Появление «языковых патрулей» в Казахстане, случаи насилия в отношении отдельных представителей русскоязычного населения в Кыргызстане и другие подобные факты, имевшие место в странах Центральной Азии, вызвали довольно жесткую реакцию в определенных политических и экспертных кругах России. Доходит до призывов усилить давление на государства региона, обусловив оказание им военно-технической помощи, пребывание трудовых мигрантов из ЦА на территории РФ и т.д. соблюдением интересов русскоязычного населения этих стран. А некоторые российские деятели даже предлагают ускорить переезд соотечественников в РФ и после этого отгородиться, насколько это возможно, от Центральной Азии с усилением пограничного контроля, введением визового режима и т.д. О том, насколько возможна реализация того или иного варианта и какие это может иметь последствия (позитивные, негативные) для Казахстана, мы поинтересовались напрямую у российских экспертов.
Леонид Поляков, профессор департамента политики и управления НИУ-Высшая школа экономики (Москва):
«Мы можем дойти до того, что «патрулировать» будет некому и некого»
- История с «языковыми патрулями» в Казахстане, с ксенофобскими нападками на русских в Киргизии - тревожный сигнал. Тенденция прискорбная: русофобия из Прибалтики и Украины как раковая опухоль дает метастазы уже и в Центральной Азии. Пока в этот губительный процесс не вовлечено Закавказье – видимо, потому, что Грузия, Армения и Азербайджан в лице своих бизнес- и культурных элит активно вовлечены в экономическую и культурную жизнь России. Хотя известны проблемы во взаимоотношениях между Россией и Грузией, а также напряженность в отношениях с Арменией и Азербайджаном из-за карабахского конфликта.
Те варианты, которые предлагают отдельные российские эксперты (давление на государства ЦА по линии военно-технической/экономической помощи и в вопросе о трудовой миграции, либо полная эвакуация русскоязычного населения в Россию), представляются мне контрпродуктивными крайностями. Любой шантаж обязательно вызовет обратную реакцию, и русским в странах ЦА и в Казахстане особенно станет жить еще хуже. Боюсь, начнется что-нибудь похлеще «языковых патрулей»… А политика изоляционизма от Юга тоже не принесет России ничего хорошего. Талибы в Афганистане с их режимом исламского эмирата и наступательной идеологией - это бомба замедленного действия в самом сердце Евразии. Если они пойдут в бывшие республики СССР и тем более в Казахстан, то «взрыв» будет такой силы, что не устоит ни один режим в ЦА. А для России это может обернуться двойной угрозой: появлением на наших южных границах враждебного блока радикально исламизированных государств и активизацией исламских радикалов внутри самой федерации – в Поволжье и на Северном Кавказе.
На мой взгляд, нужно искать третий, продуктивный, вариант ответа на рост «языкового национализма» в странах ЦА. Например, напрашивается проведение саммита «Россия + пять стран Центральной Азии» с повесткой о защите и продвижении русского языка как «языка взаимовыгодного сотрудничества». Три государства региона (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан) входят в ОДКБ и ЕврАзЭС, вся пятерка (+ Туркменистан и Узбекистан) входит в СНГ, и вполне логично было бы принять Декларацию о русском языке, заключить специальную Конвенцию о его защите и гарантиях прав русскоязычных граждан на свободное его использование на территории стран-участниц данной конвенции. Россия могла бы взять на себя обязательства, касающиеся свободного использования языков «центрально-азиатской пятерки». Гарантии должны быть подкреплены соответствующим законодательством, которое будет предусматривать санкции, вплоть до уголовных, за любые попытки ограничения использования русского в странах ЦА и соответствующих языков стран ЦА в России. Также было бы продуктивно создать институт омбудсмена по защите языковых прав в странах-участницах Конвенции.
И делать все это надо срочно, не откладывая, – «языковой национализм» уже взорвал русскоязычный Донбасс, и не исключено, что в ответ на всякие «патрули», принуждающие русских говорить на казахском, случится аналогичный «взрыв». Последствия будут иметь не только центрально-азиатский, но и глобальный резонанс. Дальше прогнозировать не хочется, скажу только одно: мы легко можем дойти до того, что на евразийском пространстве «патрулировать» будет некому и некого.
Андрей Грозин, к.и.н., старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:
«Национальная тема - удобный инструмент отвлечения граждан от политических проблем и беззакония»
- Формальных изменений политики РК в отношении РФ при втором президенте не наблюдается. Недавно принятые Стратегия развития Казахстана до 2025 года и Стратегия национальной безопасности Казахстана до 2025 года не содержат в себе ничего такого, что могло бы указывать на возможные изменения во внешнеполитическом курсе. В то же время в 2020-2021 годах просматривалось желание казахстанского руководства увеличить «дистанцию» между двумя странами. Рост влияния национал-патриотов и продвигаемой ими повестки тоже связан с этим стремлением. Оно продиктовано желанием Нур-Султана избежать давления со стороны Запада (который рассматривает его как союзника Москвы и Пекина), спасти от приближающегося западного воздействия капиталы казахстанской элиты и, если брать шире, избежать втягивания РК в расширяющееся геополитическое противоборство Запада, России и Китая.
