Мы пережили самый сложный момент в истории суверенного Казахстана, став очевидцами того, что еще вчера казалось просто немыслимым. Теперь предстоит долгий и кропотливый анализ случившегося. Но в то же время ответы на некоторые вопросы хотелось бы получить уже сейчас, чтобы яснее представить, через что нам пришлось пройти. Мы попросили наших известных соотечественников поделиться своими соображениями на сей счет, адресовав им всего один вопрос: «Как вы оцениваете действия центральной и региональных властей, а также правоохранительных органов и специальных служб в эти дни?».

Маски сброшены…

Нурлан Аселкан, главный редактор журнала «Космические исследования и технологии»:

Здесь возникает некоторый диссонанс. С одной стороны, как показывают факты, именно в недрах центральной власти, поскольку верхушка КНБ – это не просто правоохранительный орган, а несущая часть силовой машины государства, мы увидели страшный изъян. Отчего и возникла такая растерянность, граничащая с паникой. Мы сами, будучи в бессильном раздражении, наблюдали, как этот беспрецедентный вал насилия пошел по городам, особенно по Алматы, с охватом практически всех регионов. В какой-то момент мы увидели, по сути, полное отсутствие государственности. Было непонятно, контролирует ли кто-то хоть что-то и отвечает ли хоть кто-то за что-то? Такая ситуация была связана с тем, что в недрах центральной власти, видимо, возникло желание резко поменять правила игры исключительно в свою пользу, и это желание трансформировалось в форму заговора.

С другой стороны, легитимная власть в лице президента К.-Ж. Токаева, которая в последние годы, будем откровенны, работала под неким странным и неослабным контролем бывшего руководства и его ставленников, вроде как бы желала что-то предпринять, но в то же время, видимо, не могла многого себе позволить. Всех нас раздражали двойственность, незаконченность, незавершенность, которые просматривались в намерениях действующего президента, а также в низкой отдаче от того потенциала, который мы с ним ассоциировали.

Когда эта искусственная надстройка оказалась ненужной, когда маски были сброшены и началась демонстрация открытых планов по государственному перевороту, центральная власть в лице президента К.-Ж. Токаева проявила решительность, оперативность и быстро взяла контроль над ситуацией. При этом я бы отметил два основных момента.

Во-первых, абсолютный реализм главы государства. В каком плане? Он адекватно оценил обстановку, граничащую с хаосом, когда отданные им приказы подтверждались местными исполнителями, но явно игнорировались. Он сразу почувствовал саботаж, граничащий с открытым предательством и даже, более того, с участием некоторых госструктур в этой самой попытке государственного переворота. Президент Токаев сделал моментальные выводы и обратился к ОДКБ, с тем, чтобы на коллективной основе, опираясь на солидарную поддержку стран-союзников и их миротворческие части, начать спасать ситуацию.

Это было сделано на наших глазах, очень быстро, безо всяких долгих и заумных заседаний, обсуждений, попыток подготовки общественного мнения к такому шагу. Фактически об этом было объявлено в 9 часов вечера 5 января, а уже после полуночи были согласованы и приняты необходимые решения, и затем начали выдвигаться части миротворческого корпуса ОДКБ.

Во-вторых, я думаю, мы все опасались, что виновниками происходящего будут названы какие-то абстрактные зарубежные центры, какие-то запрещенные в мире радикальные движения, их «спящие» ячейки, какие-то проповедники, какие-то провокаторы. Иначе говоря, была угроза того, что мы упадем в какую-то бесплотность и анонимность силы, выступившей против нашей государственности. Но сейчас, после того, как прошла информация о задержании руководителей КНБ, после того, как президент объявил, что раскроет число заговорщиков и их цели, нам стало понятно, что эти события на 99 процентов имеют внутреннюю природу. Да, инфраструктурно, организационно, технически они подпитывались из-за рубежа, но их заказчиками, организаторами, бенефициариями являются участники попытки государственного переворота, имена которых, надеюсь, скоро назовут.

Поэтому сейчас, когда круто взят курс на прямое управление и уже завтра состоится заседание парламента, где, по всей видимости, президент К.-Ж. Токаев обнародует новый состав кабинета министров, объявит о новых социально-экономических инициативах и механизмах их реализации, мы увидим, что ждет нашу страну в ближайшее время. У меня очень большой оптимизм в отношении президента страны, поскольку мы увидели наконец-то перспективу и то, что пелена снята с глаз и для казахстанцев, которых социологи характеризовали как абсолютно безучастных и утерявших веру в будущее, наступает очень важный момент.

Общество и граждане увидели, что болезненный нарыв вскрыт, пусть даже очень ужасной ценой, и что теперь появилась надежда на решительность в продвижении всех реформаторских вещей. А те, кто годами жировал на казахстанской экономике, на наших природных ресурсах, на государственном бюджете, будут названы поименно и понесут заслуженное наказание за свои деяния.

