2021-й выдался «урожайным» на события и явления, которые внесли новые и неоднозначные штрихи в уже сам по себе довольно противоречивый портрет казахстанской политики. По традиции в конце уходящего года мы решили подвести его политические итоги: остановиться на ключевых моментах и предоставить слово экспертам.

Главные тренды

Парламентские выборы, прошедшие в январе, стали прологом к формированию всей политической повестки 2021 года, хотя нельзя сказать, что лицо нового состава мажилиса, избранного 10 января, претерпело кардинальные изменения по сравнению с предыдущим созывом. С другой стороны, несмотря на то, что в парламент привычно прошли те же три партии («Нур Отан», «Ак жол» и переродившаяся в Народную бывшая КНПК), партийные списки которых, за редким исключением, были сформированы из откровенных «темных лошадок», отдельные депутатские мандаты все-таки перепали неординарным и медийно известным персонам. С этой точки зрения стоит отметить возвращение в мажилис, а формально и в официальную «большую политику» Дариги Назарбаевой, а также появление в нижней палате парламента представителей так национал-популистского движения – Казыбека Исы, Берика Абдыгали, Айдоса Сарыма и других. Впрочем, судить о том, насколько их приход сказался на качестве работы мажилиса, довольно сложно, учитывая немалое количество спорных законов, принятых депутатами. Возможно, в следующем году им удастся сполна раскрыть свой потенциал. Пока же надежды, возлагаемые на них со стороны некоторой части электората, выглядят чрезмерными.

Логическим продолжением избирательной гонки за места в парламенте и маслихатах стали прямые выборы сельских акимов, которые прошли в конце июня в 730 сельских округах. По словам Касым-Жомарта Токаева, они открыли «новый этап политической модернизации в нашей стране». Так это или нет, поживем – увидим. Но пока особых оснований для эйфории не просматривается. Избранные народом акимы, как и прежние, назначенные, в массе своей не проявляют смелости, необходимой для принятия самостоятельных решений. Вполне возможно, что ситуацию изменит дальнейшая реформа, заявленная президентом. Следует напомнить, что уже после выборов Касым-Жомарт Токаев указал на необходимость постоянного совершенствования механизма прямой выборности акимов, а также выступил с инициативой ввести нормы, позволяющие гражданам со средним специальным образованием претендовать на должности руководителей сельских территориальных образований.

Впрочем, не только выборы задавали основные политические тренды уходящего года. Программная статья Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего» тоже стала канвой для создания уникального рисунка на политическом поле Казахстана в юбилейный год обретения им суверенитета. Целью четвертого десятилетия Независимости президент назвал «формирование справедливого общества и эффективного государства». Он поднял не только вопрос необходимости дальнейшей политической модернизации, но и острые, даже болезненные для нашего общества темы языка, межнациональных отношений, формирования исторического сознания. Таким образом, глава государства послал казахстанцам достаточно четкий месседж о том, что он и его администрация не боятся «неудобных» тем и впредь будут отслеживать умонастроения в обществе – с тем, чтобы постоянно держать руку «на пульсе». В этой связи вполне естественным было во время празднеств по случаю юбилея Независимости услышать от президента следующие слова: «Мы продолжим последовательную политическую модернизацию, но не допустим социального антагонизма, скатывания в популизм, дестабилизации внутренней ситуации».

Поистине же знаковым и, возможно, ключевым политическим событием 2021 года стала передача первым президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым своих председательских полномочий в АНК и партии «Нур Отан» действующему главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Рядом экспертов этот факт назван «кульминацией политического транзита».

По пути реформ

В уходящем году Казахстан продолжил реализацию начатых ранее политических реформ. В первых числах 2021-го президент страны подписал Закон «О ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни». С учетом того, что к такому шаг государственную власть уже не один год подталкивали правозащитники, он был назван «еще одним примером эффективного общественного диалога в нашей стране». Логическим продолжением присоединения Казахстана к этой инициативе стал июньский указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека». Данным документом глава государства поручил правительству осуществить серию первоочередных мер, в частности, в сфере обеспечения прав женщин и лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Как комментировали тогда политологи, «правозащитная тематика окончательно оформляется в качестве одного из базовых приоритетов государственной политики».

Если говорить о конкретных механизмах, необходимых для движения по пути политической либерализации, то стоит вспомнить, что на открытии первой сессии вновь избранного мажилиса Касым-Жомарт Токаев озвучил «третий пакет» политических реформ, состоящий из девяти пунктов. В их числе снижение порога для прохождения политических партий в нижнюю палату парламента с 7 до 5 процентов; введение графы «против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней; переход к выборности районных акимов; законодательное оформление института онлайн-петиций; дальнейшее совершенствование системы общественного контроля.

В своём сентябрьском послании глава государства дополнил эту картину новыми элементами. Речь идет о законодательном закреплении нормы об обязательном учете 30-процентной квоты для женщин и молодежи при распределении депутатских мандатов, а также о расширении перечня квотируемых категорий граждан в избирательных списках партий (включение в квоту еще и людей с ограниченными возможностями). Кроме того, Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на необходимости разработки эффективных механизмом для поддержки гражданских инициатив и на вопросах защиты прав человека.

Политическая воля

В феврале в ходе очередного заседания Национального совета общественного доверия глава государства поручил узаконить запрет на продажу и предоставление в аренду земель сельскохозяйственного назначения иностранцам и иностранным юридическим лицам. Тем самым он поставил жирную точку в одном из самых болезненных для нашего общества вопросов и лишил провокаторов возможности манипулировать на нем. 13 мая соответствующий закон вступил в силу.

