За 30 лет независимости казахстанская партийная система претерпела как количественные, так и качественные изменения, которые были продиктованы различными внутренними и внешними политическими трендами и в целом, по оценкам экспертов, были оправданы.
Как показали восьмые в истории Казахстана парламентские выборы, которые прошли в январе 2021 года, политические партии стали играть действительно важную роль в жизни государства, способствовать формированию сбалансированного гражданского общества и содействовать выражению воли народа в построении государственной политики. В выборной гонке тогда участвовали пять политических партий: Nur Otan, демократическая партия Казахстана «Ак жол», Народная партия Казахстана, партия «Адал» и народно-демократическая партия «Ауыл». Однако избирательный барьер удалось пройти лишь первым трем с результатами 71,1; 10,95 и 9,10 процента соответственно. По сравнению с предыдущими выборами (2016 года) Nur Otan ухудшил свои позиции на 11,2 процента, а «Ак жол» и НПК, наоборот, улучшили – на 3,77 и 1,96 процента соответственно.
Такая модель в политологии называется полуторапартийной системой или системой с доминирующей партией, в которой последняя обладает реальной политической властью и многими преимуществами в отличие от остальных игроков. Плюсы такой системы, по мнению экспертов Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, в том, что «она гарантирует стабильность политического курса на длительное время и позволяет проводить реформы, обеспечивая мобилизацию населения». Кроме того, доминирующая партия «объединяет элиты (управленческие, экономические, интеллектуальные) и выступает в роли кадрового резерва высокопрофессиональных политических деятелей и государственных управленцев».
Такие выводы были озвучены в рамках исследования КИСИ об особенностях отечественного партстроительства, где в целях выявления приоритетов и позиций действующих политических партий по ключевым вопросам развития казахстанского общества был в том числе проведен анализ партийных программ.
В принципе, обозначенные в программах цели партий эксперты нашли схожими. Во-первых, они одинаково пытаются охватить широкий спектр вопросов по всем направлениям развития государства: политического, экономического, социального и духовного. Во-вторых, каждая из них, хотя и делает упор на защиту интересов определенных социальных групп, при этом стремится стать «всенародной», претендуя на одну и ту же целевую аудиторию. В-третьих, обещают заняться решением одних и тех же насущных проблем общества: имущественное расслоение, ухудшение социального самочувствия, недостаточный контроль над деятельностью государственных структур.
«В целом все партии выступают за укрепление государственности и придерживаются демократического пути развития. Комплексные предложения посвящены проблемам национальной экономики, в частности охватывают вопросы развития агропромышленного комплекса и добывающей промышленности, поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, защиты частной собственности и других направлений. Позиции большинства партий по данной проблематике совпадают», - пишут авторы исследования.
Так, в плане поддержки предпринимательства предлагаются меры по налоговым послаблениям и совершенствованию механизмов государственной поддержки, в том числе путем увеличения объемов кредитования. А в вопросах развития агропромышленного комплекса отмечается необходимость проведения инвентаризации всех сельскохозяйственных земель и предлагаются меры поддержки аграрного сектора через выделение субсидий, предоставления налоговых преференций, внедрения современных инновационных технологий, развитие экотуризма, а также улучшение социальной инфраструктуры и привлечения молодежи в сельские местности.
Что касается социальных блоков программ, то уже сформировался некий традиционный перечень гарантий, который обещают обеспечить гражданам все партии. В него входит повышение качества сферы образования и здравоохранения, борьба с безработицей, поддержка пенсионеров, молодежи, социально-уязвимых слоев населения и жилищно-коммунального хозяйства. Ну и на десерт практически все партии оставляют развитие духовной и культурной сферы, считая, что государство должно взять их под особый контроль.
«Программы не всегда имеет четкую структуру и могут не включать все направления развития общества, так как политические партии весьма отличаются своим идеологическом дискурсом, целями и задачами. Но при этом все они стремятся к расширению электоральной базы, используя элементы, стимулирующие интересы отдельных социальных групп. К примеру, продвижение ценностей патриотизма, развитие села, поддержку бизнеса и т.д. То есть для всех партий без исключения социально-экономические вопросы и их решение являются основой политических программ», - подчеркивают эксперты КИСИ.
Отсюда следует вывод, что партии Казахстана нацелены на защиту и представление интересов широких слоев населения и всех категорий общества, а их ключевой задачей выступает построение демократического и конкурентоспособного государства путем повышения качества и уровня жизни каждого гражданина. Причем десятилетия становления и преобразования отечественного партийного поля позволили им накопить ценный опыт в данном направлении и создать прочный фундамент для реализации поставленных задач. К тому же в стране за это время была сформирована законодательная база, где у каждого зарегистрированного объединения есть равная возможность участвовать в политической борьбе. Плюс они научились наряду с традиционными формами работы вести последовательную политику по укреплению международного сотрудничества.
Разумеется, процесс партийного строительства в Казахстане еще не завершен. В частности стремительное развитие новых технологий требуют от политических партий переформатирования подходов к вопросам разработки своих программных документов и взаимодействия с населением. Но сам факт многообразия партий, укрепления их роли в общественно-политической жизни страны говорят о приверженности казахстанского общества принципам демократии.