Относительно действий местных властей информации не так уж и много. Поэтому я поделюсь своими ощущениями на основе тех сведений, которые получал по личным каналам. Например, как я уловил, в Павлодаре достаточно быстро и энергично была купирована митинговая активность. Там вовремя применили методы контроля, административного упреждения, не было допущено растекания протестного потока и нарастания энергетики агрессивности. Возможно, здесь сыграла свою роль специфика северных регионов, где в силу объективных причин трудно было рассчитывать на абсолютное количество приверженцев, как сейчас принято говорить, деструктивных религиозных течений, как это проявилось в южных регионах Казахстана.

Теперь об Алматы. В этом случае следует сказать, что здесь не просто сгорело здание акимата, а акимат как государственный орган и аким города растворились как миражи в пустыне. Они были, и вдруг их не стало. Кто-то может возразить, что, дескать, был же назначен военный комендант и т.д. Но как бы то ни было, единственная весточка о деятельности акимата Алматы за все эти дни прозвучала только 8 января. У них будет какое-то заседание, они будут искать себе новый приют. Конечно, сгоревшее здание акимата – это большая трагедия, но еще трагичнее, что собственно сам аппарат акимата засветился только в одной новости, что они вовремя и благополучно для себя успели… убежать из горящего здания. И добавить тут фактически нечего.

А между тем, город начинает испытывать серьезнейшие проблемы, связанные с доставкой хлеба, вывозом мусора, обеспечением безопасности транспортных средств, доставляющих продукты питания в магазины города, восстановлением нормальной работы транспортной инфраструктуры. А как не вспомнить, что во время беспорядков периодически возникали фейки, что будет захвачен горводоканал, будет отключение света. Единственным органом, который все эти слухи пытался опровергать, была военная комендатура, но никак не акимат города. Между тем, именно он ответственен за стабильную и бесперебойную работу городской инфраструктуры, а военные уже обеспечивают их охрану. У нас же получилось так: акимат вроде бы был, а потом его как бы не стало. А почему, это вопрос вопросов…

Разумеется, к оценке работы и реакций властей на местах следует подходить дифференцированно, поскольку уровень террористических атак, если их рассматривать в географическом аспекте, сильно разнится. Юг и запад Казахстана пострадали сильнее, северные регионы в этом смысле пострадали меньше. Южная столица – во всех смыслах особый случай. Но при любом раскладе это ни в коем случае не снижает ответственности местной власти, о каком бы регионе речь ни шла.

Теперь о самом непростом – уровне работы правоохранительных органов и спецслужб. Скорее всего, этот вопрос следует рассматривать через призму решений и шагов президента К.-Ж. Токаева. Первоначальное противодействие оказали органы внутренних дел. Работа министра внутренних дел была на виду. Работа полицейских отражена в печальной статистике погибших сотрудников МВД и военнослужащих республиканской гвардии. В большинстве случаев они остались верными своему служебному долгу.

Возможно, возникнут вопросы относительно применения спецсредств. Как я понимаю, до последнего момента использовались светошумовые гранаты. Но при этом я нигде не встречал сообщений о применении брандспойтов. Разрешение на применение огнестрельного оружия было дано уже после того, когда действия протестующих приобрели ярко выраженную агрессивную форму. Сказалась и численная недостаточность сотрудников органов внутренних дел. На этом фоне чего стоит одна только одна цифра в двадцать тысяч человек (количество напавших на Алматы радикалов), озвученная президентом Токаевым. Даже неспециалисту понятно, что имеющейся штатной численности полицейских южной столицы для противостояния такой армии боевиков было явно недостаточно. Остается только удивляться, что террористам не удалось взять город под полный контроль – со всеми вытекающими из этого последствиями.

О роли армии рассуждать пространно не берусь. Видимо, ее участие следует воспринимать в контексте принятого решения о вводе миротворческих сил ОДКБ. Судя по информационным сообщениям, военнослужащим тоже пришлось нелегко. Такая же ноша легла и на подразделения МЧС. В Алматы было много поджогов и пожаров, но пожарным не всегда удавалось вовремя и успешно их тушить, поскольку исполнению их профессиональных обязанностей мешали радикальные элементы плюс обстановка всеобщего хаоса и неразберихи.

Самое грустное связано с оценкой работы КНБ. Вырисовывается неприглядная картина. Не будет преувеличением сказать, что был не просто саботаж и пассивное поведение в плане отлавливания преступников. Складывается устойчивое ощущение, что какая-то часть этой организация в определенном смысле стала плацдармом и сама создавала условия для развертывания всех этих наступлений. Поскольку КНБ обладает базовой информацией о стратегических объектах, правом беспрепятственного доступа на них, правом отдавать приказы на оставление этих объектов, то в результате мы наблюдали совершенно необъяснимые захваты административных зданий и непонятную вялость силовых подразделений комитета.

