Южная столица переживает этап кардинальной трансформации. Как говорит аким мегаполиса Ерболат Досаев, «наша самая большая цель - сделать Алматы комфортным и безопасным городом международного уровня с конкурентоспособной экономикой». Для достижения этой цели приняты все необходимые программные документы, а также утверждена и реализуется целая серия «дорожных карт» по развитию города.
Об этом алматинский градоначальник рассказал на площадке Службы центральных коммуникаций. По словам Ерболата Досаева, ключевые векторы движения мегаполиса к будущему содержатся в Программе развития города до 2025 года, в Плане развития Алматы до 2030 года, а также в утвержденном недавно Генеральном плане города до 2040 года. Как уточнил аким, генплан основан на принципе полицентризма. Он предусматривает формирование уникальной структуры пяти полицентров с учетом прогноза, согласно которому численность населения к 2040-му году достигнет 3-х миллионов человек, а рост экономики будет составлять в среднем 5 процентов ежегодно. «Объекты образования и здравоохранения будут в шаговой доступности. Будет построено 200 новых школ и более 80 медицинских учреждений. Доля общественного транспорта увеличится до 60 процентов. Планируется построить 210 километров новых дорог, 3,6 тысячи километров инженерных сетей, новые парки и скверы общей площадью 2750 га», - рассказал Ерболат Досаев.
Ранее акимат Алматы поделился подробностями этого масштабного проекта городской трансформации. Его основная идея заключается в разделении мегаполиса на пять специальных зон, каждая из которых будет зациклена на собственных целях развития. Например, в полицентре «Исторический центр» усилия будут сконцентрированы на реставрации зданий, относящихся к историко-культурному наследию, обновлении инженерных сетей, благоустройстве, развитии рекреационных зон. При этом всё еще остающиеся частью исторического центра промышленные предприятия и специализированные учреждения, например, такие, как СИЗО, будут вынесены за границы полицентра. Их место, как комментируют в акимате, займут квартальная застройка современного типа, а также новый деловой кластер.
Полицентр «Северный», концентрирующий в себе часть Турксибского и Жетысуйского районов, будет ориентирован на развитие Алматинской агломерации, город Конаев и города-«спутники» Алматы. Предполагается, что уже совсем скоро эта зона превратится в комфортный для проживания оазис с новой сетью улиц и новым жилым фондом. Он будет удобен как для отдыха (за счет создания новых и развития уже действующих парковых зон), так и для развития малого и среднего бизнеса – в этих целях намечается эффективно задействовать первые этажи домостроений.
«Западный» полицентр станет своего рода транспортным хабом города. Таковой появится в поселке Боролдай. Его функциональность предполагается дополнить новым автовокзалом. Что касается создания комфорта для жителей данной зоны, то комплекс мер предполагает возведение новых жилых кварталов с развитой инфраструктурой, создание рекреационных зон, а также благоустройство уже имеющихся социально-культурных и природных объектов.
Схожие задачи имеет «Юго-западный» полицентр. Помимо транспортно-логистической составляющей, его развитие предусматривает создание кластера торговых услуг. Так, например, рынок «Алтын-Орда» власти города планируют преобразовать в оптово-распределительный центр. Еще один рынок, «Барлык», превратится в мультимодальный транспортно-пересадочный узел, включающий в себя автовокзал, станции LRT и метрополитен.
Еще один полицентр, «Восточные ворота», по причине своей близости к аэропорту и трассе Западная Европа – Западный Китай тоже будет ориентирован на развитие транспорта. Предполагаемый узел, как и в предыдущем случае, будет включать в себя станцию LRT и автовокзал, а также линию BRT. Кроме того, на территории полицентра появятся выставочно-развлекательный центр и рекреационная зона с жилой и социальной инфраструктурой.
Ожидается, что полное формирование полицентров завершится к 2030 году. Общий объем инвестиций оценивается в сумму, превышающую шесть триллионов тенге. Более половины её (по предварительным оценкам, 3,3 триллиона тенге) составит частный капитал.
По расчетам, реализация этого концепта позволит ввести в строй порядка 1,5 миллиона квадратных метров жилья с ежегодным приростом в 10 процентов, обеспечить наилучшую связанность улиц, по максимуму «стерев» самые проблемные с точки зрения дорожного трафика Т-образные перекрестки. Также планируется снизить плотность квартальной застройки, а зеленые пространства связать единой сообщающейся сетью.