В ближайшее воскресенье, 25 июля, состоятся выборы 730 акимов сельских округов, поселков и городов районного значения. Вместе с намеченным созданием кенесов, о чем сообщил недавно на заседании Высшего совета по реформам президент страны Касым-Жомарт Токаев, такие выборы, которыми поэтапно будет охвачена вся казахстанская глубинка, призваны обеспечить переход к полноценной системе местного самоуправления.

20 лет назад, в 2001-м, был принят Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Впоследствии стало ясно, что для более активного участия населения в решении социально-экономических вопросов на своих территориях необходимо расширить полномочия местных сообществ. В 2006-м даже был разработан проект Закона «О местном самоуправлении в РК», но затем его отозвали.

Спустя еще шесть лет указом президента страны была утверждена Концепция развития местного самоуправления, которая предусматривала в том числе повышение роли населения в решении вопросов местного значения путем его участия в сходах (собраниях). Однако, как констатировал Институт законодательства Министерства юстиции РК, «несмотря на предлагаемые меры по усилению роли сходов и собраний, они только обсуждают, но не решают вопросы». И, что еще более важно в наших условиях, жители не могли повлиять на то, кто будет их акимом (а значит, и на принятие управленческих решений): его кандидатуру выдвигал глава района, а голосовали депутаты маслихата.

Теперь же ситуация должна кардинальным образом измениться. Отныне само население напрямую и на альтернативной основе будет выбирать акима, или, иначе говоря, именно оно будет формировать местную исполнительную власть. То есть, по сути, получит возможность через выборы, через голосование непосредственно участвовать в управлении данной территорией, в решении ее социально-экономических проблем, спрашивать с акима, которого само же избрало.

Выдвижение кандидатов завершилось 9 июля, причем проходило оно весьма активно. Например, в 75 избирательных округах Карагандинской области выдвинуто порядка трехсот претендентов, или в среднем по четыре человека на одно место. Кое-где их количество достигло семи. Едва ли не каждый третий выдвинут той или иной политической партией. Причем своих кандидатов предложили пять из шести зарегистрированных в нашей стране партий – все, кроме ОСДП. Но все же большинство составили самовыдвиженцы. На сегодня прошли регистрацию в избиркомах 268 соискателей должностей.

В Туркестанской области на 60 вакансий претендуют 210 человек, или по 3,5 на каждое место. В этом регионе политические партии проявили еще более высокую активность – из каждых десяти кандидатов четверо выдвинуты ими.

Но еще больше впечатляет количество партийных выдвиженцев в Актюбинской области. Там они составляют почти 60 процентов от общего числа претендентов. Причем представлены все шесть «легально» действующих в стране политических партий. И тому же «Нур Отану» придется очень непросто: он выдвинул 29 кандидатов, а его конкуренты – в сумме 38, половину которых делегировал «Ауыл», позиционирующий себя в качестве выразителя интересов сельского населения. Плюс есть 48 самовыдвиженцев. В общей сложности на 35 вакансий претендуют 115 человек, или в среднем по трое на одно место.

Словом, нас ждет интересная борьба. А в течение ближайших четырех лет таким же образом будут избраны акимы всех остальных сельских округов, поселков и малых городов, которых в нашей стране насчитывается в общей сложности 2345.

Параллельно будет реализовываться Концепция развития местного самоуправления в РК, рассчитанная до 2030 года и предложенная недавно Министерством национальной экономики. В частности, она предусматривает принятие соответствующего закона и создание коллегиальных представительных органов местного самоуправления – кенесов. Это своего рода сельские маслихаты. Члены каждого кенеса будут избираться на сходе местного населения из числа граждан, постоянно проживающих на территории данного административно-территориального образования.

Кенес наделяется полномочиями разработки и принятия правовых актов, которые будут иметь «силу закона» в рамках соответствующего округа. Он будет утверждать планы развития своего села или поселка и его бюджет, осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, устанавливать предельную численность и регулировать размеры заработных плат работников аппарата акима, нанимаемых по трудовому договору, – секретаря, делопроизводителя, охранника и т.д. Кстати, сельский акимат теперь, скорее всего, получит несколько иную организационно-правовую форму и «альтернативное» название – администрация местного самоуправления.

А еще кенес наделят правом регулировать размеры тех видов налогов и платежей, сборы по которым поступают в бюджет данного округа. Например, он может, исходя из ситуации, повышать или снижать базовые ставки земельного налога, устанавливать коэффициенты зонирования при взимании налога на имущество, а также будет утверждать тарифы на платные услуги, оказываемые акиматом. Плюс на членов кенеса возлагаются задачи, связанные с решением вопросов благоустройства и поддержания должного санитарного состояния на данной территории, организации уличной торговли, проведения праздничных мероприятий и т.д.

Немаловажно и то, что в случае, если избранный аким не будет справляться с возложенными на него обязанностями или если его уличат в каких-то неблаговидных поступках, кенес вправе будет поставить перед районным маслихатом вопрос о досрочном прекращении его полномочий.

Таким образом, жители сел теперь сами будут формировать органы местного управления – как исполнительные (акимы), так и представительные (кенесы). Это означает, что они получат гораздо больше возможностей в плане влияния на положение дел в своих населенных пунктах, на их дальнейшее социально-экономическое развитие. Данное обстоятельство, с одной стороны, будет способствовать повышению их роли в управлении административно-территориальными образованиями, а с другой, потребует от каждого жителя более активной гражданской позиции, ответственного отношения к своему участию в судьбе «малой родины».