Хотел бы уточнить принципиальный момент. Высказываемые критические замечания не должны бросать тень на всех сотрудников КНБ. Уверен, что среди них есть немало тех, кто беззаветно предан присяге и готов сделать все зависящее во имя защиты интересов Отечества.

Возможно, самая главная спецслужба страны, помимо смены верхушки, нуждается в глубокой реорганизации, четком распределении полномочий и зон ответственности внутренних подразделений. Получилось так, что на определенном этапе суверенного развития Казахстана КНБ стал больше защищать не основы безопасности государства, а обслуживать интересы отдельных олигархических групп и влиятельных персон. Поэтому пришло время подумать о бОльшем контроле работы КНБ со стороны высших государственных и представительных органов. Деятельность такой спецслужбы, даже с учетом ее специфики, до определенных пределов должна быть понятной для общества и отчетной. В ее истории не должно быть мрачных или позорных страниц, как это было в случае с похищением и убийством Алтынбека Сарсенбаева и его помощников, когда была доказана причастность к этим событиям спецподразделения КНБ «Арыстан». Назрела огромная потребность в том, чтобы критически проанализировать деятельность Комитета, принять по результатам такого анализа необходимые решения, внести структурные изменения, провести кадровое обновление и избавить в будущем государство и общество от подобного рода эксцессов.

Это самое сильное испытание для нашей государственности

Джанибек Сулеев, член Союза журналистов СССР:

Начну с того, что случившееся, на мой сугубо личный взгляд, стало самым сильным испытанием для нашего государственного строя за все время существования независимого Казахстана. А потому в своих рассуждениях буду исходить из этого посыла.

Как бы цинично это ни прозвучало, но даже такое внутреннее потрясение, как трагические события десятилетней давности в Жанаозене не идут ни в какое сравнение с тем, с чем мы имели дело в Алматы и в целом почти по всей республике после празднования Нового года. Хотя косвенно Жанаозен и имел отношение к последним событиям, так как первые митинги и шествия начинались с громких лозунгов о поддержке жанаозенской инициативы против повышения цен на сжиженный газ. И если нынешние выступления в Жанаозене не были инспирированными с самого начала, то в любом случае они стали для определенных внутриполитических сил настоящим подарком судьбы, «поводом для прикрытия». Но как бы то ни было, думаю, сейчас найдется немного здравомыслящих людей, которые назовут произошедшее «народным волеизъявлением» или «народным гневом».

Значение Алматы для республики крайне трудно переоценить, и немудрено, что главный удар инициаторы переворота, назовем это так, от каких бы кругов, внутренних или внешних, это ни исходило, направили именно по бывшей столице. Не хотелось бы ударяться в излишнюю конспирологию, но то, что началось 5 января, явно похоже на выплеснувшуюся наружу внутреннюю борьбу.

Я об этом уже писал в социальных сетях 4-5 января (противоречия и борьба внутри казахской элиты выкатились из-под ковра, где давно уже шла грызня бульдогов, и перешла в открытую драку). И от этой версии пока не отхожу…

Теперь о том, как отреагировала власть. Тут тоже нужна небольшая преамбула, суть которой заключается в пока еще риторическом вопросе от имени всего общества: «Как такое вообще могло произойти?!» В смысле, как так получилось, что наши всепроникающие компетентные органы, можно сказать, преступно проморгали то ли акцию запугивания всех и вся «непонятными силами», то ли захлебнувшийся государственный переворот. Хотя и ту, и другую цель - судя по остервенению целых толп неких пришлых террористов - логически разъять очень сложно. Слишком ужасная по своей цельности картина получается в итоге.

Ведь мы все, что там греха таить, прекрасно помним разговоры в духе «пикейных жилетов» (во что, собственно, на исходе правления первого президента страны превратилось все казахское общество) - что, мол, президент Токаев не совсем вроде как и президент и т.д. Но, как оказалось, в совершенно нештатной и острейшей ситуации (причем явно спланированной заранее, возможно, даже еще в 2019 (!!!) году), Касым-Жомарт Кемелович трезво и поистине по-государственнически предпринял адекватные шаги. И именно с этим именем, судя по всему, будет в последующем ассоциироваться очень важная страница новейшей истории Казахстана.

Сегодня, как никогда прежде, само понятие «власть» реально сопряжено с именем и обликом действующего президента. И это вселяет хоть какую-то надежду. На что?.. На то, что с устранением определенных олигархических кланов из бизнеса, вкупе с налаживанием настоящего, а не липового контроля за расходованием бюджетных средств должна хоть как-то ожить внутриэкономическая ситуация. Не взметнуться, не расцвести, а именно - о ж и т ь. Получится ли это, покажет уже ближайшее будущее…