Казахстан и Китай имеют долгую историю сотрудничества и дружественных отношений, которые начались еще в период средневековья. На сегодняшний день две страны поддерживают плодотворные отношения в различных сферах. Недавний государственный визит Касым-Жомарт Токаева в КНР стал еще одним доказательством важности взаимоотношений между двумя странами. Примечательно, что поездка Президента Казахстана сопровождалась в китайском информационном сегменте невероятным вниманием и почтением к казахстанской стороне, ее культуре и взаимным экономическим преимуществам.

Лидеры Казахстана и КНР в ходе встреч и переговоров подписали большое количество меморандумов и соглашений, облегчающих экспортно-импортные отношения, транспортные и логистические вопросы, а также была достигнута договоренность в предоставлении взаимного безвизового режима, благодаря которому жители Казахстана и Китая смогут передвигаться по нашим странам без каких-либо осложнений. Это, без сомнения, будет способствовать развитию казахстанской туристической отрасли с привлечением крайне обеспеченных и дисциплинированных китайских туристов.

Ключевым моментом дипломатической части переговоров стало открытие в Сиане нового Генерального консульства Казахстана.

Шелковый путь связал навсегда

Еще одним знаковым событием стал саммит «Центральная Азия – Китай» в Сиане. В знаменитом Лотосовом парке времен династии Тан прошла официальная церемония встречи глав государств, участвующих в мероприятии – Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

В генеральной части саммита Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с программной речью, в которой обозначил ключевые направления сотрудничества всех стран, присутствующих на мероприятии.

В частности, он выделил девять основных пунктов развития: увеличить товарооборот между странами; обеспечить рост взаимной торговли в сфере электронной коммерции; продолжить развитие транспортно-логистической инфраструктуры; углубить работу в области промышленной кооперации; нарастить экспорт в нефтегазовом секторе; учредить совместный продовольственный хаб на базе МЦ «Хоргос»; эффективно использовать трансграничные водные ресурсы; развивать культурно-образовательные связи и туризм; укреплять региональную безопасность и стабильность.

Здесь стоит обратить внимание, что исторические связи между Казахстаном и Китаем всегда заключались в продвижении торговли, культурном обмене и дипломатических отношениях, а не с военной агрессией или враждебными настроениями. То есть, все направления, которые озвучил Токаев, абсолютно соответствуют вызовам времени. И никакая искусственная синофобия, которую периодически пытаются разжечь в казахстанских социальных сетях, этому не помешает.

Тем более, что в целом казахстанцы составляют толерантное и миролюбивое общество, где уважение к многообразию культур и этносов является важным аспектом государственной политики. Вместе с тем, последние годы мир потрясают серьезные конфликты, которые сеют раздор и ненависть между странами, нациями и расами. Так, завершающаяся пандемия коронавируса стала предметом ненависти к Китаю многих людей, в том числе на официальном уровне. Высокопоставленные чиновники США ни раз резко выражались в адрес КНР, обвиняя их в распространении коронавирусной инфекции, развале мировой экономики и смертях миллионов людей.

Казахстан в подобных «охотах на ведьм», разумеется, никогда не участвовал. Более того, наши страны активно сотрудничали в борьбе с пандемией КВИ, в том числе посредством получения медицинского оборудования и материалов для тестирования, а также обмена опытом и информацией о методах лечения и профилактики COVID-19.

Но дружба двух стран сложилась не только в последние годы, это плодотворный многолетний труд. Китай и Казахстан имеют долгую историю сотрудничества и дружественных отношений, начиная с незапамятных времен. Великий Шелковый Путь – одно из крупнейших исторических явлений, связавший крепкими узами наши государства. Этот древний торговый маршрут проходил через территории современного Казахстана и Поднебесной, играл ключевую роль в развитии торговли и культурных обменов между Востоком и Западом.

Кроме того, именно Шелковый Путь стал причиной возникновения многих городов в Казахстане: в Семиречье появился целый ряд новых городов, а на территории южного Казахстана усилился рост уже имеющихся поселений.

Современное же сотрудничество двух стран началось после распада СССР, когда Китай стал одним из первых государств, признавших независимость Казахстана. В 1992 году было подписано Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Китаем и Казахстаном, которое стало важной правовой основой для развития их взаимодействия. С 2000-х годов две страны начали активно сотрудничать в области энергетики, особенно в добыче нефти и газа, а также в транспортной инфраструктуре.

Растут доходы от транзита

Стоит отметить, что торгово-экономические отношения между Казахстаном и Китаем являются одними из самых активных в Центральной Азии. В 2022 году общий объем торгового оборота между двумя странами составил около 24,1 миллиарда долларов, что на 34,1% больше, чем годом ранее. Китай является крупнейшим торговым партнером Казахстана, а Казахстан – важным транзитным пунктом для китайского товарооборота с Европой.

Кроме того, Китай является крупным инвестором в Казахстане. Многие китайские компании вложились в различные отрасли экономики Казахстана, такие как нефть и газ, энергетика, транспорт и логистика, а также сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Помимо экономических связей, Казахстан и Китай также сотрудничают в сфере культуры, образования, науки и технологий. Китай является главным партнером Казахстана в рамках инициативы по построению нового современного Шелкового пути, которая предполагает расширение торговых и экономических связей между странами Востока и Запада. С материальной точки зрения, эта инициатива направлена на создание современных транспортных, энергетических и коммуникационных инфраструктурных проектов, которые связывают Китай с Европой через территорию Казахстана и другие страны Центральной Азии.

Новая версия Шелкового Пути уже сейчас оказывает положительное влияние на все страны, через которые он проходит. Для реализации этой инициативы Китай инвестирует миллиарды долларов в различные проекты в Казахстане, включая строительство железных дорог, мостов, трубопроводов, энергетических и других инфраструктурных объектов. За последний год благодаря программе «Один пояс, один путь» грузоперевозки между Казахстаном и Китаем достигли рекордного максимума за 10 лет – 23 миллиона тонн.

Кроме того, по данным Всемирного банка, при нынешнем темпе роста нового Шелкового пути доходы Казахстана могут в перспективе увеличиться сразу на 21 процент, что крайне позитивно скажется на уровне жизни и благосостоянии всех казахстанцев.