Как известно национальное и конфессиональное разнообразие в современном мире является одним из основных маркеров бытия большинства государств, что естественно часто приводит к возникновению тех или иных проблем, обусловленных дилеммой соответствия и интеграции в обществе, состоящем из множества различных этноконфессиональных групп, языков и культур. Несмотря на то, что существует множество способов решения этих проблем, та или иная страна действуют в соответствии с идеями и концепциями, которые согласно политическому истеблишменту, кажутся наиболее соответствующими их политической стратегии и системе. Одной из стран, где ее руководство пытается построить «сообщество единой судьбы» является Китай.

Эта важная для Поднебесной проблема, которая сегодня ассоциируется прежде всего с именем Председателя КНР Си Цзиньпина, требует проведения соответствующего анализа, поскольку «национальная идентичность» и «китайская мечта», в контексте «строительства социализма с китайской спецификой в новую эпоху» тесно взаимосвязаны и от их взаимодействия процесс «возрождения китайской нации» будет невозможен. Тем более, что согласно итогам прошедшего в октябре 2022 года, исторического ХХ съезда КПК выполнение данных «пунктов» к столетию КНР в 2049 году поставлены во главу угла.

Действительно, с момента образования КНР в 1949 году проблема национальной идентичности была выделена как основополагающая из-за ее крайней важности в политической жизни страны. Так, еще за десять лет до образования КНР в 1939 году КПК сформулировало тезис, согласно которому «Китай является полиэтнической страной, а китайская нация – это общий термин, представляющий все этнические группы в Китае». Однако из-за сложности этнического состава Поднебесной, китайская национальная идентичность подвергается сомнению в автономных районах, где живут этнические группы с сильной религиозной и этнической идентичностью. В связи с этим, в рамках поддержания социальной стабильности и предотвращения потенциальной угрозы сепаратизма, КПК всегда продвигала идеи равенства, совместного развития и процветания для всех этнических групп КНР, представляя их в идеологических лозунгах, концепциях, экономических и политических инициативах и программах. Все это вместе взятое нашло свое отражение в идеи Председателя КНР Си Цзиньпина о «китайской мечте»

Современный Китай, воспринимаемый одновременно как «экономическая возможность» и как «угроза безопасности» в мировом порядке», стремиться показать миру, что Поднебесная нацелена на мирный подъем, где «китайская мечта», как долгосрочная цель, направлена на реализацию процветания страны, возрождения нации и построения взаимовыгодных отношений с внешним миром. В своих выступлениях о «китайской мечте» Председатель КНР и Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин не раз подчеркивал, что Китай, как великая держава, должен иметь правильное представление и подход к отстаиванию «справедливости» и поиску «интересов». Это подразумевает, что, преследуя свои собственные интересы, важно принимать во внимание и других, что иногда может означать отказ от своих собственных выгод ради справедливости и чести. Давая определение сложной концепции, Си Цзиньпин подчеркивает, что «мир во всем мире и разделение великой гармонии - это идеалы китайской нации, которые существовали на протяжении тысячелетий», поэтому ««китайская мечта» - это мечта о достижении мира», которым дорожит китайский народ, переживший много страданий в прошлом. Вместе с тем, Си Цзиньпин всегда отмечает, что Китай будет придерживаться пути мирного развития, однако никогда не станет отказываться от своих законных прав и интересов и не будет жертвовать основными национальными интересами.

Таким образом, с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 году, Китай начал усиление схемы построения и повышения уровня китайской национальной идентичности у своих граждан, взяв курс на осуществление «китайской мечты», главной целью которой стало «великое возрождение китайской нации».

Следует отметить, что сама идея – «китайская мечта», зародилась еще во второй половине 19 века, вследствие унизительных для Цинского Китай поражений в борьбе с западными «варварами», а затем и в войне с Японией. Именно тогда появилась мечта о возрождении былой силы и славы развитой цивилизации и установлении авторитетного положения в мировой политике. Неслучайно Си Цзиньпин впервые представил концепцию «китайской мечты» на выставке «Путь возрождения» в Пекине в ноябре 2012 года, которая была посвящена борьбе за национальную независимость и национальное возрождение Китая от Первой опиумной войны до сегодняшнего дня, с особым акцентом на историю «века унижения» от Первой опиумной войны (1840-1842) до окончания китайско-японской войны в 1945 году: «Сейчас мы ближе к цели великого возрождения китайской нации, чем когда-либо в истории, и мы более уверены и способны достичь этой цели, чем когда-либо в истории» (Си Цзиньпин).