Товарооборот Казахстана с Китаем поступательно сокращается - тут явные «успехи». С Россией пока подобного не наблюдается, но прежних «особых» и «доверительных» отношений между руководством двух стран нет. Этот очевидный для всех факт, конечно, обе стороны на официальном уровне станут отрицать, но, если говорить об экспертном сообществе РФ, то такое мнение сейчас, поверьте, является абсолютно доминирующим. Посмотрите, какие российские СМИ сообщили о «языковых патрулях» – это вовсе не маргинальные, а государственные и мейнстримные медиа-ресурсы: от «Известий» до «Спутника», от «Коммерсанта» до «РИА Новости».
Весьма распространена Москве и такая оценка: власть РК уже много лет стремится «централизовать» и «возглавить» националистическую «повестку дня» с целью исключить возможность появления в перспективе оппозиционных к себе общественных настроений и групп населения, а также неконтролируемых низовых, «народных» лидеров. Но реализуется это в обычной манере, вот и проморгали, видимо, подрастающего «народного лидера» «языковых патрулей».
И чем больше будет роликов с «русскими гастарбайтерами», тем крепче и шире будут в РФ мнения (и без того за последние пару лет получившие довольно широкое распространение) о том, что «никакой нам Казахстан не союзник» и что «он предаст нас при первой же опасности» (С). Более миллиона граждан РФ, ранее бывших гражданами РК, тоже особо теплых чувств по поводу всех этих «языковых патрулей» не испытывают, и основной смысл содержания их комментариев в соцсетях сводится к следующему: «как же мы правильно поступили, что уехали, – пусть теперь пуштунов учат казахскому».
А дальше все просто – «ввести визовый режим», «закрыть границы», «вывезти русских», «установить забор как у Трампа», «никаких квот, все только за деньги» и все остальное из этой серии.
Теоретически ввести визовый режим со странами ЦА и начать строить новый южный контур безопасности Россия уже может. Часть российских элит (причем и «западники», и силовики, и некоторые регионалы) по идейным и практическим соображениям воспримет такой проект на «ура». Если провести соответствующую информационную подготовку, то и большая (а, может, и большая) часть российского населения отнесется к идее «огораживания от Азии» с энтузиазмом. При соответствующих усилиях это можно даже превратить в некий национальный проект, который станет особенно актуальным, если дела в Афганистане – а затем автоматически и в странах ЦА – пойдут не слишком хорошо.
Такие изоляционистские настроения (в различных идейных обрамлениях) в России сейчас витают в воздухе и сильны как никогда ранее.
Национальная тема — очень удобный инструмент отвлечения граждан от политических проблем и беззакония. В этом опасность игры на этнических чувствах. Это относится и к России, и к Казахстану, и ко всем прочим. Дальнейший сценарий российско-казахстанских отношений, на мой взгляд, во многом зависит от того, станут ли власти РК как-то реагировать на явное усиление процессов, однозначно трактуемых СМИ и общественным мнением РФ как русофобия, или же оставят все как есть.
Российским политикам и экспертам всегда были известны настроения в среде казахских национал-патриотов. Ясно и то, что в Казахстане есть запрос на подобную риторику. Но если до недавних пор наблюдались разовые попытки саморекламы (инцидент со стюардессой или похождения одного известного в РК турка), то создание «языковых патрулей» — это что-то совершенно новое и иное. Когда в ряде городов Казахстана одновременно проводятся акции по «проверке знания языка» - это говорит о том, что имеет место организованная, скоординированная кампания, и конкретный К.Ахметов здесь просто исполнитель-громоотвод, которого в случае чего и посадить не жалко.
Москва не слышит слов осуждения со стороны властей Казахстана по поводу действий местных националистов. Известное заявление заместителя руководителя АП было практически дезавуировано помощником президента Ерланом Кариным. «Мой коллега высказал позицию государственной власти в связи с информационной паникой, происходящей в соседней стране на севере, — объяснил он в «Фейсбуке» то, почему официальная власть как-то попыталась отреагировать на «языковые патрули». - Даурен совершенно не дискриминирует государственный язык, не ущемляет национальные интересы <…>. Даурен Абаев не отрицал и не критиковал общий национализм как общественное явление <…> Я думаю, что национализм у нас должен ассоциироваться с государственностью».
Карин не понял – в РФ не «информационная паника», а кое-что похуже: либо начало подготовки общественного мнения к вышеуказанному «развороту» (и это, на мой взгляд, плохо и для России, и для Казахстана); либо, в лучшем, как я считаю, для Акорды случае, - начало масштабной информационной кампании с целью давления на казахстанскую власть. Причем эта кампания может иметь продуманную поэтапную программу.
В первом случае Казахстан ничего поделать не сможет, и ему придется наслаждаться в полной мере суверенным существованием, как это делает, например, Украина (оттуда, кстати, похоже, и пришли в РК «патрули» - просто один в один: привет господину Калетаеву). Во втором - разговоры про «хороший национализм», как минимум, не помогут. Надо подключать правоохранительные структуры, принимать ряд кадровых решений. Заканчивать игры с нацпатами в духе Януковича.