и налоговые преференции. При соблюдении определенных условий отечественные машиностроители могут быть освобождены от уплаты НДС при импорте металлопродукции и корпоративного подоходного налога. «Кроме того, - отмечается в комплексном плане, - для выравнивания конкурентных условий отечественных компаний с зарубежными поставщиками машиностроительной продукции будет предусмотрено обложение НДС по нулевой ставке, оборотов от реализации отечественной машиностроительной продукции, поставляемой на проекты при строительстве объектов «зеленой» энергетики. Для стимулирования увеличения финансирования на НИОКР в Налоговый кодекс будут вноситься изменения в части увеличения в 1,5 раза размера вычета от КПН затрат на НИОКР. Также будет обеспечено освобождение от уплаты НДС при импорте средств производства и технологического оборудования. Для малого и среднего бизнеса будет предусмотрено освобождение от уплаты по НДС оборотов машиностроительных предприятий на сумму приобретенного производственного оборудования».

В целом, как констатируют разработчики этого стратегического документа, его успешная реализация «будет способствовать обеспечению устойчивого и сбалансированного роста не только машиностроительной отрасли, но и обрабатывающей промышленности в целом путем повышения конкурентоспособности в долгосрочном периоде, и тем самым содействовать формированию диверсифицированной и технологичной промышленности и экономики страны». По их оценкам «ключевые сектора отрасли с точки зрения имеющегося потенциала и спроса (железнодорожное, электротехническое и энергетическое, горно-металлургическое, нефтегазовое и сельскохозяйственное машиностроение) сыграют роль локомотивов за счет развития производств последующих технологических переделов и обеспечения широкого мультипликативного эффекта от их развития на другие сектора экономики». Внедрение же наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции в секторах машиностроения, уверены они, позволит Казахстану создать основы качественно новой индустрии.