Если вспомнить теорию Сэмюэля Хантингтона о том, что базовой причиной конфликтов в XXI станет цивилизационный фактор, то приходится с грустью констатировать, что он, увы, оказался кое в чем прав. Особенно в контексте стремительно нарастающей радикализации некоторой части исламского мира.
Наверное, никто не может отрицать позитивную роль ислама в мировой истории. Никто не должен отрицать права мусульман отстаивать свои религиозные ценности и участвовать в политической жизни. Но в то же время можно, по-видимому, усомниться, что абсолютизация теократической концепции мироустройства по исламским лекалам будет способствовать его процветанию.
К сожалению, уже более чем очевидно, что на современном этапе мировой политической истории одним из проблемных моментов стал исламский религиозный экстремизм и терроризм. Его формы и тренды в разных странах и отдельных обществах имеют свои специфические проявления. Но есть и общие моменты. Это, как правило, связано с политической философией и идеологическими установками, лежащими в основе религиозного экстремизма и терроризма.
К сожалению и для нашей страны эти негативные явления с некоторых пор стали представлять ощутимую угрозу в плане национальной безопасности. Это связано в первую очередь с теми целями, которыми руководствуются адепты радикальных течений. Фундаментом их базовых установок являются идеология насилия, направленная на противодействие государственным структурам. Помимо этого они активно пропагандируют и используют методы устрашения общества и отдельных граждан, не отягощая себя соображениями гуманистического порядка.
На ранних этапах проникновения в Казахстан религиозный экстремизм практиковал методы латентной пропаганды и агитации, с использованием печатной продукции в виде листовок и прокламаций, а также активным распространением религиозной литературы ортодоксального характера. Еще одним направлением их работы было создание религиозных ячеек, причем в такой форме, чтобы они не попадали в поле зрения соответствующих государственных органов. С помощью таких изощренных методов эмиссары деструктивных объединений занимались широкой миссионерской работой, рекрутируя в свои ряды молодых людей из самых различных сегментов казахстанского общества. Еще одним методом была вербовка молодежи для обучение в теологических вузах мусульманских государств Аккумулировав необходимую критическую массу, религиозный экстремизм вышел на следующий эволюционный этап своего проникновения в Казахстан – терроризм. Начало этой фазы приходится на 2011 год, когда были зафиксированы первые теракты на западе и юге Казахстана. Это уже была крайняя форма проявления экстремизма на нашей территории.
Следует отметить, что такое положение вещей не может оцениваться как однозначно неожиданное. Как известно природа любого политического явления не терпит пустоты. Так случилось и в нашем случае. Когда в небытие канула идеология тоталитарного общества, в массовом сознании вполне объективно образовался вакуум. И именно в этом направлении устремили свои взоры и усилия адепты радикального ислама.
В первую очередь соответствующей идеологической обработке стали подвергаться граждане нашей страны, направившиеся в самые различные теологические учебные заведения в исламском мире. В силу относительной слабости и отсутствия необходимого опыта, казахстанские государственные структуры не смогли своевременно прочувствовать этот негативный тренд. К тому же на это наслаивались проблемы социального свойства, в виде стремительно нараставшей социальной дифференциации нашего общества.
Однако несмотря на все имеющиеся проблемы, соответствующие государственные органы Казахстана смогли в короткие сроки перестроить свою работу и сформировать достаточно эффективную политику противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
Стратегия государственной политики Казахстана в плане противостояния религиозному экстремизму базируется прежде всего на основе выработки четко обоснованной правовой базы. Она охватывает все узловые аспекты проблемы, сочетая в себе принцип так называемой «мягкой силы» и жесткие антитеррористические компоненты.
Есть старая и проверенная максима: чтобы победить врага, сначала надо как следует изучить его. Поэтому в Казахстане для лучшего понимания, с кем мы имеем дело, была выработана теоретически обоснованная классификация экстремизма как политического явления.
Закон РК «О противодействии экстремизму» выделяет три его формы – политический экстремизм, национальный экстремизм и экстремизм религиозный. Под последним подразумевается: «Разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».
Именно это документ стал краеугольным камнем фундамента государственной политики Казахстана, направленной на противодействие этому негативному явлению. Выработка таких ясных и четких критериев, характеризующих его, для нашего общества, имеющего многонациональную и поликонфессиональную структуру населения, имела очень важное значение.
Учитывая нарастающие негативные тренды, когда религиозный экстремизм и терроризм стали угрозой международной стабильности, наше государство взяло твердый и последовательный курс на укрепление своей политики, направленной на противодействие религиозным радикалам.
