Поражение Армении некоторые российские политологи объясняют тем, что нынешнее руководство республики, несмотря на ее членство в ЕАЭС, ориентировалось больше на Запад, чем на Россию. Аналогичная судьба, по их словам, ранее постигла Молдавию, Грузию и Украину, для которых стремление отдалиться от РФ тоже привело к территориальным потерям. В общем, более чем прозрачный намек на то, что лучше дружить – и как можно теснее – с Россией, чем с Западом. Насколько правы эти политологи? В какой степени данный тезис (предупреждение) касается Казахстана? Следует ли в этой связи как-то скорректировать внутреннюю и внешнюю политику РК? Если да, то как? Слово нашим экспертам.

Александр Князев, эксперт по странам Центральной Азии и Среднего Востока: 

«Внешняя политика должна корректироваться ежедневно, если не ежеминутно»

- Думаю, «намекать» на то, что внешнеполитическая ориентация той или иной постсоветской страны может быть наказуема со стороны России, в частности, путем территориальных изъятий — и некорректно, и даже в высшей степени конспирологично. Военное поражение Армении — следствие сугубо ее внутренних проблем, которые существовали задолго до прихода на пост премьер-министра Никола Пашиняна, а не возникли в последние два с половиной года под влиянием его внешнеполитических предпочтений. 

Внешнее участие в карабахском конфликте я вижу только с азербайджанской стороны — это и прямое военное вмешательство турецких военнослужащих, и трафик ближневосточных боевиков в Нагорный Карабах при участии турецких спецслужб. Данные факты нашли многократное подтверждение, не подвергаются сомнению и уже являются частью истории конфликта. 

Что касается России, то она вполне объективно реагировала на армяно-азербайджанские столкновения до определенного момента. Последнее же соглашение было, скорее, вынужденным. России не нужны военный конфликт на Кавказе и присутствие там других миротворцев — турецких, из стран НАТО и т.п. Причем надо отметить, что российская сторона достаточно успешно перехватила инициативу и теперь, конечно, получила возможность усилить свой военный потенциал в Армении, а заодно и на территории Азербайджана. Не думаю, что такое присутствие было спланированной целью российской стороны — это уже следствие действий самих Баку и Еревана, а также ответ на турецкую активность в зоне интересов РФ. 

И тем более я не вижу причинно-следственных связей между «территориальными потерями» Молдавии, Грузии, Украины, Армении и политикой России на постсоветском пространстве. Все эти конфликты развивались по разным сценариям и имели в своей основе прежде всего внутренние причины, а не были порождены исключительно чьей-либо прозападной ориентацией. Соответственно и мотивация российского участия в каждом из них была совершенно разная, да и результаты не однотипны… 

Как мне кажется, объективно у России совершенно нет интереса к каким-то территориальным приобретениям вообще и в Казахстане в частности, как нет потребности и в установлении прямого влияния или даже военного присутствия здесь. В самые последние годы российская сторона, напротив, отказывается от некоторых своих военных объектов в РК. Конечно, назвать абсолютно гладкими взаимоотношения двух стран нельзя, но это как раз тот случай, когда проблемы благополучно решаются по мере их возникновения. И это нормальный характер сотрудничества, который отвечает интересам и той, и другой стороны. Кроме того, нужно понимать, что географическое расположение и общий потенциал Казахстана вынуждают его в любом случае считаться с интересами главных внешних акторов — это Китай и Россия, остальные не так важны. Кстати, необходимость учитывать в своей внешней политике интересы соседей, других ведущих партнеров относится и к любой другой стране, если только она не ставит своей целью создание конфликтов. 

Что касается коррекции внешней политики, то нельзя забывать, что международные отношения в современном мире развиваются весьма стремительно и динамично, а значит, и внешняя политика Казахстана должна корректироваться ежедневно, если не ежеминутно, чтобы соответствовать окружающей реальности. И это опять-таки касается всех стран без исключения. Застывшие, законсервированные на каких-то догмах или доктринах государства, как правило, неспособны адекватно реагировать на происходящее вокруг и в результате имеют серьезные противоречия с внешним миром. 

Для Казахстана основными внешними акторами, повторюсь, являются Россия и Китай, и, следовательно, именно с ними в первую очередь нужно поддерживать и развивать ровные отношения, не делать чего-то такого, что могло бы вызвать у ближайших соседей негативную реакцию. В этом и заключается суть адекватной внешней политики, которой Казахстан и старается придерживаться. 

Казбек Майгельдинов, политолог: 

«Угрозы для Казахстана преувеличены»

- Я бы не стал связывать поражение Армении с внешнеполитической ориентацией ее руководства. Во-первых, внешняя политика этого государства характеризуется определенным комплементаризмом, то есть оно старается поддерживать дипломатические отношения как с Россией, так и со странами Запада, а также с США, Ираном и другими. Следовательно, говорить о том, что на исход карабахского конфликта повлияла своими решениями РФ, не приходится. Во-вторых, нынешняя политическая элита Армении евро-ориентирована. К примеру, на сегодняшний день Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС ратифицировано большинством европейских стран, ведутся переговоры о либерализации визового режима. Хотя в то же время страна состоит в таких организациях, как ОДКБ и ЕАЭС, основным инициатором которых является Россия. 

