В сентябре 1936 года было учреждено звание «Народный артист СССР» и названы имена первых 13 его обладателей. В их число вошла совсем ещё молодая оперная певица Куляш Байсеитова, единственная в этом списке из всей Центральной Азии. А сколько всего наших соотечественников было удостоено этого высокого звания за время существования Советского Союза, и как с этой точки зрения выглядела Казахская ССР в сравнении с другими республиками?

Приоритет – «высоким жанрам»

…Начать, наверное, следует с того, что в 1923-м, появилось звание «Народный артист Казахской АССР». Первыми его получили композитор, собиратель образцов казахской народной музыки Константин Затаевич и театральная актриса Нина Анненкова-Бернар, известная в том числе постановкой в Оренбурге, тогдашней столице республике, пьесы о Бекете-батыре – она выступила и как режиссёр, и как исполнительница роли матери главного героя. Спустя одиннадцать лет, в 1934-м, было введено звание «Заслуженный артист Казахской АССР» (оно ниже по статусу, чем «народный»), и соответствующее удостоверение под номером 1 досталось Куляш Байсеитовой.

Аналогичные формы признания заслуг деятелей искусства к тому времени существовали во всех союзных и многих автономных республиках. А в 1936-м, незадолго до принятия новой Конституции, руководство страны решило учредить звание «Народный артист СССР», чтобы присуждать его лучшим на всём советском пространстве. И тогда, и позже предпочтение отдавалось «высоким жанрам». Например, симфонической музыке, опере, балету, тогда как авторов и исполнителей эстрадных песен не жаловали – ситуация начала меняться только в период правления Брежнева. Также поощрялись народные виды искусства.

Претенденты, которые проходили через жёсткое сито отбора в творческих союзах, в партийных органах, ко всему прочему должны были быть и политически благонадёжными. Впрочем, явных или тайных оппонентов режима в артистической среде было не так много – во всяком случае, меньше, чем, например, среди писателей. И тем более они почти не встречались в Казахстане и республиках Средней Азии. К званию, которое за все годы существования СССР получили чуть больше тысячи человек, прилагался широкий набор привилегий – повышенная зарплата, дополнительная жилплощадь, служебный автомобиль, пенсия союзного значения, даже льготы по оплате коммунальных услуг…

Применительно к искусству, как и в целом к культуре, в Советском Союзе действовал принцип «национальное по форме и социалистическое по содержанию». Им же руководствовались и при выдвижении кандидатур на присвоение звание «Народный артист СССР». Во всех союзных республиках предпочтение отдавалось представителям «титульных» этносов как выразителям этой самой «национальной формы», причём, надо полагать, такой подход диктовался не только и не столько желанием местных руководителей, сколько установками, поступавшими из центра. И Казахстан здесь не был исключением.

В общей сложности это звание получили 28 казахстанцев, в том числе 22 казаха, хотя на протяжении всего этого периода, с 1936-го по 1991-й, доля «титульного» этноса в нашей республике никогда не превышала 40 процентов. Шесть представителей других национальностей – это театральная актриса Валентина Харламова, оперный певец Ришат Абдуллин, балерина и балетмейстер Лидия Чернышёва, актёр и режиссер Евгений Диордиев, композитор Куддус Кужамьяров, хоровой дирижёр Анатолий Молодов. А вот, например, автор первых казахских опер Евгений Брусиловский и замечательный актёр Юрий Померанцев довольствовались лишь статусом народного артиста Казахской ССР, хотя, безусловно, заслуживали большего.

От сталинской эпохи до наших дней

Теперь в хронологическом порядке. Итак, первыми «народными» в СССР стали в 1936-м тринадцать человек. Список возглавляли «мэтры» главного театра страны – МХАТ: Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. А замыкала его Куляш Байсеитова. За три месяца до этого в Москве прошла декада искусств Казахстана, в ходе которой была показана первая казахская опера «Кыз-Жибек» (автор Евгений Брусиловский), и именно тогда исполнявшая главную партию 24-летняя Куляш привлекла к себе внимание. Высокое звание она получила всего через три года после начала творческой карьеры!

Спустя год его была удостоена вторая представительница Центральной Азии – узбекская оперная певица Халима Насырова, которой к тому моменту тоже исполнилось 24. Впоследствии больше никому во всём Советском Союзе не удавалось в столь молодом возрасте стать народным артистом СССР. Да и вообще, это звание обычно присуждали уже зрелым людям. Исключение составляли танцоры балета, чей артистический век короток: например, Надежда Павлова получила его в 28 лет, Майя Плисецкая и наш Рамазан Бапов – в 32.

Следующего раза Казахстану пришлось ждать больше двадцати лет. В период с 1955-го по 1959-й в Москве были организованы декады искусств всех союзных и наиболее крупных автономных республик, которые сопровождались присвоением званий и вручением наград. До нас очередь дошла в декабре 1958-го. После завершения декады народными артистами СССР стали кинорежиссёр Шакен Айманов, композитор Мукан Тулебаев, оперные певцы Ермек Серкебаев и Роза Джаманова, актёры Калибек Куанышпаев и уже упомянутая Валентина Харламова.

