Инициированные Касым-Жомартом реформы, направленные на тотальную модернизацию всех сфер жизнедеятельности общества и государства, потребовали от политических партий, являющихся фундаментом гражданского общества, внести существенные корректировки в стратегии и тактики своих действий. Наиболее показательным в этом плане стал опыт трансформации самой крупной и наиболее представленной в управлении делами государства партии – AMANAT (ранее – «Нур Отан»). За рекордно короткий срок она, лишившись столпа в лице главы государства, ее возглавлявшего, который посчитал необходимым занять позицию равноудаленности от любых политических сил, успешно прошла путь ребрендинга, который завершился разработкой и утверждением новой политической платформы.

Процесс перерождения

Появление нового, ключевого для партии документа – уверенный шаг AMANAT в «Новый Казахстан». Он не предает политические идеалы партии, которые по-прежнему заключаются в поддержке реформ, инициируемых и проводимых президентом, но позволяет осовременить инструменты и механизмы достижения укладывающихся в ее рамки целей и задач. Как абсолютно точно отметил в комментарии на своем канале в Телеграм политолог Данияр Ашимбаев, «многие ориентиры платформы синхронизированы с посланиями президента Токаева народу и принятой в минувшем году новой системой национального планирования. Это вполне очевидно, поскольку «Аманат» через парламентское большинство и, по сути, практически партийное правительство является полноценной частью политической системы страны, а система должна опираться на совокупность всех общественных интересов. Современное общество достаточно атомизировано и – благодаря социальным сетям и мессенджерам – способно оперативно и регулярно конфликтовать и объединяться вокруг совершенно запутанного ценностного набора, но определенные, своего рода якорные ориентиры в нем сформированы».

Партия действительно ориентируется на различные прослойки общества с различными точками зрения на происходящие в государстве процессы, стараясь стать для максимально большого количества населения своего рода «маяком», движение в сторону которого в итоге способно привести к формированию мощного общественного мейнстрима в поддержку развернутой в стране полноформатной перестройки. И совершенно не зря, говоря о новой политической платформе AMANAT, председатель партии Ерлан Кошанов обозначает, что ее «сердцем» стали интересы, чаяния и нужды казахстанцев, каждого человека, кто хочет жить и работать на своей земле. Где каждый, вне зависимости от национальности, языка, вероисповедания имеет одинаковые возможности в политике и бизнесе».

Чтобы мнение казахстанцев, разделяющих партийные принципы, было максимально учтено в новой платформе, члены рабочей группы, занимавшиеся ее разработкой, пошли нестандартным путем, организовав социологический опрос, в котором приняли участие более 40 тысяч сторонников AMANAT. Сам же текст платформы был вынесен на широкое обсуждение, результатом которого стало поступление в адрес разработчиков более тысячи предложений, значительная часть которых вошла в итоговый документ. Как отметил член партии, депутат мажилиса Ерлан Саиров, «политический документ является ответом на высокий спрос на демократию и плюрализм в казахстанском обществе. Можно с уверенностью сказать, что каждый член партии AMANAT выступил соавтором данного документа».

Следует отметить, что новая политическая платформа партии парламентского большинства кардинально резонирует с ранее действующим документом. Как уточняет один из ее разработчиков политолог Марат Шибутов, недавно принятой платформе свойственны следующие отличия: «Во-первых, она основана на ценностях, которые надо разделять, а не на целях, которые надо достичь. Во-вторых, она основана на социологических опросах, данных общественных приемных и мнении партийцев. В-третьих, она человекоцентрична – ключевое в ней человек, его права, свободы и потребности. В-четвертых, в ней теперь есть общество, как отдельный раздел, и прописано то, каким мы его хотим видеть. Партия позиционирует себя, как часть гражданского общества – самую многочисленную и влиятельную. В-пятых, партия теперь четко отделяет себя от государства и показывает, что ее задачи - не подменять госорганы, а разрабатывать, внедрять и мониторить регулирование».