На это, в частности, нацелена государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018 – 2022 годы. Тем самым наше государство демонстрирует ясное понимание существующих угроз, акцентируя свои усилия именно на этих двух явлениях, могущих расшатать основы национальной безопасности.
С целью более эффективной реализации на практике основных целей вышеуказанной программы, перед соответствующими государственными структурами, прежде всего КНБ и МВД, сформулированы вполне конкретные задачи. В первую очередь они нацелены на усиление кадрового обеспечения и профессиональной подготовки сотрудников этих служб. Такой принципиальный подход вызван двумя причинами. Во-первых, именно эти структуры в силу специфики их работы находятся на первой лини противостоянии религиозным радикалам.
Данный тезис, и это во-вторых, подтверждает анализ природы террористических актов. Так, по данным приводимым в открытом доступе, в преобладающем своем большинстве террористы имеют своей целью работников правоохранительных органов и спецслужб. В конкретном разрезе это выглядит так: 85% пострадавших и жертв террора – это сотрудники силовых ведомств, а 15% - рядовые граждане. За сухими цифрами статистики стоят человеческие трагедии простых людей, а также самоотверженность и героизм работников органов правопорядка и спецслужб.
Для понимания сложностей работы по противостоянию религиозному экстремизму и терроризму необходимо иметь в виду, что эти проявления стали на первоначальном этапе для нас новыми и поэтому потребовалось некоторое время для выработки нестандартных подходов и методов. Это особенно важно, с учетом фактора Интернета, когда за считанные минуты любая информация становится достоянием миллионов пользователей. Одновременно всемирная паутина дает радикалам все возможности для ведения скрытной подрывной работы. Поэтому Интернет во многом усложняет работу соответствующих служб в плане противостояния адептам радикального ислама.
Но несмотря на это, наши силовые структуры сумели адаптироваться и сегодня активно работают как в офлайн, так и в онлайн режимах. Так, осуществляется активный мониторинг интернет-пространства и особенно самых посещаемых социальных сетей, с целью микширования эффекта от идеологической обработки пользователей сети исламскими проповедниками ортодоксального толка. Только в 2018 году с этой целью в интернете было блокировано более 620 тысяч материалов пропагандистского толка. Кроме того, проводится активная работа по выявлению и последующей блокировке сайтов, распространяющих идеи и программы экстремистского толка.
КНБ РК в последние годы стало более активно демонстрировать в публичном пространстве конкретные результаты своей практической работы по противодействию исламскому экстремизму и терроризму. Это касается вопросов выявления примеров участия наших граждан в боевых действиях на стороне вооруженных формирований печально известного движения ДАИШ, а также вызволения из неволи членов их семей.
Одобряя и всячески приветствуя все усилия отечественных правоохранителей и сотрудников спецслужб, хотелось вспомнить еще одну известную максиму, гласящую, что преступление легче предотвратить, чем раскрыть. Из этого вытекает другой вывод: необходимо способствовать формированию в нашем многослойном обществе стойкого иммунитета к абсолютно чуждым нашему менталитету воззрениям и религиозной философии. Понятно, что это очень непростая и требующая кропотливого подхода работа. Но другого пути у нас нет и быть не может. Это для нас имеет принципиальное значение. Казахский социум, а впоследствии и казахстанское общество, всегда демонстрировало высшую степень толерантности и конструктивизма. Было бы по меньшей степени нерационально утерять эти наши достижения, отдав на откуп умы и души подрастающих поколений. А именно они, молодые граждане Казахстана, являются главной идеологической мишенью адептов радикального ислама. Поэтому как никогда возрастают роль и значение общественного диалога.
Как нам представляется, роль забойщика в этом процессе должно играть государство и соответствующие его структуры – КНБ и МВД. Их работа в этом направлении должны быть по мере возможностей открытой и прозрачной. Не менее важно, чтобы они имели обратную связь с обществом и гражданами. Их работа должна способствовать росту понимания обществом и отдельными людьми того печального факта, что религиозный экстремизм и терроризм не являются категорией абстрактного порядка. И если вовремя не проявить гражданскую зрелость, ответственный подход к общественным проблемам, не впадать в правовой нигилизм, уметь выстраивать цивилизованные отношения со всеми согражданами, независимо от своей личной и их национальной и религиозной принадлежности, то никто и никогда не сможет гарантировать нам всем и любому из нас мир и спокойствие на нашей земле.
А это наше самое важное и принципиальное завоевание, на котором зиждется феномен казахстанской стабильности. Так будем же беречь его как зеницу ока.