Прокатившиеся по стране в начале января беспорядки ввергли страну в хаос. Предотвратить его или хотя бы снизить накал страстей могли бы главы регионов, пользующиеся авторитетом среди населения. Но среди действующих акимов областей и столиц таковых, как оказалось, раз-два и обчелся. Их неспособность слышать народ и говорить с ним на одном языке вновь вызвала в обществе разговоры о том, что первых лиц регионов должны напрямую избирать сами граждане. Уже высказывается мнение, что такой пункт обязательно должен войти в программу политических реформ, которую Касым-Жомарт Токаев собирается озвучить в сентябре. Но насколько необходимо и целесообразно введение выборности акимов в текущей ситуации? Своими мыслями на этот счет поделились представители гражданского общества.
Исатай Утепов, общественное объединение «Абырой»:
«Выборность закроет для акимов лазейки, позволяющие им уходить от ответственности»
- Выборность акимов – неотъемлемая составная часть будущих политических реформ, если они, конечно, состоятся. Будущие народные акимы – это, в моём представлении, достойные и грамотные люди, выходцы из народной среды. Они должны быть уроженцами тех регионов, которыми собираются управлять.
Сегодня многие действующие акимы областей открыто говорят, что они не были избраны народом, а назначены сверху, и, следовательно, подотчетны только вышестоящему руководству. Введение же прямой выборности лишит глав регионов возможности ссылаться на центр и закроет многие лазейки для ухода от ответственности.
А вообще, без тотальных политических реформ осуществлять отдельные и половинчатые изменения не имеет никакого смысла. Поэтому выборность акимов должна идти вкупе с общим и радикальным реформированием всей политической системы.
Тогжан Кожалиева, инициатор создания партии HAQ:
«В каждом регионе должен быть свой напрямую выбранный населением аким»
- Введение выборности акимов всех уровней – необходимость, продиктованная рядом причин. Во-первых, народ, который сам выбирает своего акима, доверяет ему, и это тот самый базис, который лежит в основе всех демократических реформ. Трагические события января показали, что в тех регионах, где главы областей и городов вышли на площади к митингующим, было меньше беспорядков, поскольку они всё-таки смогли успокоить народ, снять возникшее напряжение. Поэтому в каждом регионе должен быть свой напрямую выбранный населением аким, которому бы народ сам доверил всю полноту полномочий по управлению данной территорией.
Во-вторых, у избранного народом акима ответственность несоизмеримо выше, чем у того, кто назначен сверху. Для первого приоритетной является оценка его деятельности непосредственно местным сообществом, а значит, и задача перед ним будет стоять совершенно другая – развивать регион в соответствии с потребностями его жителей. Назначенный же аким озабочен лишь тем, чтобы не потерять лояльность со стороны «патрона», делегировавшего его на это место. Клановость и ориентированность руководящих госслужащих при принятии решений на интересы «шефов» - серьезная проблема, существующая в кадровой политике. Именно поэтому необходимы развитие местного самоуправления, прямая выборность акимов всех уровней. Люди должны сами решать проблемы своего региона. Сильный аким, пользующийся доверием и поддержкой населения, станет основой стабильности и процветания области или города.
К примеру, Алматы уже давно готов к выборам градоначальника. Это видно по уровню недовольства горожан деятельностью Бакытжана Сагинтаева, которое выросло в разы после вспыхнувших беспорядков и накрывшего мегаполис хаоса. Как показали январские события, аким, имеющий авторитет среди населения, – это важнейший фактор сохранения стабильности в регионе. И с этой точки зрения было бы вполне логичным, если бы центральная власть пошла на эксперимент и дала бы сначала именно алматинцам возможность самим выбрать себе акима. Если в культурной и финансовой столице страны этот эксперимент покажет свою успешность, то впоследствии его без проблем можно будет ретранслировать на остальные регионы.
Наше движение направило в Администрацию президента РК свое видение необходимых политических реформ. Серьёзный упор мы сделали на развитие местного самоуправления, поскольку именно оно могло бы стать основой для создания эффективного и ответственного гражданского сообщества, которое будет вовлечено в строительство устойчивого и процветающего государства. По сути, закон о местном самоуправлении должен стать вторым по важности после Конституции правовым актом. Но для того, чтобы система заработала, причём заработала эффективно, нам нужен новый закон, подготовленный не столько чиновниками, сколько специалистами, экспертным сообществом и с привлечением общественности.