Новый субъект

В январе Касым-Жомарт Токаев постановил образовать Агентство по финансовому мониторингу с прямым подчинением президенту. Новому ведомству были переданы полномочия Министерства финансов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических и финансовых преступлений и правонарушений.

Неоправданные ожидания

Самое ожидаемое, но так и не случившееся событие – гипотетическая отставка правительства. В течение года народная молва неоднократно отправляла «на покой» действующий состав кабмина. Однако, несмотря на достаточно жесткий общественный прессинг, команда Аскара Мамина, пусть и с трудом, но удержала свои позиции. Предпосылок для списания ее «в утиль» на самом деле накопились воз и маленькая тележка, и прими, допустим, президент страны такое решение или вырази парламент вотум недоверия министрам и их «главнокомандующему», такой поворот выглядел бы вполне закономерным. Но, с другой стороны, все прекрасно понимают, что правительство нуждается не столько в новых «боевых единицах», сколько в новых идеях и подходах. А людей, способных генерировать их, в нынешней политической элите раз-два и обчёлся. Менять же шило на мыло не имеет никакого смысла.

Отставки и назначения

В январе в состав правительства были введены Асет Иргалиев, возглавивший Министерство национальной экономики, и Серик Шапкенов, вставший у руля Министерства труда и социальной защиты населения. Назначения довольно спорные. За год работы новые министры так и не продемонстрировали наличия у них ни эффективного понятийного аппарата, ни действенных инструментов воздействия на спектр курируемых ими вопросов. Скорее, наоборот: нередко складывалось ощущение, что они не владеют ситуацией и неспособны адекватно реагировать на текущие вызовы. Очевидно, что «новая кровь», которой решили разбавить состав правительства, особой пользы не принесла. Мало того, есть впечатление, что она создала дополнительные тромбы в его артериях.

На фоне столь неоднозначных кадровых решений, имевших место в центре, на уровне регионов происходила отставка проверенных людей. Так, был отправлен на пенсию Амандык Баталов, долгие годы считавшийся «железным» акимом. Смена поколений - процесс, конечно, вполне естественный. Но, если учесть, что среди глав регионов остались другие пенсионеры и что для «молодой» поросли акимов характерно в целом низкое качество управления вверенными им территориями, то эта отставка не могла не оставить после себя соответствующий флер непонятности и недосказанности. Назначение на место Баталова другого «тяжеловеса» Каната Бозумбаева сняло часть вопросов относительного данного кадрового решения, но только часть.

Впрочем, двусмысленности в вопросах отставок и назначений в уходящем году было существенно меньше, чем прежде. Более чем логичными выглядели, например, отставки министра сельского хозяйства Сапархана Омарова и министра обороны Нурлана Ермекбаева. Провалы и скандалы, сопровождающие их деятельность, стали просто зашкаливать. Из этой же серии недавний уход с поста министра здравоохранения Алексея Цоя.

 

Итоги года глазами экспертов

Расставить акценты применительно к ключевым событиям уходящего года и спрогнозировать грядущие политические изменения мы попросили аналитиков.

Газиз Абишев, политолог:

К числу ключевых событий уходящего года можно отнести снижение порога для прохождения партий в мажилис до 5 процентов с введением графы «против всех», выборы сельских акимов, передачу от Нурсултана Назарбаева действующему президенту руководства в АНК и партии «Нур Отан» как признак второго срока Касым-Жомарта Токаева. Также стоит обратить внимание на обострение процесса нацбилдинга, симптомами чего стали вопросы по языку и межнациональному согласию. Что касается ожиданий и перспектив, связанных с наступающим годом, то, на мой взгляд, президенту надо будет принимать ряд кадровых решений по акимам и правительству.

Жаксылык Сабитов, политолог:

Если говорить о знаковых событиях годах, то в мой личный топ-3 входят следующие:

1. Выборы сельских акимов, которые стартовали в июле 2021-го. Некоторые могут сказать, что это малозначимые выборы, которые никак и ни на что не повлияли. Но с точки зрения институциональной теории этот вроде бы маленький для политической системы Казахстана в целом шажок может запустить процесс увеличения доли селектората и повышения уровня политической активности в нашей стране. За этим шажком последуют аналогичные избирательные кампании районного масштаба, а затем, возможно, городского и областного. В целом эти выборы должны создать «институциональную инерцию», «эффект колеи», который может существенным образом повлиять на траекторию развития политической системы Казахстана. В этом смысле проведение выборов сельских акимов даже важнее, чем прошедшие в январе выборы в мажилис.

2. Расширение полномочий Касым-Жомарта Токаева. Президент страны получил пост председателя Ассамблеи народа Казахстана. Также в ноябре было объявлено о том, что Токаев станет председателем партии «Нур Отан». Отсутствие промахов в управлении и названные события позволяют думать, что действующий глава государства пойдет на второй президентский срок. При этом вполне можно ожидать, что после перехода к нему поста председателя партии большие изменения произойдут в стане областных акимов и акимов городов республиканского значения.

3. Изменения в сфере казахстанско-российских отношений. Конец 2020-го и весь 2021-й год ознаменовались многочисленными высказываниями российских политиков, экспертов, блогеров, журналистов разного уровня и с разной степенью негатива применительно к Казахстану. Это новое состояние двусторонних отношений, паттерны, которые привычны для российской публики и мало привычны для нашего общества. Ничего экстраординарного не произошло, просто «конфетно-букетный период», характерный для времени правления первого президента Казахстана, сменился рациональной «притиркой» в эпоху второго. В дальнейшем мы можем стать свидетелями сохранения нового статус-кво или даже дальнейшего роста количества негативных комментариев по отношению к Казахстану со стороны российских политиков, экспертов, блогеров и журналистов разного уровня.