У представителей отечественного чиновничества есть одно выдающееся свойство. Они ни в огне не горят, ни в воде не тонут, а медные трубы звучат для них победоносным маршем, в ритме которого они и строят свои карьеры, невзирая ни на что. Где-нибудь на «загнивающем» Западе оскандалившихся или проворовавшихся госслужащих раз бы и навсегда списали в утиль. Но для нас это обыкновенная история, если не сказать - стандартная практика.

«Герои» былых времен

Не так давно информационное поле разрывалось взрывами негодования по поводу совершенного Бердибеком Сапарбаевым «преступления». Главу Жамбылской области чуть ли не линчевали за то, что он посмел назначить руководителем одного из управлений бывшего акима Тараза Кайрата Досаева, освобожденного ранее от государственной должности за инцидент с изнасилованием 12-летней школьницы на вверенной ему территории. Та отставка, действительно, была резонансной, что, собственно, и привлекло внимание активных общественников к последующим карьерным пертурбациям господина Досаева. Однако она ничем не выделяется из череды других аналогичных практик, свидетельствующих о непотопляемости наших чиновников. И до Досаева, и после него проштрафившиеся госслужащие нередко выходили сухими из воды и даже не думали выпадать из «обоймы». Подумаешь, сам президент лично распорядился уволить – эка невидаль. Те же, кому все-таки было суждено выпасть, отлетели недалеко.

Как объясняют наши эксперты, нормы законодательства не запрещают назначить того или иного чиновника на другую должность после «громкой» отставки. Выговор тоже не является ограничением для дальнейшей работы. Так что как в обычном кадровом водевиле – «все хорошо, прекрасная маркиза». И в самом деле, если одни живут по принципу «украл – выпил – в тюрьму», то почему бы другим не существовать согласно правилу «получил должность – наворотил дел – получил новую должность»? А примеры, между тем, один красноречивее другого.

Наверное, уже мало кто помнит, что когда-то, в конце «нулевых» годов, Восточно-Казахстанской областью рулил Адылгазы Бергенев. Правда, недолго, поскольку, согласно официальной формулировке, «допустил сращивание власти с криминалом». Занимавшие тогда ключевые посты в высшем руководстве страны премьер-министр Карим Масимов и руководитель президентской администрации Аслан Мусин вынуждены были спешно прибыть в область, чтобы лично указать Бергеневу на дверь. Помнится, как грозно Аслан Мусин забивал гвозди в крышку гроба карьеры неудавшегося акима и наотмашь бил словами: «Число фактов злоупотреблений среди госслужащих ВКО выросло в четыре раза. В прошлом году к дисциплинарной ответственности привлечены 14 акимов разных уровней. Представителями исполнительной власти допущены 173 коррупционных преступления и 324 административных правонарушения. Акимат ВКО занимает последнее место среди регионов республики по индексу противодействия коррупции. Это говорит о том, что местная власть практически не управляет этими процессами, не координирует работу правоохранительных органов. Произошло слияние должностных лиц области с криминогенными структурами».

Дальнейшая судьба Бергенева была незавидной – «всплыть» после такого фиаско казалось делом невозможным. Но не зря говорят, что время лечит. Затянуло оно и рану, нанесенную когда-то Бергеневым на сердце системы. Спустя восемь лет после описанных событий Адылгазы Садвокасович снова стал ковать карьеру, да не где-нибудь, а… в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета, где, собственно, и трудится до сих пор.

Эта история очень напоминает ту, в которой когда-то оказался нынешний глава Нацбанка Ерболат Досаев. Ему по молодости тоже пришлось «пересиживать» скандал. Правда, в отличие от Бергенева, за то время он успел сколотить больше сотни миллионов долларов, заняв далеко не последнюю строчку в казахстанском списке журнала «Форбс». В 2006 году Досаев, будучи министром здравоохранения, допустил факт массового заражения южно-казахстанских детей ВИЧ-инфекцией, за что вместе с тогдашним акимом области Болатом Жылкышиевым был отправлен в отставку. Решение принималось на самом высоком уровне – президентом на заседании Совета безопасности. Но ровно через шесть лет Досаев снова вернулся на руководящую государственную должность, возглавив Министерство экономического развития и торговли. Что же касается Болата Жылкышиева, то его дальнейшая карьера тоже сложилась неплохо. Сразу после разгромного заседания Совбеза он странным образом переместился в «Казатомпром», причем сразу на пост вице-президента, а потом и вовсе шесть лет «отсидел» в парламенте. Теперь снова в «Казатомпроме» - трудится в должности омбудсмена.

А вот более свежая история, которую, наверное, помнят многие, поскольку она была напрямую связана с одним из самых резонансных событий во внутренней политике за последнее десятилетие – прокатившимися по стране земельными митингами. В мае 2016 года первый президент страны лично отправил в отставку вице-министра национальной экономики Каирбека Ускенбаева, который занимался поправками в Земельный кодекс. «Он отвечал за разработку этого законопроекта, вел работу по принятию и реализации норм этого законодательного акта. (...) Не справился, подвел правительство», - говорил тогда Нурсултан Назарбаев. Но, видимо, пока Елбасы договаривал эту фразу, кое-кто уже строчил приказ о назначении Ускенбаева на новую должность. Буквально сразу же он оказался в кресле управляющего директора АО «НУХ «Байтерек», а спустя два года стал заместителем министра по инвестициям и развитию. Сегодня Каирбек Ускенбаев занимает пост первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития.