Между прошлым и будущим

Если подробно разбирать новшества, появившиеся в политической платформе AMANAT, то в первую очередь, следует акцентировать внимание на позиционировании партии в новых реалиях. Об этом более чем красноречиво говорят обозначенные базовые принципы. В их числе независимость, как «священный оберег» и необходимость проведения глубоких политических и экономических реформ, «построение Нового Справедливого Казахстана, основанного на демократических принципах». При этом заметно придание им духовно-философского аспекта. Теперь члены AMANAT заявляют, что являются «наследниками идей о благодатной земле «Жерұйық» философа Асан Қайғы, концепции «добродетельного общества» аль-Фараби, учения Абая о «целостном человеке», миссии просвещения Шокана Уалиханова и Ыбрая Алтынсарина, а также наследия лидеров «Алаш» во главе с Алиханом Бокейхановым».

В целом, партийцы довольно трезво оценивают свой собственный вклад в развитие страны, как на предыдущем этапе, так и в качестве перспективы на будущее. «Мы понимаем, что в равной степени ответственны как за достижения нашей страны, так и за упущения в ее развитии (…) Партия AMANAT готова меняться вместе с обществом и работать в конкурентных условиях. Настало время извлечь ошибки из прошлого, объективно оценить настоящее и создавать будущее», - говорится в тексте платформы.

Что касается непосредственно самого будущего, то образ, который формирует обновленный AMANAT, заключается в сплоченном обществе самодостаточных граждан, живущих в сильном государстве. А следовательно, вытекающая из этого ключевая цель, стоящая перед партией на современном этапе – «создать демократическое, справедливое и процветающее государство, в котором права и интересы гражданина будут защищены, а честный труд и знания позволят каждому человеку реализовать свои планы и достичь успеха».

Добиваться ее реализации AMANAT планирует разными методами и способами. Но первостепенным, на взгляд членов партии, является укрепление института семьи, повышение его роли в обществе. А это поддержка материнства и детства, создание для граждан развитой социальной инфраструктуры и обеспечение казахстанских семей доступным жильем – «три кита», на которых обычно и держится благополучие среднестатистических семей. Как считают в партии, крепкий институт семьи – залог будущих успехов всей страны. «Самые важные человеческие качества, такие, как любовь к Родине, готовность служить ей беззаветно, активная гражданская позиция являются результатом семейного воспитания», - говорят они.

Что касается социального блока платформы, то в AMANAT он зиждется на развитии и поддержке системы образования, которая рассматривается партийцами в качестве инвестиций в будущее. В политической платформе партии уточняется, что «граждане, открытые новым идеям, критически и креативно мыслящие, готовые постоянно совершенствовать свои знания и навыки – это основа прогрессивного, интеллектуального общества». Исходя из этого, партия парламентского большинства намерена отстаивать увеличение финансирования образования и науки, как приоритетных сфер жизни. Члены AMANAT заявляют, что сумеют сократить разрыв между сельским и городским образованием, а также удовлетворить запрос общества на расширение инклюзивного образования, коррекционной помощи и реабилитации для детей с особенностями развития.

Виденье действий партии в сфере здравоохранение распространяется на выведение на более качественный и современный уровень сельской медицины, а также на необходимость притока в отрасль профессионалов. Добивать реализации поставленных задач партийцы намерены за счет обеспечения периферии фельдшерско-акушерскими и медицинскими пунктами, обеспеченными необходимым оборудованием и медикаментами и путем социальной защиты медицинских работников, обеспечения для них качественного образования.

Демонстрирует политическая платформа AMANAT и собственную интерпретацию реализацию каждого права на труд. В ее тексте говорится: «Созидательный труд должен стать консолидирующей силой общества. Возможность трудиться должна быть у каждого человека, он должен приходить с работы живым и здоровым, проводить время с семьей и быть уверенным в завтрашнем дне». Усилиями парламентской партии уверенность эта будет подкрепляться борьбой с разными формами трудовой дискриминации, контролем за безопасностью рабочих мест, защитой трудовых прав, а также искоренением такого феномена, как «работающая бедность».