После выступления Си Цзиньпина концепция «китайской мечты» стала самой обсуждаемой темой в стране и за рубежом. Постепенно она превратилась в главную стратегическую идею, которая сегодня отражает концепцию правящей партии по управлению страной и стала основным политическим дискурсом и долгосрочной стратегией развития или крупномасштабной программой КНР, которая включает в себя, например, такие стратегические концепции, как «Один пояс и один путь», «Управление государством при помощи закона» и др. Согласно Си Цзиньпину, «китайская мечта» - это, прежде всего, «признание и стремление к ценностям китайской нации». В различных выступлениях Председателя КНР общая направленность «китайской мечты» трактуется как достижение великого национального возрождения, делается постоянный упор на национальное единство и партийное лидерство, а также на привлекательный международный имидж страны, выступающей за «мирное развитие» всего человечества.

Основными источниками для формирования идеи Си Цзиньпина о «китайской мечте», национальной идентичности и единстве нации стала идеологическая система марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна и других лидеров КПК, философия конфуцианства, а также личный опыт практики в национальной работе до прихода к власти, а затем и опыт руководства партией и страной.

Так, о китаизированности марксистских философских мыслей «императора Си», как называют его зарубежные эксперты, свидельствуют его многочисленные вступления. Говоря о пути достижения «китайской мечты», он отмечает, что необходимо «сосредоточиться на применении теории марксизма, сосредоточиться на теоретическом осмыслении практических проблем и сосредоточиться на новой практике и новом развитии». Идеи о национальной идентичности и «китайской мечте» Си Цзиньпин сформировал еще в период работы «в поле» в одной из провинций Поднебесной – Фуцзянь (1985-2002 гг.), где он уделял много внимания работе с национальными меньшинствами. В 1989 году в одной из своих ранних работ посвященной укреплению национального единства и проблеме содействия «общему процветанию и богатству национальных меньшинств» он писал, что для успешной работы на национальном уровне «нельзя игнорировать такой важный аспект, как национальные меньшинства. … Необходимо глубоко задуматься над несколькими вопросами, касающимися общего процветания и процветания национальных меньшинств», ибо наличие проблем в этом вопросе (бедность – Е.Б.) часто становится источником социальных волнений и даже политической нестабильности, поэтому укрепление основ национального единства «в прошлом, настоящем или будущем», является обязательной гарантией «социалистического строительства».

В течение своего 17-летнего пребывания на различных должностях в провинции Фуцзянь (1985-2002) Си Цзиньпин всегда придерживался линии национальной работы по борьбе с бедностью национальных меньшинств, их обогащением, развивая идеологию национального единства. Он сосредоточился на диалектических отношениях между национальным развитием и единством, используя развитие для решения национальных проблем, а также общее процветание для укрепления основы национального единства. Это, в свою очередь, положило начало формированию идеи национального единства и идентичности, а также «китайской мечты» в будущем.

Одним из символов национального единства Поднебесной, которая должна была продемонстрировать всему миру национальный имидж государства стала летняя Олимпиада–2008 в Пекине, ставшая, как отметил британский исследователь международных отношений К.Р. Хьюз, олицетворением современности, китайских традиций и национализма. Олимпиада стала не только возможностью для объединения нации и продвижения национального имиджа, но и позволила Си и другим китайским лидерам продемонстрировать историю глобального успеха Китая, а также изложить политическое видение будущего Китая по отношению к внешнему миру. Позиционирование Поднебесной страной будущего, где сбываются все мечты, позволили и позволяют «пятому поколению китайских руководителей» и КПК подчеркнуть свою исключительную силу и таким образом показать свою роль хранителя китайской национальной идентичности.