В 1960-х высокое звание получили пять представительниц прекрасной половины нашей республики – актрисы Хадиша Букеева и Сабира Майканова, певицы Бибигуль Тулегенова и Роза Багланова, а также балерина и балетмейстер Лидия Чернышёва. Плюс оперный певец Ришат Абдуллин и актёр Евгений Диордиев. Почему в это десятилетие выбирали преимущественно женщин и «дискриминировали» мужчин, особенно казахских, остаётся только догадываться.

Впрочем, позже последние взяли своё. Но сначала было затишье первой половины 1970-х, когда в Казахстане не появилось ни одного нового народного артиста СССР. Зато за следующие полтора десятилетия, предшествовавшие распаду Союза, этого звания были удостоены 14 человек – столько же, сколько за все предыдущие сорок лет, начиная с 1936-го. В том числе 11 мужчин – театральный режиссёр Азербайджан Мамбетов, композиторы Еркегали Рахмадиев, Сыдык Мухамеджанов и Куддус Кужамьяров, руководители оркестров и дирижёры Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев и Анатолий Молодов, оперный певец Алибек Днишев, артист балета Рамазан Бапов, актёры Асанали Ашимов и Идрис Ногайбаев. И лишь три женщины – композитор Газиза Жубанова, актрисы Фарида Шарипова и Шолпан Жандарбекова.

Интересно, что в этот период сразу в двух семейных парах оба супруга стали народными артистами СССР: в 1981-м к своему мужу Азербайджану Мамбетову присоединилась Газиза Жубанова, а через год Идрис Ногайбаев составил компанию в списке обладателей этого звания своей жене Фариде Шариповой. Вообще, таких пар в Союзе было немного. Например, применительно к огромной России на память приходят разве что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, Григорий Александров и Любовь Орлова.

Негласная конкуренция

Как уже говорилось выше, подавляющее большинство мастеров искусств нашей республики, получивших самое высокое в СССР артистическое звание, – казахи. Их набралось 22. А лидерами по этому показателю среди тюркских народов стали азербайджанцы – 27. Следом расположились узбеки – 24. Совсем немного проиграли нам в заочном споре киргизы – 21. Чуть поодаль оказались туркмены – 16. Если же брать количество «народных» в расчёте на каждый миллион населения, то безусловное первое место будет за киргизами – 8,3. На втором туркмены – 5,9, затем идут азербайджанцы – 4,0, казахи – 2,7 и узбеки – 1,5.

Впрочем, при присвоении звания вряд ли придавалось большое значение численности этносов или жителей тех или иных республик. Если бы было иначе, то, например, грузины шли бы в аутсайдерах. А среди них «народных» оказалось 45 – вдвое больше, чем среди казахов, при вдвое меньшем населении. Кстати, доля грузин среди всех народных артистов СССР составила 4,5 процента, тогда как доля представителей этого народа среди всех советских людей – 1,4 процента (для сравнения: у казахов данные показатели были соответственно 2,2 и 2,8). И Иосиф Джугашвили (Сталин) тут ни при чём – подавляющее большинство получило это звание уже после его смерти. Те, кто застал советские времени, хорошо помнят, сколько грузинских мастеров искусств имело всесоюзную известность. К тому же они гораздо глубже, чем «азиаты» или прибалты, были интегрированы в творческие процессы, происходившие в Москве, которая и задавала тон.

Существует расхожее мнение, что между республиками шла нешуточная борьба за продвижение своих представителей (не только деятелей искусств, но и писателей, работников других сфер) к самым престижным званиям. И что многое зависело от политического «веса» их руководителей, степени их влиятельности, от того, насколько к ним прислушиваются в центре. Конечно, этот фактор нельзя сбрасывать со счётов, но и преувеличивать его значение не следует.

Скажем, если брать отдельно период с 1971-го по 1991-й, то среди тюрков чаще других народными артистами СССР становились киргизы (14). Между тем, во-первых, это малочисленный этнос (втрое меньший, чем казахский, вдвое меньший, чем азербайджанский, не говоря уже про узбекский), а во-вторых, «вес» Киргизской ССР и её руководства был несопоставим с тем, какой имели Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Стоит напомнить, что в то время тремя последними руководили член Политбюро ЦК КПСС Динмухамед Кунаев, кандидат в члены Политбюро Шараф Рашидов (кстати, автор нескольких романов, по одному из которых был снят художественный фильм) и в будущем член Политбюро, первый заместитель председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев.

Иначе говоря, учитывались, прежде всего, реальные творческие достижения. Например, вряд ли кто станет спорить с тем, что киргизский кинематограф 1970-х и 1980-х был одним из лучших в Союзе. И уж, во всяком случае, превосходил казахский и узбекский. Также в этой республике сумели «раскрутить» и грамотно преподнести образцы национального искусства: высшее в СССР артистическое звание получили не только руководители оркестров народных инструментов (как наш Тлендиев), но и акын-импровизатор Эстебес Турсуналиев, исполнительница на комузе Самарбюбю Токтахунова…