Стремительно меняющийся мир постоянно рождает новые вызовы и угрозы, как геополитического, так и национального плана, что в разы повышает потребность адекватного реагирования на них. Необходимость решения этой задачи естественным образом выдвигает новый набор требований к такому понятию как «эффективность государства». Как сказал глава государства, «нам нужна команда управленцев новой формации в разных сферах, которая не боится брать ответственность и принимать нестандартные и эффективные решения. Именно такие люди сегодня способны дать результаты, в которых нуждается наша страна».

Методом проб и ошибок

Без преувеличения можно сказать, что способность госаппарата к мобилизации и выработке нестандартных подходов, обладание управленцами навыками кризисного менеджмента для отражения внешних и внутренних угроз являются сегодня основой основ обеспечения национальной безопасности любой без исключения страны. Но несмотря на то, что начиная с конца нулевых в нашей стране работает система так называемых «социальных лифтов», призванная обеспечить приток новой крови в артерии госслужбы, приходится констатировать, что она зачастую сбоила, а те механизмы, которые должны были обеспечить продвижение на самый верх управленческого звена в государственной сфере грамотных специалистов, нередко демонстрировали низкую эффективность.

Причин тому было несколько. Главная заключалась в том, что стратегически выверенная ставка на талантливую одаренную молодежь сопровождалась целой серией тактических ошибок, вызванных как несовершенством правовых процедур, существенно ограничивавших приток человеческого капитала в сферу госслужбы, так и рискованными кадровыми экспериментами, связанными с назначением на ключевые государственные посты молодых менеджеров, не прошедших «обкатку» на низовых уровнях, что в итоге неизменно выливалось в их неспособность трезво оценивать ситуацию в курируемых областях и, как следствие, в низкую результативность всей затеи в целом.

На этом фоне продолжала расти нехватка толковых государственных менеджеров, эффективных тактиков и стратегов, способных вырабатывать нестандартные подходы в решении самых разнообразных задач, которая со временем сформировалась в проблему. Об ее серьезности и опасности для полноценного функционирования государства как института свидетельствовал тот факт, что решения по выходу из сформировавшегося кадрового тупика были выработаны на самом высоком государственном уровне, а их исполнение находится на постоянном контроле у руководства страны.

С этой точки зрения нельзя не акцентировать внимание на перезапущенной в 2019 году идее создания Президентского молодежного кадрового резерва. К тому же кадровый резерв способствует созданию эффективного и профессионального госаппарата, представители которого отбираются на прозрачной конкурентной основе.

Основные контуры этого социального лифта президент Касым-Жомарт Токаев обозначил еще в своей предвыборной программе «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», в которой молодежь была названа им «движущей силой прогресса», а ее право на собственную «историю успеха» - одной из важных государственных задач. В частности, Касым-Жомарт Токаев поставил цель создать «условия для талантливой молодежи и профессионалов высокого уровня в приоритетных секторах национальной экономики, государственного управления, науки, искусства, культуры и спорта». В части сферы госуправления он уточнил: «Будем способствовать продвижению молодых талантливых управленцев на все этажи государственной службы. Для этого создадим «Президентский кадровый резерв», в который на конкурсной основе будет отобрано 300 молодых специалистов».

Первый блин не комом

Благодаря грамотной предварительной проработке этого проекта, результатом чего стали четкие и внятные процедуры и механизмы отбора, а также отсутствию искусственных барьеров для попадания в резерв, новый «социальный лифт» не просто был запущен, а на самом деле позволил сформировать новую команду востребованных управленцев так называемой «новой формации». Не лишним будет напомнить, что 60 процентов резервистов первого «призыва» были трудоустроены в госсекторе. По данным Агентства по делам государственной службы, большая половина из них несет службу в центральных госорганах. Остальные – в квазигосударственном секторе и частных организациях. При этом 17 резервистов заняли политические должности, еще пятеро заняли должности корпуса «А», а трое стали депутатами как мажилиса, так и маслихата.

Примечательно, что резервисты первый волны имеют не только прекрасное образование, в большинстве своем, передовых зарубежных вузов, но и приличный опыт работы в избранных ими профессиональных сферах. И это не обязательно политика и госуправление. Основная масса «призывников» пришла на госслужбу из частного сектора – крупных иностранных и транснациональных компаний.

Словом, избранный к формированию кадрового резерва подход оказался более чем оправданным, что логически привело к дальнейшему тиражированию успешного опыта. На практике же уже сейчас, в краткосрочной перспективе, Президентский кадровый резерв создал своеобразный задел на сократившейся за последнее время до минимума кадровой «скамейке запасных», заполнив пустующие места молодежью, преимуществом которой являются такие компетенции как стратегическое мышление, проактивность, управление деятельностью, командное лидерство.

Молодежь - не слабое звено

Системный подход, который демонстрирует эта президентская инициатива, а также участие в ней на разных этапах экспертного сообщества, оценивающего профессиональные навыки, уровень компетенций и перспективность кандидатов, зачисляемых в резерв, довольно скоро сформирует новый облик сферы государственного управления. Об этом, как минимум, свидетельствует опыт тех стран, которые уже прошли по данному пути.

В частности, в качестве примера можно остановиться на опыте Великобритании, который, несмотря на ряд отличий, все же во многом перекликается с теми подходами, которые практикуются в нашей стране.

Англичане привлекают талантливую и мотивированную молодежь в госсектор в рамках программы под названием «Ускоренный путь», которая концептуально основывается на двух «китах» - карьерном продвижении и профессиональном развитии для выпускников вузов. Естественно, как и в нашем случае, там существуют определенные требования к уровню образования кандидатов и их компетенциям. Если наша страна делает упор на молодежь, обладающей стратегическим мышлением, англичане – на выпускников с развитыми аналитическими способностями и навыки аргументации. Кроме всего прочего для потенциальных кандидатов в госсектор Великобритании важны высокая коммуникабельность и умение производить впечатление. Процедура же самого отбора схожа с нашей. Она также протекает в несколько этапов и включает в себя письменный экзамен и устное интервью. И в Казахстане, и в Великобритании кандидаты в кадровые резервы проходят обязательную стадию решения ситуационных задач (у англичан он называется баскет-тестами). Данный этап позволяет выявить у кандидатов способность к решению реальных проблем в той или иной сфере на конкретных примерах.

Аналогичные системы продвижения молодежи существуют и в других странах – США, Германии, Франции. На постсоветском пространстве наравне с Казахстаном в этом направлении активно продвигались Россия и Украина, которая ставила целью не только поиск профессионалов, но и кардинальное обновление политической элиты.

Такая настойчивая тенденция поиска и воспитания государственных управленцев в молодежной среде, практикуемый самыми разными странами, свидетельствует только о том, что Казахстан на правильном пути, альтернативы которому нет и вряд ли она предвидится в перспективе. Несмотря на определенный скепсис, до сих пор царящий в нашем обществе относительно эффективности молодых управленцев, как показывает практика реализации проекта «Президентского кадрового резерва», все зависит от подходов. Главное - сделать ставку на лучших из лучших, поскольку именно грамотный процесс формирования потенциальных менеджеров государственного звена способен стимулировать непрерывный процессом постоянного обновления госаппарата, что необходимо для постоянного повышения его эффективности, компетенции его представителей в целях качественного отражения разного рода вызовов, угроз и кризисных ситуаций.