Официально идея «осуществить великое возрождение китайской нации, величайшую мечту китайской нации нового времени» обрела себя 29 ноября 2012 года, после 18-го съезда КПК, когда новоизбранный Генеральный секретарь КПК, а чуть позже и Председатель КНР заявил об этом всему миру. Руководствуясь этой идеей, партия и государство продолжают осуществлять задачи политики «реформ и открытости», сосредоточивая свои усилия на построении «среднезажиточного общества» («сяокан»), «обогащении национальных меньшинств и избавлении от нищеты». При Си Цзиньпине новое партийное руководство страны провело углубленный анализ положения дел в районах проживания национальных меньшинств, неоднократно созывало заседания Политбюро Центрального комитета и проводило постоянные заседания Госсовета, детально обсуждая и организовывая национальную работу, подчеркивая ориентир на строительство умеренно процветающего общества, охватывающее все народы страны без исключения.

Объясняя путь реализации «китайской мечты», Си Цзиньпин постоянно подчеркивает, что для «реализации китайской мечты, страна должна идти по китайскому пути, продвигать китайский дух и объединять китайскую мощь». Главная цель «китайской мечты» и «возрождения китайской нации» – улучшение жизни не только лишь ханьцев (китайцев), а каждой из 56 этнических групп по всей стране. Усиление социальной сплоченности и единство нации главный концепт китайского политического дискурса.

Конечно же, «китайская мечта» Си Цзиньпина не является лишь плодом его политического интеллекта. Она совпадает с идеями старого поколения китайских революционеров о содействии национальному единству. КПК опирается на исторические методы интеграции и ассимиляции, о которых в свое время упоминали такие китайские мыслители как Лян Цичао, Фэй Сяотун, выделяя их как естественный процесс формирования плюралистической китайской нации. Если Дэн Сяопин в свое время говорил, что только единство народов страны содействует «достижению цели общего развития и процветания всех этнических групп», что, в свою очередь, сблизит их еще сильнее, то идеологической основой китайского национального единства являются идеи марксизма, среди которых стоит упомянуть укрепление «четырех идентичностей» (идентичность родины, идентичность китайской нации, идентичность китайской культуры и идентичность социалистического пути с китайскими характеристиками).

Ориентируясь на постоянное укрепление признания китайской национальной идентичности народами всех этнических групп, КПК неуклонно стремится поддерживать национальное единство, чтобы «привести массы всех этнических групп к тому, чтобы твердо установить правильное представление о родине, истории и нации». Правильное представление о родине означает, что необходимо учитывать основные национальные условия Китая как единой полиэтнической страны. Только понимая эти условия, можно понять национальные условия, и «придерживаться сохранения национальной идентичности и единства как высших интересов всех национальностей».

«Правильный взгляд на историю» заключается в том, чтобы рассматривать Китай как единую полиэтническую страну, сформировавшую в период династии Цинь модель «великого единения» («да тун» / 大同). Согласно КПК, в течение тысячелетий этносы Китая сознательно поддерживали единство и территориальную целостность родины, и даже в самый критический момент, когда крупные державы пытались превратить Китай в колонию, они по-прежнему защищали национальный суверенитет и национальное достоинство. Такое видение своей истории культивирует тенденцию к демократическому единству.

Что касается «правильного представления о нации», то оно заключается в понимании того, что население Китая (согласно переписи 2020 г.) содержит большой процент ханьцев (более 91,11%) и большое количество этнических меньшинств (8,89%). Хотя районы этнических меньшинств относительно отстают от общенационального уровня развития, они имеют свои уникальные региональные преимущества. Поэтому развитие ханьцев и национальных меньшинств фактически очень хорошо дополняют друг друга, что является сутью идеи «трех представительств» (2002) бывшего Председателя КНР Цзян Цзэминя, согласно которой КПК должна представлять интересы развития передовых производительных сил, передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоёв китайского населения. В тоже время согласно мнению Си Цзиньпина, при установлении правильного национального взгляда Китай должен «решительно противостоять ханьскому национализму и узкому национализму и сознательно защищать высшие интересы страны и национальное единство».

Сегодня «китайская нация» включает в себя 56 этнических групп, что часто подчеркивается в выступлениях китайских руководителей. При этом, понятие «китайская нация» чаще используется для замены «китайцев всех этнических групп» и «китайцев всех национальностей». Такой акцент призван укрепить идентичность китайской нации, воспитания в обществе понимания судьбы китайской нации, «построенной на общем историческом происхождении, общих реальных интересах и общем видении будущего». Говоря о концепции «китайской нации», Си Цзиньпин постоянно отмечает, что «Китайская нация – это сообщество с общей судьбой, славой и потерями», и будущее всех наций Поднебесной и ее надежды могут быть только в том случае, если они тесно свяжут свою судьбу с судьбой китайской нации. Это значит, что все 56 этнических групп в Китае могут достичь своих надежд, если они интегрируют свое процветание и развитие в борьбу и стремление к великому возрождению китайской нации.