Галым Агелеуов, руководитель общественного фонда Liberty, правозащитник:
«Другого пути у нас нет»
- Выборы акимов всех уровней - это лучший вариант из всех. У людей появится право выбирать управленцев, они будут мотивированы к тому, чтобы голосовать за наиболее достойных, делить с ними ответственность. Но чтобы переход к прямой выборности глав регионов прошёл успешно, необходима большая и серьёзная предварительная подготовка – населению нужно объяснить, в том числе на собраниях, сходах, все детали процесса, все выгоды и потенциальные риски. Важно показать, как обеспечить прозрачность бюджета для всех участников, какие доходы поступают в местную казну, а какие – в республиканскую. Также следует организовать своего рода ликбез с разъяснением процедуры самих выборов, чтобы избежать возможных нарушений. Государство, со своей стороны, должно определиться с тем, какие полномочия и службы могут быть переданы в ведение местных властей, а какие нужно оставить в компетенции вышестоящих, и установить такие бюджетные отношения, чтобы местное самоуправление как можно быстрее встало на ноги и было самодостаточным.
Здесь необходим системный подход, предусматривающий в том числе пересмотр всей законодательной базы, поскольку население должно выбирать не только акимов всех уровней, но и глав полиции, судейского корпуса и т.д. Огромным плюсом станет законодательное закрепление права на местную инициативу по улучшению жизни. Я был в обычных селах Украины, Грузии, Молдовы: там, например, учителя, воспитатели детских садов, медицинские работники, помимо зарплат от государства, получают прибавку за счёт средств, выделяемых решениями местных сельских общин. Кроме того, следует законодательно закрепить норму, запрещающую акиматам, органам полиции, КНБ оказывать влияние на институты самоуправления.
Чтобы всё это реализовать, требуются профессионалы, которые проведут соответствующую работу на всех уровнях, включая отдаленные сельские районы, а затем будут отслеживать ситуацию и в случае необходимости помогать советами. По-хорошему, было бы целесообразно создать республиканский колл-центр местного самоуправления и привлечь тренеров-практиков.
Так должно быть в идеале. Но на практике внедрение прямой выборности акимов может столкнуться с рядом проблем, главная из которых упирается в администрации (номенклатуру), которые привыкли лучшее забирать себе «по праву бастыкства». Вторая проблема - неискушенность людей, которых на протяжении тридцати лет лишали гражданских и политических прав. Они часто исходят из принципа национальной и родовой принадлежности, родственных и клановых связей, покупаются на материальные подачки, поддаются давлению бастыков всех уровней. Поэтому степень осознанности их выбора оказывается под большим вопросом.
Впрочем, другого пути у нас всё равно нет. Если мы хотим быть свободными и успешными, то надо начинать учиться думать своей головой.
Казбек Бейсебаев, инициатор создания гражданского движения «Халық сенімі»:
«Сначала нужно распустить парламент, а потом думать о выборах глав регионов»
- Безусловно, выборность акимов вводить нужно. К сведению: в этом плане нас намного опередила соседняя Россия, где сами граждане давно выбирают глав субъектов федерации, городов, районов и всех сельских поселений. У нас этого даже близко нет - нам постоянно твердят, что в деле строительства демократии мы находимся в начале пути. Иными словами, гражданам Казахстана дают понять, что они не готовы к демократии, которая, как известно, означает власть народа. Помните, как первый президент в порыве откровенности прямо говорил: где взять столько американцев, чтобы построить демократическое общество? Теперь его эпоха вроде бы закончилась, и, следовательно, тема, связанная с выборами глав местных органов исполнительной власти, снова становится актуальной.
Наше нынешнее «слышащее» государство неоднократно преподносило введенную выборность сельских акимов как большое достижение на пути к демократии. В реальности же это совсем не так. Обязательные условия для кандидатов на занятие этой должности – наличие диплома о высшем образовании и стажа работы на государственной службе. Если первое требование ещё можно как-то понять, то второе применительно к сельским акимам выглядит абсурдом, поскольку автоматически «отсеивает» многих потенциальных кандидатов из числа самих сельчан. Ну откуда у жителя села может быть стаж государственной службы? По всей видимости, это сделано специально – с расчётом на то, чтобы кандидатами могли стать только люди из власти или близкие к ней.
Недавние события показали, что акимы очень далеки от народа. Кто-то из них так и не вышел к митингующим, кто-то внезапно заболел, а кого-то не могли найти. А те, что вышли к народу, не смогли найти с ним общего языка. И это относится ко всей исполнительной власти, которая, мягко говоря, оказалась не на высоте. Поэтому после всего того, что случилось, нам нужно переходить к выборности акимов всех уровней. Но для начала нужно распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Причем, не дожидаясь сентября, когда президент намерен предложить новый пакет реформ.