Вопреки расхожему мнению о том, что в последние годы в стране стремительно растет вовлеченность молодежи в религию, доля истинно верующих казахстанцев в возрасте от 14 до 29 лет, согласно экспертным оценкам,  все еще незначительная – менее 15 процентов. Об этом говорят результаты последних социологических исследований, цель которых - изучить основные факторы, определяющие социальное самочувствие молодых людей, их отношение к жизни, в том числе религиозную идентичность.

Масштабный социологический опрос (1000 респондентов), в частности, провели социологи Фонда Фридриха Эберта. По их данным, 14,8 процента молодых людей регулярно соблюдают религиозные практики. На вопрос о посещении религиозных служб, помимо свадеб и похорон, 30,2 процента респондентов ответили отрицательно. Остальные опрошенные сообщили, что посещают религиозные службы только в особых случаях (16 процентов), один раз в месяц (10 процентов), один раз в год (16,5 процента) и реже одного раза в год (12,5 процента). При этом большинство, а именно 55,1 процента молодых людей, указали, что они религиозны, но совсем не участвуют в религиозной жизни.

- Это открытие примечательно, поскольку оно говорит о том, что религия не играет центральной роли в жизни молодых казахстанцев, - говорят эксперты. - Кроме того, это может быть результатом воспитания в среде, где религия не играет решающей роли.

Действительно, лишь небольшая часть (4,6 процента) респондентов заявили, что их родители «очень религиозны». Кроме того, было выявлено, что представители казахской этнической группы более религиозны, чем представители русской этнической группы (18,1 и 5,4 процента соответственно). Также выяснилось, что сельская молодежь более религиозна, чем городская (19,9 и 11 процентов соответственно).

В то же время большинство респондентов сообщили, что исповедуют ислам (63,9%), православное христианство (23,6 процента), католицизм (0,7 процента), протестантизм (0,6 процента) и буддизм (0,2 процента). Значительная часть не отнесла себя к какой-либо религии или конфессии (10,2 процента).

- После распада Советского Союза в 1991 году религия стала играть более заметную роль в жизни казахстанцев. В некоторой степени всплеск интереса к религии мог быть вызван

отсутствием доминирующей советской идеологии, оставившей идеологический вакуум, который люди пытались заполнить, обращаясь к вере. Но в целом было выявлено, что большинство молодых людей считают себя нерелигиозными в том смысле, что они не следуют религиозным обрядам, - резюмировали социологи.

Еще один соцпрос провел Научно-исследовательский центр «Молодежь» по заказу Министерства информации и общественного развития РК. Его цель – определить уровень религиозности молодежи и выявить факторы, влияющих на него. В итоге эксперты пришли к выводу, что молодые казахстанцы, называя себя верующими, не считают важным реализовывать свою религиозность. Так, лишь 13,5 процента из них полностью следуют религиозным нормам, а 19,2 процента не участвуют в религиозной жизни. Соблюдение религиозных норм, вне зависимости от отнесения себя к верующим или нет, практикуют 39,1 и 12,6 процента молодых людей соответственно.

При этом в качестве атеистов себя охарактеризовали 4,1 процента, еще порядка 3,8 процента молодых людей заявили, что равнодушны к религии, а очень малая часть (0,6 процента респондентов) отнесла себя к противникам религии. То есть если опустить терминологические особенности, то почти четверть молодых людей (неверующие, атеисты, противники) не относит себя к верующим.

Достаточно ожидаемо, что среди казахов наиболее практикуемой религией является ислам (91,4 процента). В сравнении с другими этносами среди русских очень высока доля не исповедующих никакой религии (24,0 процента).

Уровень религиозности городской и сельской молодежи также различается. Так, количество не исповедующих никакой религии либо относящих себя к иным конфессиям в городе выше: 12,4 процента молодых горожан не исповедуют никакой религии в сравнении с 11,2 процентами молодых сельчан. 2,3 процента городской молодежи практикуют иные религиозные конфессии.

- Исследование показывает, что религиозность формируется в семье, с рождения или в результате влияния ближайшего окружения. Воздействие религиозных деятелей остается относительно незначительным (2,8%), хотя, в сравнении с данными предыдущего исследования, данный фактор вырос в 1,5 раза, - заключили эксперты.

При этом эксперты не исключают, что в будущем религиозность населения, в том числе молодежи, будет только нарастать. Причем уже не по формальным количественным показателям, а за счет качественных изменений в религиозной сфере, роста удельного веса реально практикующих верующих.