В своей статье «Независимость превыше всего» Касым-Жомарт Токаев отметил особую важность своевременного проведения Казахстаном работ по делимитации и демаркации своих границ. В этой связи он напомнил: «Некоторые политики и общественные деятели призывали не спешить - дескать, по таким вопросам можно и потом договориться. Однако мы немедля приступили к переговорам и закреплению достигнутых договоренностей. Время показало правильность такого подхода».

На протяжении последнего десятилетия в мире наблюдается процесс поляризации и усиления конфронтации, активизируется борьба между основными центрами сил за сферы влияния и за доступ к ресурсам. В этих условиях нередкими становятся попытки сыграть на таком факторе, как нерешенность пограничных вопросов, наличие спорных территорий. Различные политики и общественные деятели, либо ангажированные властями своих стран, либо движимые популизмом и стремящиеся заработать на этом политический капитал, все чаще будируют тему «исторической принадлежности» тех или иных земель, пытаясь найти в далеком прошлом некие доказательства в пользу своих версий.

Трезвомыслящие люди понимают, что споры относительно того, кому «исконно» принадлежат те или иные территории, сегодня уже не имеют особого смысла. Например, если говорить о Евразии, то на ее огромных пространствах в течение многих веков одни народы захватывали земли других, империи рождались и умирали, завоеватели и порабощенные через определенное время как бы менялись местами, происходили постоянные перемещения, смешивания, ассимиляции. И если брать за точку отсчета, скажем, 13-й век, то правы будут одни, а если, например, 17-й, то ближе к истине будут их оппоненты. Но в итоге такие споры оказываются бессмысленными. Они лишь создают ненужную напряженность в отношениях между странами и народами.

Тем не менее, находятся люди, в том числе обладающие определенным политическим статусом, которые то и дело подбрасывают дрова в костер таких, с позволения сказать, дискуссий. Вспомните, например, прозвучавшие в конце прошлого года заявления отдельных депутатов российской Госдумы относительно «исконной принадлежности» территорий северного Казахстана. Это, естественно, напрягло и возмутило многих наших соотечественников. Но те же трезвомыслящие голоса напомнили о том, что еще в 2005 году президентами РК и РФ Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным был подписан Договор о казахстанско-российской государственной границе. Тем самым последняя получила международно-правовое оформление, а значит, не подлежит пересмотру, кто бы что ни говорил. Кстати, на этот же поистине исторический документ сослался в недавнем своем интервью и министр обороны РФ Сергей Шойгу, отвечая на вопрос журналиста казахстанского портала Tengrinews.

Работа, предварявшая заключение упомянутого договора, началась еще в 1990-х, когда президентом РФ был Борис Ельцин. Существовали две главные сложности. Первая была связана с огромной протяженностью границы – 7,6 тысячи километров (во всем мире есть только одна более длинная, разделяющая две страны, между Канадой и США, составляющая 8,9 тысячи километров, но почти 2,5 тысячи из них приходятся на границу с отдельно расположенной Аляской). Вторая – наличие «пробелов» в ее предыдущем правовом оформлении, которые были вызваны тем обстоятельством, что в СССР границы между республиками рассматривались не столько как межгосударственные, сколько как административно-территориальные. Причем если в период национального размежевания в Средней Азии и до начала 1930-х к их описанию подходили более или менее скрупулезно, то потом (а Казахская республика вышла из состава РСФСР и обрела статус союзной в 1936-м) эта работа если и проводилась, то формально. Два данных обстоятельства могли надолго затянуть процесс делимитации, но в немалой степени благодаря доверительным отношениям Нурсултана Назарбаева как с Борисом Ельциным, так и с его преемником Владимиром Путиным его удалось завершить за семь лет.

Еще более сложным был процесс установления окончательных границ с другим могущественным соседом – КНР. Причем к нему руководство Казахстана приступило практически сразу после обретения независимости, памятуя о сложном наследии, доставшемся от Советского Союза. Как известно, именно территориальные притязания Китая привели к нескольким вооруженным конфликтам на границе между СССР и КНР. Один из них, обернувшийся серьезными жертвами, произошел летом 1969 года у озера Жаланашколь тогда Семипалатинской, а сейчас Восточно-Казахстанской области. И теперь наше молодое государство не могло позволить себе «заморозить» застарелые пограничные споры, а тем более в отношениях с уже набиравшей экономическую и военную мощь державой, численность населения которой к тому времени перевалила за миллиард. Жить, образно говоря, «на пороховой бочке», способной взорваться в любой момент, и строить далеко идущие планы, связанные с укреплением суверенитета, социально-экономическим развитием, – вещи, по сути, несовместимые.

В общей сложности работа над делимитацией, а затем демаркацией казахстанско-китайской границы длилась почти десять лет и завершилась в 2002 году. Самое непосредственное и активное участие в ней принял нынешний президент РК Касым-Жомарт Токаев. До распада Союза он в течение шести лет занимал ответственный пост в посольстве СССР в Китае, и прекрасно ориентировался в данной тематике. А в 1994-99 годах, на которые пришелся основной этап переговоров с КНР о границе, Токаев руководил Министерством иностранных дел РК. Затем он возглавлял правительство, а с начала 2002-го снова в качестве главы внешнеполитического ведомства участвовал в подготовке итоговых документов, которые были завизированы в мае того же года. И в том числе на их основе спустя всего месяц, в июне 2002-го, президент РК Нурсултан Назарбаев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между двумя странами.

Любые такого рода соглашения между государствами достигаются путем компромисса обеих договаривающихся сторон, и такой компромисс, разумеется, был и в данном случае: в чем-то от своих притязаний отказался Казахстан, в чем-то – Китай. Главное – от этого территория нашей страны нисколько не уменьшилась. И, что тоже крайне важно, урегулирование пограничных споров, установление юридически оформленных границ позволили активизировать сотрудничество с крупнейшей мировой державой, которая по своему экономическому потенциалу, как считают многие эксперты, в обозримой перспективе выйдет на первое место в мире, обогнав США.

Параллельно велась работа над делимитацией и демаркацией границ с соседними государствами Центральной Азии – Узбекистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном. Здесь тоже были свои сложности, особенно они касались уточнения пограничной линии с узбекской территорией (прежде всего, в демаркационной полосе, прилегавшей к Сарыагашскому району ЮКО). Но и эти противоречия удалось разрешить, и к середине «нулевых» годов необходимые соглашения были подписаны.

О том, насколько важными и своевременными были все эти меры, можно судить по ситуации в Ферганской долине, где из-за неурегулированности пограничных вопросов то и дело возникают конфликты, в том числе вооруженные, с участием жителей Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Скажем, на границе между двумя последними из 980 километров делимитированы лишь чуть больше половины, а на спорных участках (особенно на территории Баткенской области КР и прилегающих к ней таджикских землях) бывает очень неспокойно. Граница между Узбекистаном и Кыргызстаном общей протяженность в 1378 км имеет более чем 300-километровую «линию раздора». Аналогичный участок, но покороче, длиной 105 километров, сохраняется на узбекско-таджикской границе. Эти территории являются потенциальными очагами напряженности, и если учесть, насколько густо населена Ферганская долина (там самая высокая во всей Центральной Азии плотность жителей), то можно представить степень угрозы.

Поэтому трудно переоценить значение той работы, которую Казахстан провел по окончательному установлению и юридическому оформлению собственных государственных границ.