С учетом задач, обозначенных президентом в рамках Послания народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», в начале апреля была принята новая экономическая политика. Цель всех структурных реформ в ее рамках – создание устойчивого развития страны и качественного роста благосостояния граждан.
Новая экономическая политика, по сути, - синергия экономических и политических реформ. В ее рамках в среднесрочном периоде все ресурсы государства будут сосредоточены на реализации стратегических функций по обеспечению национальной безопасности, верховенства закона, развитию человеческого капитала, расширению базовой инфраструктуры, региональному развитию, координации и регулированию экономических процессов.
«Ключевые приоритеты новой экономической политики направлены на построение открытой и предсказуемой модели экономического развития, базирующейся на честной конкуренции, проактивном привлечении качественных инвестиций, технологическом трансферте и высоком уровне человеческого капитала. При этом фундаментом постепенных преобразований станет Стратегия достижения углеродной нейтральности до 2060 года, согласно которой Казахстану необходимо проводить декарбонизацию экономики и построение устойчивой низкоуглеродной модели экономического развития для создания новых драйверов роста. Для достижения поставленной цели все принимаемые меры будут направлены на обеспечение макроэкономической стабильности, диверсификации экономики, цифровизацию, развитие МСБ и человеческого капитала», - резюмируют авторы Прогноза социально-экономического развития РК на 2024-2028 годы.
АПК ускоряет темпы
Одним из главных приоритетов экономической политики, по их словам, остается развитие агропромышленного комплекса. Реализовывать реформы в этой сфере планируется в рамках Концепции развития АПК на 2021–2030 годы и Национального проекта по развитию АПК на 2021–2025 годы. Оба документа направленны на повышение конкурентоспособности отрасли путем повышения производительности труда в два с половиной раза, увеличения экспорта продукции АПК в два раза и обеспечения населения социально значимыми продовольственными товарами отечественного производства.
Так, диверсификация в растениеводстве будет обеспечена за счет активизации разъяснительной работы среди землепользователей и усиления контроля за выполнением требований земельного законодательства. Речь идет об оптимизации площадей моно и водоемких культур (рис, хлопок) и расширение альтернативных высокорентабельных культур (масличных, зернобобовых, крупяных, зернофуражных, овощебахчевых, кормовых и др.), что будет способствовать увеличению их производства. Для ускоренного обновления технического парка АПК будут усовершенствованы меры господдержки приобретения сельхозтехники.
С целью совершенствования селекционно-племенной работы будет широко внедряться в производство методика ДНК-анализа и геномной оценки животных. Планируется принять меры по ускоренному развитию мясного скотоводства с использованием опыта развитых стран. Продолжится работа по развитию сети молочно-товарных ферм и мощностей по производству мяса птицы.
Система субсидирования в отрасли будет реформирована посредством оптимизации видов и количества субсидий. Будут пересмотрены объемы субсидирования, направляемые на удешевление продукции, с их заменой на льготное кредитование с низкой процентной ставкой. А за счет внедрения новых механизмов использования права аренды земель сельхозназначения в качестве залогового обеспечения повысится доступность кредитных ресурсов. Продолжится реализация системных мер по их адаптации к изменению климата путем расширения общей площади орошения сельскохозяйственных земель, строительства и реконструкции оросительных каналов и водохранилищ.
Нефть, газ и мирный атом
Как отмечают аналитики, развитие нефтегазового сектора будет направлено на повышение объемов добычи нефти на крупных месторождениях, а также обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах, диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки нефти. Сейчас прорабатывается вопрос стимулирования разработки высоковыработанных и находящихся на поздней стадии разработки нефтегазовых месторождений. Ожидается принятие Комплексного плана по развитию крупнейших нефтегазовых и нефтегазохимических проектов на 2023–2027 годы.
В прошлом году утвержден Комплексный план развития газовой отрасли до 2026 года, который предусматривает меры по увеличению ресурсов газа, обеспечению внутреннего рынка с учетом государственной политики сдерживания цен на него, реализации реформ управления газовой отраслью. Дальнейшее развитие газотранспортной системы и газификации населения определено в актуализированной Генеральной схеме газификации Республики Казахстан на 2022–2030 годы.
