Пока в Европейском союзе продолжает разгораться скандал с депутатами, известный как «Катаргейт», аналогичная ситуация складывается и в Великобритании. Группа депутатов британского парламента, поддерживаемая неизвестным спонсором из Казахстана, заявила о планах провести расследование по положению «политических заключенных» и январским событиям. Однако на деле это может оказаться простым лобби и попыткой повлиять на власти Казахстана из-за рубежа.

Британский взгляд на Казахстан

Взгляд коллективного Запада на январские события в Казахстане и их итоге можно назвать практически однозначным: в легитимности президента республики никто не сомневается, а проводимые реформы за рубежом поддерживаются. Однако периодически отдельные группы чиновников и депутатов за рубежом пытаются поставить под сомнение правильность действий казахстанских властей.

Так действовали, например, представители подкомитета Европарламента по правам человека – ими проводилось несколько встреч с представителями Казахстана, но преимущественно с правозащитными НПО, которые имеют тесные связи с западными грантовыми структурами.

Интересно отметить, что сейчас нынешний руководитель этого подкомитета Мари Арена ушла с этого поста на фоне коррупционного скандала «Катаргейт» в Европарламенте. Аналогично в орбите расследования европейских властей оказался и прежний руководитель подкомитета Антонио Панцери.

Осенью 2022 года к подкомитету, который ставил под сомнение правильность действий казахстанских властей по сохранению конституционного строя, присоединились британские парламентарии.

1 ноября лондонская юридическая компания Bindmans LLP опубликовала пресс-релиз, где сообщила о создании «комиссии по расследованию обращения и содержания под стражей Жанболата Мамая со стороны Республики Казахстан». Впрочем, в тексте говорится и о других неких «политических заключенных», а также об оценке январских событий в целом.

В чем же проблема?

Проведя обзор европейских СМИ на эту тему, появляется несколько важных вопросов. Саму по себе зарубежную экспертизу, если она объективна, можно только приветствовать, но едва ли это относится к британской комиссии – налицо несколько конфликтов интересов.

Первый важный вопрос – трое из четырех названных членов комиссии, а именно Рушанара Али, сэр Роберт Бакленд и лорд Макдональд, являются или были действующими членами парламента Великобритании. И в этой связи деятельность комиссии освещается как официальная позиция страны. Но едва ли это правда: деятельность комиссии финансируется из средств «неизвестного гражданина Казахстана», имя которого до сих пор скрывается членами комиссии и самой компанией Bindmans от общественности.

Из этого следует, что работа комиссии и участие в ней официальных представителей Великобритании является полностью коммерческой сделкой лондонской фирмы Bindmans с «неизвестным гражданином из Казахстана».

Второй важный момент – члены комиссии за свои услуги «по расследованию январских событий в Казахстане» получают гонорары от неизвестного казахстанца, что само по себе ставит вопрос об объективности проводимой ими работы.

Работа в комиссии Рушанары Али, не имеющей юридического образования, оценивается в 400 долларов в час. Она уже получила первый денежный транш за 33 часа работы, согласно данным ее официальной декларации за 2022 год. Ставка за услуги экспертов ее калибра на рынке Великобритании значительно ниже. Из чего следует, что ей платят такие суммы в основном за ее политическое влияние и статус.

Следуя вышеизложенным расчетам, при четырехдневной рабочей неделе, Рушанара Али получает около 10 тысяч фунтов стерлингов за свой вклад в работу комиссии, что почти в два раза превышает годовую зарплату среднестатистического гражданина Казахстана. При этом Али стала единственным членом комиссии, кто раскрыл информацию о своих доходах.

При этом можно предположить, что представленные ее суммы будут меркнуть на фоне гонораров других более влиятельных членов комиссии.

Третий вопрос, и вновь о финансах. Интересно, почему скрывается источник финансирования работы комиссии. Очевидно, что немногие граждане Казахстана имеют связи в Великобритании, достаточные суммы денег и, конечно, мотивы проводить расследования такого масштаба. По скромным оценкам, стоимость такого проекта составляет сотни тысяч, если не миллионы, фунтов стерлингов.

Такие суммы и предположения породили слухи о том, что клиент Bindmans LLP, финансирующий расследование, на самом деле является клептократом эпохи Нурсултана Назарбаева – «Старого Казахстана».

Из этого происходит четвертый вопрос – клептократы из «Старого Казахстана» не сильно беспокоятся о защите правах человека в своей собственной стране? Понятно, что они лишь стремятся дискредитировать действия нынешних властей, подорвать их авторитет и помешать возвращению присвоенных ими активов казахстанскому народу.

Конечной целью старого клептократического класса является возвращение к власти и восстановление автократии, которая позволит сохранить экономику, контролируемую олигархами. Это те же люди, которые несут ответственность за январские волнения, переросшие в насилие.

А стоит ли верить?

Из перечисленного выше становится понятным, что доверять результатом таких расследований, анонимно финансируемых и с неясными мотивами, не стоит. Вопросы защиты прав человека по всему миру стали индустрией доходов – коммерческой возможностью для европейских чиновников.

Проект Bindmans с комиссией по Казахстану, попытка купить мнение и авторитет британских парламентариев на фоне тщательных усилий скрыть источники финансирования, а также правозащитная риторика в отношении Казахстана следует рассматривать вместе с другим коррупционным расследованием в Европе – а именно «Катаргейтом».

Если сопоставить происходящее, становится понятным – доверять зарубежным заявлениям о Казахстане следует с осторожностью. Особенно когда делами страны начинают интересоваться без повода.