Бывшие «уголовники» тоже «на коне»

Чиновники, не просто оскандалившиеся, но и попавшие под пресс Уголовного кодекса, не у дел тоже не остаются. Формально на госслужбу они, конечно, вернуться не могут и, как у нас принято говорить в таких случаях, работают в «сфере общественных отношений», но фактически по-прежнему являются винтиками системы, а то и целыми механизмами, причем самостоятельными.

В этом плане стоит вспомнить бывшего министра транспорта и коммуникаций Аблая Мырзахметова, нынешнего главу такой мощнейшей и авторитетной структуры, как НПП «Атамекен», которая сегодня не просто влияет на процесс принятия решений в стране, но нередко и сама выступает в качестве его эпицентра. Он одним из первых представителей высшего эшелона власти попал под антикоррупционный каток. Генеральная прокуратура обвинила его в создании организованной преступной группы (в бытность Мырзахметова президентом КТЖ), присвоении и растрате вверенного чужого имущества, подделке документов, лжепредпринимательстве, легализации денежного и иного имущества, приобретенного незаконным путем, а также совершении хищений на сумму более 3,3 миллиарда. Суд, признав Аблая Мырзахметова виновным в ряде инкриминируемых ему деяний, приговорил его к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества условно и лишением права занимать руководящие посты в госорганах в течение двух лет, а также обязал возместить нанесенный ущерб в размере более чем миллиарда тенге.

Другой пример – Ерлан Арын, бывший аким Павлодарской области, а ныне глава целого института «Рухани жангыру» Евразийского национального университета имени Гумилева (являющегося республиканским государственным предприятием на правах хозяйственного ведения). В марте 2014 года Ерлан Арын был задержан правоохранительными органами. Он обвинялся в мошенничестве и хищении 1,6 миллиона тенге, в получении взятки и легализации денежных средств, добытых преступным путем, и даже в создании организованной преступной группы. Впоследствии часть обвинений была снята. В 2015 году суд признал Арына виновным в злоупотреблении должностными полномочиями (ст.307, ч.3 УК РК) и приговорил к трем годам лишения свободы условно.

Продолжая «славные» традиции?

И курс на сохранение во власти и в околовластных структурах «оскандалившихся» и демонстративно уволенных чиновников продолжается.

В феврале прошлого года всю страну потрясла трагедия, разыгравшаяся в Кордайском районе Жамбылской области, причем она сопровождалась бездействием местных властей, которые словно статисты наблюдали за погромами и кровопролитием. Тогда глава государства поручил освободить от занимаемых должностей ряд чиновников региона. В их числе была и заместитель акима области по социальным вопросам Сулушаш Курманбекова. Президента страны никто не посмел ослушаться. Но уже летом того же года Сулушаш Курманбекова стала президентом НАО «Талап» (бывшее НАО «Холдинг «Кәсіпқор»), единственным акционером которого является Министерство образования и науки.

Один из последних примеров – отстранение по инициативе Касым-Жомарта Токаева с поста руководителя Айыртауского района Северо-Казахстанской области Дархана Амрина. Тот факт, что районного акима «уволил» сам глава государства, говорит о многом, если не обо всем. Дархан Амрин, действительно, серьезно «проштрафился». Как сообщил тогда пресс-секретарь президента, «глава государства дал поручение разобраться по проблемам, изложенным в статье «Заложники равнодушия», опубликованной в газете «Казахстанская правда» 24 мая 2021 года. Речь шла о низком качестве жилья, построенного в СКО для переселенцев из южных регионов. По итогам проведенной проверки факты подтвердились. Правительство и акимат области занимаются устранением выявленных недостатков. За неудовлетворительную организацию работы в данном направлении были освобождены от своих должностей акимы Айыртауского и Есильского районов Северо-Казахстанской области. На заместителя акима области, руководителя областного управления координации занятости и социальных программ, а также акимов пяти районов области были наложены дисциплинарные взыскания».

Но недолго отстраненный от должности Амрин ходил в трауре – вскоре после скандального увольнения он занял пост заместителя руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития. Как оправдывались потом назначившие его люди, «он был уволен не по отрицательным мотивам»...

Понятно, что к таким, с позволения сказать, «прецедентам» с формальной точки зрения трудно придраться – правила игры, как ни крути, соблюдены. Хотя очень странно, что государство, пытающееся быть «слышащим» и постоянно заявляющее о необходимости повышения доверия к своим институтам, довольно наплевательски относится к подобным фактам. Почему никто не задумывается над тем, как их оценивает общество, в глазах которого представители власти всех уровней стараются выглядеть чище, лучше и мудрее, а на самом деле нередко предстают в образе «оборотней» в костюмах с иголочки?