Знакомство с «заявочными листами», которые утвердили на своих предвыборных съездах политические партии, собравшиеся бороться за места в нижней палате парламента, даёт немало пищи для размышлений. Безусловно, наибольший интерес представляет то, сколько в них включено людей, пользующихся более или менее широкой известностью, пусть даже сомнительной. Но сегодня мы решили взглянуть на эти списки с точки зрения их гендерного состава.
В первой половине «нулевых» годов женщины составляли лишь 9-10 процентов от общего числа депутатов Мажилиса. Ситуация начала меняться после отказа от смешанной системы проведения выборов и перехода к чисто пропорциональной. Забравшая по итогам избирательной кампании 2007-го все 98 мандатов партия «Нур Отан» (ни одна из остальных политических сил тогда не смогла преодолеть 7-процентный порог) выделила женщинам в новом созыве 15 мест, и, таким образом, их доля увеличилась до 15,3 процента, или в полтора раза.
Дальше – больше. Продолжая курс если не на обеспечение, то хотя бы на приближение гендерного равенства, тогдашняя партия власти после следующих выборов, состоявшихся через пять лет, расщедрилась уже на 20 мест (из завоёванных ею 83-х). А если считать ещё «Ак жол» и КНПК, которые отдали женщинам 3 из 15 своих мандатов, то в сумме их удельный вес в нижней палате парламента достиг 23,5 процента. Затем он ещё немного возрос и в последние годы колебался в пределах 26,2-27,6.
Это существенно больше, чем, например, в российской Государственной Думе (16,8 процента), турецком Меджлисе (17,3) и чем даже в украинской Верховной Раде (20,8). Кстати, для Незалежной, стремящейся в Европу и к её ценностям, одной из которых является гендерное равенство во всех сферах, нынешний показатель стал рекордным за всю историю: скажем, после предыдущих выборов он был равен всего 12 процентам. В то же время мы, разумеется, уступаем в этом плане странам Западной Европы, где доля женщин в парламентах обычно превышает 40 процентов или, как минимум, составляет не меньше трети.
Перед прошлыми выборами в Мажилис, состоявшимися два года назад, в казахстанское законодательство внесли норму, которая предусматривала, что политические партии должны в списках кандидатов, подаваемых ими в Центризбирком для регистрации, не менее 30 процентов мест отдавать женщинам и молодёжи. Но вот при распределении депутатских мандатов они были вправе пренебречь этой квотой. И удельный вес женщин среди мажилисменов созыва начала 2021-го остался на прежнем уровне – 27,1 процента.
Год назад к двум категориям граждан, на которых распространяется такое квотирование, была добавлена третья – лица с инвалидностью. А главное – данная квота теперь будет действовать и тогда, когда партии, прошедшие в Мажилис, станут решать внутри себя, кому конкретно достанутся завоёванные ими мандаты (ст.97-1 Закона «О выборах»). При этом законодательство напрямую не обязывает их включать в списки все три названные категории граждан и не устанавливает, какой должна быть доля каждой из них,– тут уж кто как решит. И большинство партий заполняет 30-процентную квоту преимущественно женщинами.
Семь политических объединений, получивших возможность принять участие в предстоящей избирательной кампании, включили в свои предвыборные списки в общей сложности 283-х кандидатов. Из них 79, или 27,9 процента, – женщины. Наибольшую долю, почти треть (8 из 25), они составляют в списке новой партии Respublica, которая успела буквально в последний момент вскочить в вагон уходящего поезда под названием «Выборы-2023». А вот другой дебютант, «Байтак», решил особо не баловать представительниц прекрасной половины человечества и ограничился их долей в 22,2 процента (4 из 18). Немного таковых оказалось и в списке «Ауыла» – 24,0 процента (6 из 25).
У трёх партий, заседавших в Мажилисе на протяжении предыдущих созывов, показатели близки к установившемуся в последние годы удельному весу женщин в нижней палате парламента: у «Аманата» и НПК – по 28,8, у «Ак жола» – 27,8 процента. Именно им отечественные политологи прочат преодоление теперь уже 5-процентного барьера (хотя и не исключают вероятности того, что кампанию «старожилам» составит ещё кто-то). А сколько женщин, идущих по партийным спискам, в итоге наденут депутатские значки, – это мы узнаём позже.
Иной гендерный расклад наблюдается среди тех, кого партии бросили на одномандатные округа, которых, как известно, будет 29 и на которые никакие половозрастные квоты не распространяются. В них семь политических объединений решениями своих съездов выдвинули в общей сложности 90 кандидатов (судя по последним данным Центризбиркома, небольшая их часть «отсеялась», но пока будем оперировать названной выше цифрой). Из этого числа только 16, или 17,8 процента, – женщины.
Здесь тоже наибольший «антифеминистский» настрой проявили «Ауыл» и «Байтак»: они, видимо, сочли, что это исключительно мужское дело, и вообще не стали выдвигать женщин. Всего одну выдвинула ОСДП, от которой на выборы по мажоритарной системе собрались пойти шестеро. Даже «Аманат», вроде бы призванный быть примером для остальных, оказал доверие лишь трём кандидатам женского пола, хотя намерен бороться за голоса электората во всех 29 округах, – это 10,3 процента. Чуть выше их удельный вес (13,3 процента) среди выдвиженцев от НПК. И только «акжоловцы» с «республиканцами» проявили мужское благородство, выделив женщинам соответственно треть (8 из 23-х) и половину (2 из 4-х) кандидатских мест.
Впрочем, подавляющее большинство в одномандатных округах составят самовыдвиженцы, которых на сегодня, согласно информации Центризбиркома, насчитывается 530. Женщин среди них чуть больше ста, или около 20 процентов от общей численности. Причём в основном они собираются баллотироваться в Астане и Алматы, где ожидается самая высокая конкуренция. И есть подозрения, что даже в масштабах всей страны им будет крайне сложно завоевать хотя бы несколько мандатов. Тем более что, как показывает опыт предыдущих избирательных кампаний, сама женская часть казахстанского электората не очень охотно голосует за представительниц своего пола. Причины этого следует искать, видимо, в особенностях национального менталитета.
Так что пока в нашей стране относительно приемлемое (с точки зрения западных стандартов) гендерное соотношение в органах представительной власти поддерживается усилиями, главным образом, государства и благодаря устанавливаемым им «правилам игры».