Качество любой политической системы в первую очередь измеряется зрелостью и развитостью их партийных систем. Но в этом плане Казахстан никогда не имел однозначного опыта. Этапы партийного строительства в нашей стране сопровождались то бурным ростом и появлением новых игроков, то стагнацией, сужавшей партийное поле до катастрофически опасных размеров. Такие «качели» не являлись залогом стабильности и не способствовали гармонизации процесса формирования партийного поля, что сказывалось на нем негативным образом, препятствуя совершенствованию уже существующих партий и созданию новых. Запущенные весной этого года Касым-Жомартом Токаевым политические реформы направлены на полное переформатирование действовавших правил. И несмотря на то, что некоторым из них еще предстоит быть реализованными на практике, сам факт изменения политического вектора породил на партийном поле новые импульсы, спровоцировавшие партийную перезагрузку.

Новые правила новой игры

Стоит напомнить, что в реформировании партийной системы глава государства демонстрирует комплексный подход. Еще два года назад в соответствии с его поручениями, данными в ходе заседания Национального совета общественного доверия, в законы закон «О выборах» и «О политических партиях» были внесены серьезные изменения. Они касались введения обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, а также снижения барьера для регистрации политических партий с 40 до 20 тысяч человек. Впоследствии квота была предусмотрена и для граждан с особыми потребностями. Помимо того, что эти изменения существенно расширяли возможности гражданского общества для участия в принятии государственных решений, поскольку существенно облегчали процесс создания новых партийных объединений, они еще соответствовали и передовым международным трендам. Как и в странах Западной Европы, Казахстан законодательно обеспечил условия доступа к избирательному процессу для категорий казахстанцев, уязвимых в плане возможности реализации в политической сфере. Так, например, квоты, аналогичные казахстанским, давно уже действуют в Германии, Франции, Бельгии, Норвегии, и опытным путем доказали эффективность влияния как на электоральные, так и на политические процессы в целом. Такие же цели преследуют и отечественные законодатели. Как тогда охарактеризовала «выборные поправки» депутат мажилиса Снежана Имашева, они «благоприятно отразятся на идеологическом и политическом многообразии, а также создадут качественно новые условия становления многопартийности на принципах равенства и пропорционального участия в выработке и принятии государственных решений».

Но этих изменений оказалось недостаточно в момент большого политического перепутья, на пороге которого Казахстан оказался в результате январских событий. Как охарактеризовал ситуацию глава государства, для глубоких и масштабных социально-экономических преобразований потребовалось проведение полноценной политической модернизации, нацеленной на «формирование честных и справедливых «правил игры», искоренение фаворитизма и монополий во всех сферах жизни». Партийное строительство стало важным звеном стартовавших реформ в политической сфере, в последовательной демократизации и в обеспечении устойчивости и управляемости государства.

Конкуренция и справедливость

В своем мартовском Послании народу Касым-Жомарт Токаев четко и предельно ясно очертил контуры изменений и расставил акценты в причинно-следственных связях им предшествующим. «Рост благосостояния народа возможен только в условиях подлинной конкуренции. Система управления, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений», - заявил он. И, что очень важно, начать президент решил с себя - законодательно запретив главе государства в период его нахождения на посту иметь партбилет какой-либо из партий. Недавно политолог Уразгали Сельтеев в публикации в своем канале в Телеграм дал следующую оценку такому решению в свете выдвижения Касым-Жомарта Токаева в нынешней выборной гонки кандидатов в будущие президенты от гражданской коалиции: «Сегодня уже сам Касым-Жомарт Токаев подтвердил, что выдвинется кандидатом в президенты от «широкой коалиции общественно-политических сил, формирующих социальную базу проводимых в стране реформ». Это оптимальное и абсолютно правильное решение. Глава государства последователен в своих намерениях демонополизировать политическую систему и сформировать открытую конкурентную политическую среду. Как Президент он не должен отдавать предпочтение тому или иному общественно-политическому субъекту. К примеру, если бы он вновь выдвинулся от партии «Аманат», то поделился бы с ней своим политическим и имиджевым капиталом. Тогда бывший «Нур Отан» на выборах в Мажилис и маслихаты в 2023 году вновь получил бы электоральное преимущество. В сознании консервативного избирателя сработала бы стандартная установка – «голосовать за президентскую партию». Теперь же шансы уравниваются. К тому же, фактор беспартийности президента не имел бы смысла. Стране нужна реальная многопартийность и надсистемный президент».