Что касается возможных угроз для Казахстана, то они преувеличены, поскольку РК придерживается многовекторной политики и, как следствие, находится в дружественных отношениях со всеми странами мира, в том числе Россией, Китаем, США, центрально-азиатскими соседями. Да, нерешенные территориальные споры являются ахиллесовой пятой во взаимоотношениях между многими государствами – эти «огоньки» тлеют по всему миру, то и дело создавая конфликтные ситуации. Но, к счастью, Казахстан не входит в их число, поскольку вовремя решил все эти вопросы, осуществив полную делимитацию и демаркацию границ со своими соседями. 

Основная сложность для Казахстана состоит в его географическом расположении между двумя крупными державами - Россией и Китаем. И если уж корректировать внешнюю политику, то с учетом этого непростого соседства. Поэтому РК так активно налаживает связи на уровне международных соглашений и интеграционных объединений - ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, китайской инициативы «Пояс и путь», формата «C5+1» (Центральная Азия – США) и других. И, надо признать, делает это вполне успешно. На сегодняшний день Казахстан уже создал достаточно серьезных рычагов для того, чтобы не допустить территориальных притязаний с чьей бы то ни было стороны, либо, в случае их появления, эффективно регулировать такого рода ситуации. 

Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева:

«Актуальным остается укрепление доверительных отношений с соседями»

-  Очевидно, что ввод миротворческого контингента на основе трехстороннего заявления, подписанного главами Азербайджана, Армении и России, является лишь первой фазой в процессе подготовки к более детально проработанному варианту соглашения. Территориальные изменения требуют официального закрепления с указанием точных географических границ сфер влияния. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в лице США и Франции уже выразили российской стороне свое пожелание внести ясность относительно дальнейших шагов по стабилизации обстановки в зоне конфликта. В свою очередь, РФ заявляет о готовности обсудить сложившуюся ситуацию с участниками Минской группы на переговорах в Москве. 

Отдельный вопрос, несомненно, коснется роли Турции в постконфликтном урегулировании. Хотя ранее Москва настаивала на том, что о появлении в Нагорном Карабахе турецких военных речи не идет, позже было подтверждено наличие договоренности с Анкарой относительно создания совместного мониторингового центра по контролю за прекращением огня. Таким образом, военнослужащие Турции все же прибудут в регион в качестве наблюдателей и будут размещены на территории Азербайджана. Практическое участие в мониторинге ситуации официально закрепляет вовлеченность Анкары в процесс нагорнокарабахского урегулирования. 

Выстраивающаяся сегодня конфигурация сил на Южном Кавказе говорит о сложности положения, в котором оказалась Армения. Решение пойти на уступки и завершить горячую фазу конфликта оказалось для Еревана предельно вынужденным. Выступая перед парламентом, премьер-министр Никол Пашинян подтвердил, что в последние годы логика переговоров сводилась к передаче районов вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Однако Ереван не планировал отдавать территории самого Карабаха, оставляя открытым вопрос о его статусе. 

Факт подписания Пашиняном трехстороннего соглашения однозначно подтверждает, что итоги 44-дневной войны сделали де-факто невозможным для армян дальнейшее удержание захваченных в 1990-е годы семи районов Азербайджана, а также утраченных в ходе последних боевых действий территорий самого Нагорного Карабаха, включая стратегически важный город Шуша. В этих условиях ожидаемым стало появление претензий армянского населения и политической оппозиции к руководству страны и лично премьеру Пашиняну, которых обвиняют в некомплектности. 

Более того, со стороны части армянской оппозиции и широких кругов гражданского общества громко стали звучать обвинения в адрес России, которая якобы не оказала партнеру по ОДКБ должную поддержку в ходе войны. Но вряд ли подобные претензии можно считать адекватными. Дело в том, что позиция РФ по Нагорному Карабаху на протяжении многих лет оставалась практически неизменной. Москва никогда не признавала Нагорный Карабах территорией Армении. Более того, и сама Армения никогда не признавала Карабах частью своей территории. 

При этом следует подчеркнуть, что даже после революции апреля-мая 2018 года, прихода к власти прозападной партии Никола Пашиняна и преследований прежних пророссийских представителей власти, включая первых руководителей страны и военных, отношения Еревана и Москвы сохраняли характер стратегического союза. В этих условиях многие эксперты и представители оппозиции обвиняют Пашиняна в неспособности правильно распознать политические месседжи Москвы. Однако справедливости ради надо сказать, что решение «идти до конца», дабы ничего в сложившейся ситуации не менять, он принимал не единолично. Столь негибкая позиция в той или иной мере разделялась практически всеми политическими элитами Армении с самого начала конфликта в Нагорном Карабахе, что и привело в итоге к нынешним печальным для Еревана последствиям – к возвращению территорий Азербайджана силовым путем и кардинальному слому прежнего статус-кво. 

В целом итоги конфликта наглядно показали, что территориальная целостность и отсутствие пограничных споров являются важнейшим условием обеспечения национальной безопасности и устойчивого межгосударственного мира. С учетом этого можно сказать применительно к Казахстану, что взвешенная внешнеполитическая стратегия и отсутствие нерешенных вопросов, касающихся государственных границ (их урегулирование, безусловно, является важнейшим достижением дипломатии первого президента Нурсултана Назарбаева), позволяют нашей стране выстраивать мирные и конструктивные отношения со всеми партнерами. 

В настоящее время актуальным для Казахстана остается вопрос укрепления доверительных отношений как с соседями по Центральной Азии и Каспийскому региону, так и с крупными, глобальными партнерами в лице России и Китая. Отсутствие каких-либо территориальных споров и противоречий позволяет нашей стране сфокусироваться на решении вопросов дальнейшего экономического развития и широкой экономической кооперации с соседями.