В качестве средства «объединения людей» для достижения «китайской мечты» выступает китайская культура, которая согласно ЦК КПК не только важное средство содействия социальному развитию, но и «важная цель цивилизации и прогресса», и, кроме того, «это духовная связь, которая объединяет людей». Отмечая, что «китайская культура - это интеграция культур разных национальностей», Си Цзиньпин указывает на три смысловых уровня, которые содержатся в этом понятии:

1) культура 56 народностей Китая представляет собой китайскую культуру;

2) в интеграции культур разных национальностей нет превосходства и неполноценности, а есть реализация принципа национального равенства;

3) так называемая «интеграция» подчеркивает органическую целостность китайской культуры.

При этом подчеркивается, что нельзя допустить, чтобы тот или иной этнос отождествлял себя только со своей культурой, а наоборот, необходимо, чтобы каждый этнос признавал китайскую национальную культуру наравне со своей собственной культурой, не ставя их в противовес друг другу», и в тоже время «нельзя приравнивать ханьскую культуру к китайской культуре, игнорировать культуру меньшинств, исключать свою национальную культуру из китайской культуры и не признавать китайскую культуру». Согласно Си Цзиньпину процветание и развитие культур разных национальностей должны осуществляться на основе укрепления признания китайской культуры и правильного взгляда на историю «китайской нации», где продвижение и защита традиционных культур разных национальностей не означает оставлять их полностью неизменными. Поэтому руководители Поднебесной отмечают, что необходимо приложить все усилия, чтобы совершенствовать их, вводить новшества и стремиться к достижению творческих преобразований и инновационного развития.

Таким образом, Поднебесная в лице ее лидера уделяет большое внимание национальному единству и признает укрепление китайской национальной и культурной идентичности его важным элементом. Стратегии китайских лидеров по построению единого китайского общества основаны на реализации принципа национального равенства в культурной сфере, что призвано позволить людям всех этнических групп понимать и уважать культуру других этнических групп и укреплять национальное единство. Признание и пропаганда китайской культуры направлена на то, чтобы помочь всем этническим группам интегрироваться в единую «семью» китайской нации, путем укрепления «четырех идентичностей».

Стратегии китайских руководителей по построению единого китайского общества путем формирования и развития национальной идентичности представляют собой неотъемлемый аспект китайского политического мировоззрения и глубоко влияют на взаимодействие современного Китая с остальным миром. Несмотря на то, что «Китаю еще не удалось создать имидж ответственной великой державы», как говорится в одном исследовании, концепция Си Цзиньпина о «китайской мечте» содержит в себе усилия по формированию китайской национальной идентичности, которые тесно переплетаются с тем, как китайские лидеры стремятся создать некую социальную сплоченность внутри китайского общества, а также символизирует стремление продемонстрировать и подчеркнуть достоинства Китая перед внешним миром и улучшить его национальный имидж, особенно во взаимозависимости со способностью граждан идентифицировать себя с чувством общей судьбы в отношении будущего Китая. И то, что именно КПК должна руководить китайской нацией в достижении цели национального возрождения, не должно никого удивлять: «только КПК может возродить Китай».

Если одна из целей «китайской мечты» намеченные к двум столетним юбилеям, как построение «среднезажиточного общества» уже выполнена, то вторая – превратить Китай в «богатое и могущественное социалистическое государство к 2049 году» – к столетию со дня образования КНР, выполняется несмотря на кризис охвативший Поднебесную в связи с пандемией COVID-19. То, что она будет выполнена, не стоит сомневаться. Четверть с небольшим века оставшиеся до второй цели «двух столетий» несомненно станут кульминацией исполнения «китайской мечты» о «великом возрождении китайской нации» и торжеством внутреннего развития и прогресса, национального строительства и национального укрепления Поднебесной. Руководству Второй республики и Новому Казахстану не помешало бы изучить китайский опыт, поскольку «и Опыт, [сын] ошибок трудных» (А. Пушкин), зачастую именно та соломинка, ухватившись за которую, можно будет построить нечто новое…

Еркин БАЙДАРОВ, главный научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МНВО РК