Через несколько дней исполнится четыре года с момента избрания Касым-Жомарта Токаева на пост президента Казахстана. За столь непродолжительный срок страна под его руководством не только кардинально преобразилась, но и осуществила переход, по сути, в новую политическую формацию, в основу которой легли такие фундаментальные понятия, как закон и порядок, справедливость, а также защита прав и свобод граждан.

Плюрализм и стабильность

В своем докладе «Казахстан. Токаев. Реформы» Центр актуальных исследований «Альтернатива» отмечает, что с момента обретения президентских полномочий Касым-Жомарт Токаев неизменно делал акцент на необходимости политических преобразований без потрясений. Еще в 2019 году глава государства четко обозначил этот вектор в своем выступлении, заявив следующее: «Реформы должны, конечно, содействовать стабильному развитию нашей страны, а не приводить к потрясениям. Мы обязаны усиливать созидательную основу политического процесса, чтобы плюрализм стал важным элементом повышения экономического благосостояния и человеческого капитала. Поэтому очень важно найти наиболее разумный путь, так называемую «золотую середину», которая обеспечит поступательное развитие нашего государства». И если посмотреть на динамику преобразований в ретроспективе, то становится очевидным, что президент верен озвученному им курсу. Это отмечают и авторы доклада, рассматривающие процесс политической модернизации в нашей стране через хронологию событий.

Стартом реформ они называют издание президентом указа «О создании Национального совета общественного доверия при президенте Республики Казахстан». НСОД, если вспомнить, должен был заниматься выработкой предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности. «Тем самым, - подчеркивают аналитики, - глава государства продемонстрировал свою принципиальность и последовательность, приступив к выполнению озвученных им во время прошедших президентских выборов намерений относительно проведения диалога государства и общества, обеспечения открытости власти и осуществления трансформации политической системы».

По мнению авторов, «Национальный совет общественного доверия, который президент возглавил лично, в течение своей деятельности в 2019-2022 гг. сыграл ключевую роль в процессах генерации и реализации новых политических, экономических и социальных реформ». Как отмечается в докладе, на его площадке проходил серьезный обмен мнениями по разным вопросам развития страны между представителями государства и общественности. Причём тон задавал сам глава государства, неизменно участвовавший во всех заседаниях НСОД, а также периодически встречавшийся с отдельными членами совета.

Еще одним важным плацдармом для реформ стал утвержденный президентом страны план мероприятий по реализации предвыборной программы Касым-Жомарта Токаева «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, прозвучавших в ходе общенациональной акции «Бірге». «Данный документ определил 106 мер, рассчитанных на реализацию в рамках 19 направлений в краткосрочной и среднесрочной перспективе». Как говорится в аналитическом докладе, некоторые из них, плюс меры, предложенные позднее, легли в основу 29 базовых политических инициатив главы государства, которые составили четыре пакета реформ. Первый из этих пакетов был полностью реализован в 2020-м, по трём остальным продолжается работа с целью выработки, обсуждения и последующего принятия отдельных законов и подзаконных актов.

Своего рода триггером к мобилизации как государственных, так и негосударственных ресурсов для осуществления политической трансформации, по мнению исследователей, стала пандемия COVID-19. Она выявила ряд недостатков в деятельности различных госорганов и потребовала принятия комплекса мер антикризисного характера. А роль спускового крючка сыграли прошлогодние январские протесты.

Как считают авторы доклада, те события, вылившиеся в форму беспрецедентных массовых беспорядков, поставили страну на грань гражданского вооруженного конфликта и масштабных угроз сохранению её государственности. «На официальном уровне это было расценено как попытка совершения государственного переворота с целью срыва реализации политического курса на кардинальную модернизацию государства», - констатируют аналитики. После чего добавляют, что, вместе с тем, события января 2022-го стали катализатором не просто инициирования и осуществления очередного пакета реформ, а проведения нового политического курса с целью изменения ключевых основ общества и государства – курса на строительство «Нового Казахстана». «В фокусе внимания главы государства также находятся вопросы защиты прав и свобод граждан. Отдельные из них отражены в указанных пакетах реформ. По ряду других приняты либо разрабатываются соответствующие законы и подзаконные акты», - говорится в докладе.

Конституционная реформа и новый общественный договор

Напоминая о выступлении президента во время январских событий, когда он произнёс слова о назревшей необходимости трансформации взаимоотношений между государством и обществом, о новом формате общественного договора, аналитики делают акцент на главных направлениях масштабной политической модернизации, инициированной Касым-Жомартом Токаевым. Стоит напомнить, что она предусматривала пересмотр президентских полномочий; переформатирование представительной ветви власти; совершенствование избирательной системы и выборного процесса; расширение возможностей для развития партийной системы; усиление правозащитных институтов; повышение конкурентоспособности СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества; оптимизацию административно-территориального устройства страны; децентрализацию местного самоуправления.

«Ряд мер, озвученных главой государства, предполагал внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», - напоминают авторы исследования. Среди наиболее знаковых изменений они называют закрепление в Основном законе норм, запрещающих президенту РК членство в политических партиях, а его ближайшим родственникам – занятие должностей политических государственных служащих и руководителей субъектов квазигосударственного сектора; назначение акимов областей, городов республиканского значения и столицы на альтернативной основе; создание Конституционного суда, формирование нижней палаты парламента по смешанной системе; наделение Мажилиса правом принятия законов, а Сената правом их одобрения или неодобрения.

Аналитики также напоминают, что важной составляющей конституционной реформы стало внесение изменений и дополнений в Основной закон страны посредством проведения республиканского референдума. «Такое решение позволило возобновить деятельность института референдума, необоснованно прерванную после 1995 года, а самое главное - сделать конституционную реформу актом всенародного волеизъявления, обеспечив тем самым ее легитимность», - уточняется в исследовании.

Главными итогами конституционной реформы составители аналитического доклада считают состоявшееся закрепление окончательного перехода от «суперпрезидентской» формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством, а также создание конституционно-правовых основ для комплексной трансформации политической системы Казахстана.

В целом авторы исследования приходят к выводу, что программа политических реформ реализуется достаточно интенсивно. Также они отмечают, что инициативы президента РК Касым-Жомарта Токаева характеризуются масштабностью, отражающей актуальность и значимость проведения политических и иных преобразований в интересах дальнейшего развития страны, обеспечения устойчивости государства и укрепления общественного согласия через постоянный диалог власти и общества, последовательностью и непрерывностью, поэтапностью, открытостью и взаимодополнением отдельных инициатив. Особый акцент исследователи делают на привлечении к разработке и обсуждению соответствующих проектов концепций, законов и подзаконных актов заинтересованных представителей политических партий, неправительственных организаций, экспертного сообщества, отдельных гражданских активистов. «Все это способствует повышению качества и уровня легитимности соответствующих официальных документов», - резюмируют авторы доклада.