В этой ситуации более чем логичен анонсированный главой государства и другой отказ - от суперпрезидентской формы правление и перераспределение функций управления государством в пользу парламента. Для того же, чтобы законодательный орган был готов принять на себя столь высокую ответственность, параллельно были запущены механизмы трансформации, направленные на его усиление. Таким образом, как подытожил президент, «мы должны воплотить в жизнь ключевую формулу нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

Со справедливостью сделанных главой государства оценок и формулировок согласилось большинство казахстанцев. В ходе прошедшего Общенационального референдума они выразили доверие Касым-Жормату Токаеву и поддержали начатые им политические реформы. Отныне наша страна, как и сказал президент, ориентируется на сильную представительную власть, в которой ответственные депутаты, обладающие мандатом доверия народа, играют активную роль в государственном строительстве. Достижению этой цели способствуют конкретные меры как по переформатированию работы обеих палат парламента, так и совершенствованию выборного законодательства.

Что касается первого пункта, то стоит отметить принятие таких решений, как сокращение президентской квоты в верхней палате парламента с 15 до 10 депутатов с рекомендацией 5 из них Ассамблеей народа Казахстана, упразднение квоты Ассамблеи в нижней палате. Также очевидным сдвигом в сторону укрепления парламента является механизм пересмотра возможности преодоления мажилисом возражений, вносимых сенатом. Теперь сенаторы имеют право только одобрять или нет законы уже принятые мажилисменами. Как и подчеркивал президент, инициируя эту норму, она «серьезно укрепит механизмы сдержек и противовесов в политической системе и заметно упростит законотворческую процедуру». Кроме того, стоит отметить беспрецедентное расширение функций нижней парламентской палаты, наделенной в ходе стартовавших преобразований право парламентского контроля за расходованием бюджетных средств. По логике автора реформ, все это в комплексе направлено на «созидание Нового Казахстана с сильной парламентской культурой и влиятельными народными избранниками».

Второй пункт включает в себя изменения, реализация которых на практике будет способствовать повышению роли граждан в управлении государством. Достигаться эта цель будет за счет создания внутри страны электорального ландшафта без предоставления кому-либо искусственных преференций путем перехода к смешанной избирательной системе. Теперь 70 процентов депутатского корпуса нижней палаты парламента будет формироваться на пропорциональной основе, 30 процентов – на мажоритарной. Также смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения. Эти шаги, как заключает глава государства, позволят представить в мажилисе более широкую палитру взглядов, сделают его более инклюзивным. Но, наверное, одним из самых ключевых изменений является внедрение императивного мандата, что дает избирателям рычаг влияния на депутатский корпус, позволяя отозвать парламентария, на их взгляд, не справившегося со своими обязанностями. На фоне решения еще раз снизить регистрационный порог при создании новых партийных объединений – с 20 до 5 тысяч человек, в три раза снизить членов инициативной группы их организующей и на столько же минимальную численность региональных представительств партий, все эти изменения более чем прямая заявка со стороны первого лица государства на активизацию процесса партийного строительства в общем и политического развития в целом.

Первый блин не комом

Несмотря на то, что всем инициированным президентом изменениям еще предстоит стать частью политического процесса, они уже привели к тектоническим сдвигам. По данным Министерства юстиции, уже три новых партии прошли процесс первичной регистрации. К аналогичной процедуре готовятся еще несколько новых политических проектов. Разрозненные демократические силы пошли по пути объединения и создали коалицию, которая, не исключено, выставит своего кандидата на выборах. Кроме того, наблюдается активизация политической активности со стороны гражданского сектора и отдельных неравнодушных граждан, которые, что не исключено во время анонсированных парламентских выборов, попробуют себя в роли самовыдвиженцев.