В целом, согласно разработанному документу, AMANAT держит устойчивый курс на создание «социального государства», необходимость построения которого – одна их главных задач, взятых на себя президентом Касым-Жомартом Токаевым. Партийцы уточняют, что «настало время для утверждения социальной справедливости (…) Каждая капля нефти, каждый грамм руды, каждый сантиметр земли должны работать на благо наших граждан (...) Мы не допустим формирования олигополии, усиления подставных компаний-монополистов, раздачи государственных экономических ресурсов в избранные руки, рейдерства».

«Мы наш, мы новый мир построим…»

Отдельный большой блок платформы AMANAT посвящен развитию гражданского общества, в основе которого укрепление общенациональной идентичности. Что касается основных нарративов, свойственных этому направлению, то они весьма традиционны: «основой отношений государства и общества должен стать конструктивный диалог, а не оголтелый популизм», «право граждан на объединение и отстаивание своих интересов должно быть реализовано в полной мере, это создаст здоровую конкуренцию в политическом поле», «мы должны поощрять волонтерство и благотворительность как высшую форму проявления гражданской ответственности».

Вместе с тем, члены AMANAT намерены в этом направлении занять принципиальную позицию. В этой связи в своей политической платформе партийцы сразу делают важное уточнение: «демократические реформы должны усилить нашу государственность, а не стать инструментом ее разрушения», «целостность государства, единство и сплоченность народа, общественная безопасность не должны становиться игрушкой в чьих-то руках». Фактически партия парламентского большинства пытается перехватить общественно-политическую повестку внутри страны, которая в последнее время размывается разного рода провокационными действиями, которые их акторы пытаются спрятать за лозунгами о свободах – слова, самовыражения ит.д. Не отрицая право на эти свободы, партия справедливо считает, что в сложившихся обстоятельствах суверенитет страны нуждается в дополнительной защите. «Мы не допустим искусственных провокаций и других действий внутренних и внешних сил, направленных на расшатывание основ нашего государства и независимости», - говорят они. Именно поэтому политическая платформа AMANAT является, в том числе, и своеобразным ответом на актуальные вызовы и угрозы. В том, числе, и на языковой вопрос. Партия парламентского большинства, наверное, впервые так подробно излагает свою позицию по нему: «Долг и обязанность каждого казахстанца – знать государственный язык. Изучение языка должно быть доступным и эффективным, его знание престижным, а использование повсеместным. Казахский язык должен занять достойное место в образовании и науке, медицине, армии, финансовой сфере, промышленности, в информационном пространстве. Государственный язык должен стать объединяющей силой казахстанского общества». При этом делается очень важный акцент: «Мы не позволим

использовать языковой вопрос в политических играх и манипуляциях».

Что касается других аспектов, ставших частью новой политической платформы, то они касаются формирования позиций по вопросам развития экономики, национальной и общественной безопасности, борьбы с коррупцией и непотизмом, региональной и экологической политик, эффективного управления государством на основе дальнейшей децентрализации. Блок, на котором хотелось бы заострить особое внимание, касается виденья AMANAT развития села. Здесь стоит пояснить, что партия последние годы глубоко вовлечена в процессы трансформации, происходящие на периферии, реализуя серию специальных проектов, и четко понимает, что нужно делать для стирания пресловутых границ между городом и деревней. «Мы создадим условия для всех, кто работает «на земле» и кормит страну. Личные подсобные и крестьянские хозяйства, фермы, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции всегда смогут получать поддержку по понятным и постоянным правилам. Каждый участок земли будет использоваться по назначению. В рамках проекта «Жер аманаты» незаконно приватизированные или неиспользуемые земли и пастбища будут возвращены в государственную собственность. Мы будем обучать сельчан основам ведения собственного дела в рамках проекта «Ауыл аманаты», - уточняется в тексте платформы. – «Необходимо срочно обновить инфраструктуру всех сел и окончательно решить проблемы с дорогами, питьевой водой и связью. Социальные объекты в селах – школы, медпункты и дома культуры – должны быть капитально отремонтированы и модернизированы. Разрыв между селом и городом должен быть сведен к минимуму».