Взбодрили политические реформы и уже существующие партии. Оппозиционная ОСДП, пропустившая прошлую президентскую кампанию, выразила намерение принять участие в текущей. В рядах парламентских партий также наблюдается оживление. Партия «Амант» принимает новую политическую платформу, которая уже не ориентирована на лидера в лице действующего главы государства. Как отмечает председатель рабочей группы по разработке документа депутат Айдос Сарым, «в процессе работы над платформой мы на практике доказали свою приверженность принципу плюрализма мнений, когда каждый голос и точка зрения ценны. Нам удалось организовать широкое обсуждение проекта платформы. Всего за период с апреля по сентябрь 2022 года поступило более 1000 инициатив и предложений. Проведён социологический опрос с участием более 40 тысяч партийцев. Результаты исследования, а также поступившие предложения и рекомендации партийцев были учтены членами рабочей группы при подготовке документа. Как результат, новый партийный документ отражает взгляды и интересы различных групп нашего общества». В основе нового документа – человек и его потребности в экономике, социальной сфере, политике. «Главной ценностью для нас является человек, его права и свободы. При составлении платформы мы пошли навстречу людям, запросам наших избирателей. Amanat – самая политически влиятельная часть гражданского общества. Мы не подменяем собой государство, мы работаем с государством через наших депутатов, мы формулируем те правила регулирования, по которым живёт государство», - резюмировал характер новой платформы политолог Марат Шибутов.

Наблюдающиеся сегодня поступательные движения со стороны партий парламентского толка можно расценивать как их становление на тот самый путь зрелости, прохождение по которому способствует качественному изменению политического устройства страны. Об этом можно судить и по прошедшей серии партийных съездов, в ходе которых все без исключения парламентские партии отказались от выдвижения своих кандидатов в текущем электоральном периоде и поддержали кандидатуру действующего президента. Объяснили свою позицию они тем, что казахстанцы, отдав голоса за президента и его реформы на Общенациональном референдуме, уже сделали свой выбор. Как заявил лидер Народной партии Казахстана Ермухамет Ертысбаев, «сейчас не время для внутриполитических игр и разборок. Необходимо единство и холодный разум». Аналогичную точку зрения выразил и глава партии «Amanat» Ерлан Кошанов: «Важно, что у нас уже есть лидер, с которым мы воплотим в жизнь все наши намеченные планы и не свернём с выбранного пути. Лидер, который в самый сложный для нашего народа период взял на себя всю ответственность, сохранил государственность, не дав стране погрузиться в хаос. Поэтому сегодня задача партии «Amanat» и наша с вами историческая ответственность – объединить всех казахстанцев вокруг прогрессивных реформ президента».

Отмечает наличие прогресса в политической модернизации страны и Касым-Жомарт Токаев. «Я вижу, с каким воодушевлением граждане восприняли новые возможности для участия в общественно-политической жизни. Особенно радует конструктивная активность молодежи. Все это говорит о широкой социальной поддержке проводимых преобразований, вере людей в реальность перемен. Для дальнейшего движения вперед нам необходимо усвоить уроки прошлого и четко видеть образ будущего. Нас ожидает множество трудностей и вызовов, но мы не свернем с намеченного курса. Нам предстоит построить справедливое и эффективное государство, обеспечить равенство возможностей для всех», - заявил он в ходе прошедшего вчера форума народной коалиции в пользу поддержки его кандидатуры в нынешней президентской кампании.

И хочется отметить, что это только начало. Впереди Казахстан ждут новые свершения в сфере партийного строительства и совершенствования политической системы. По словам главы государства, На первое место должны выйти сильные политические институты, а не конкретные персоналии и узкоклановые интересы. «Наша главная формула государственного строительства «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» будет постоянно наполняться новым качественным содержанием. В предстоящем электоральном цикле поэтапно пройдут выборы Президента, депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней. В результате состоится качественное обновление данных институтов власти на основе новых справедливых принципов. Это позволит сохранить заданный темп реформ и начать новые масштабные преобразования», - резюмировал Касым-Жомарт Токаев.