Целевое видение развития энергетической мощности направлено на генерацию электрической энергии, строительство новых электростанций и поддержание существующих мощностей. Работа по планомерному устойчивому развитию энергетического комплекса будет проводиться в рамках Энергетического баланса до 2035 года, согласно которому ожидается рост новых мощностей почти в два раза.
В рамках развития атомной промышленности изучаются возможности инвестирования в стадии дореакторного ядерного топливного цикла, которые могут обеспечить долгосрочный и значительный рост добавленной стоимости.
Промышленная трансформация
В свою очередь индустриальная политика ориентирована на создание условий стимулирования конкурентоспособности предприятий обрабатывающего сектора, способных адаптироваться к изменениям геополитических и экономических процессов. Благодаря реализации проектов Единой карты индустриализации будет продолжена диверсификация экономики за счет открытия новых производственных мощностей, ускоренного развития отраслей высоких переделов, увеличения несырьевого экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций в несырьевые сектора.
Государственная промышленная политика будет реализовываться в рамках Концепции развития обрабатывающей промышленности на 2023–2029 годы. Главными направлениями тут являются создание технологически прогрессивной промышленности, модернизация основных фондов, цифровая трансформация предприятий, ориентированных на продукцию средних и верхних переделов с ориентиром на включение в глобальные цепочки поставок. В соответствии с основными направлениями Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года акцент в государственной промышленной политике будет сделан на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью.
Приоритетами развития в черной металлургии будут выступать производства новых видов композитных сплавов с применением магнийхромовых стальных сплавов для тяжелого машиностроения, в цветной металлургии – сплавы из алюминия с добавлением титана и кремния для применения в автомобилестроении и авиационной промышленности. В машиностроительной отрасли стратегическим направлением в целом является локализация отечественного производства, что способствует достижению экономической и технологической безопасности, независимости страны от геополитических и макроэкономических изменений. В угольной промышленности будут развиваться новые направления, внедрены современные технологий по обогащению и глубокой переработке угля. В химической промышленности будет продолжено развитие агрохимии, перспективными направлениями станут производство азотных удобрений и полимеров.
Акцентом в строительной отрасли определено формирование конкурентоспособного отечественного рынка строительных материалов. Будет продолжена работа по обеспечению внутреннего рынка наиболее востребованными строительными товарами (санфаянс, ламинированное покрытие, стекловата, керамические плитки, межкомнатные двери, теплоизоляционные материалы) отечественного производства, а также продвижению производимых в Казахстане товаров с уникальными характеристиками, имеющих спрос на мировом рынке (например, производство хризотила и хризотилцементных изделий).
Развитие фармацевтической отрасли будет направлено на удовлетворение потребности страны в отечественных лекарственных препаратах за счет модернизации действующих и строительства новых производств, обеспечения кадровыми ресурсами отрасли и привлечения инвестиций для реализации проектов. Активные меры по сотрудничеству с глобальными фармацевтическими корпорациями (Big Pharma) и привлечению инвестиций, трансферту технологий и новейших разработок в отечественное производство лекарственных средств и медицинских изделий будут способствовать увеличению его объема.
Перспектива развития легкой промышленности лежит в основе развития коммерческого сегмента. В данном аспекте сектор будет сфокусирован на развитии маркетинга, дизайна, дистрибуции, а также производстве готовой продукции, национальных брендов в области одежды и обуви.
Все для туриста
Кроме того, в Казахстане недавно была принята Концепция развития туристской отрасли РК на 2023–2029 годы, в рамках которой занятость в этой сфере должна увеличиться за пять лет до 740 тысяч человек, а рост объема валовой добавленной стоимости достигнуть более 5,6 трлн тенге. Документ также предполагает развитие культуры предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, ведение семейного, малого и среднего бизнеса, в том числе за счет реализации якорных проектов в приоритетных туристских территориях.
Также государство намерено создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасль, рост которых в услугах по проживанию и питанию достигнет порядка 220 млрд тенге. Произойдет это за счет того, что приоритетные туристские территории будут обеспечены качественной инженерно-транспортной и туристской инфраструктурой. Задача – создать максимальный комфорт по пути следования туриста, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автостанции, придорожный сервис. На всех ключевых объектах транспортно-логистической инфраструктуры будет обеспечено стабильное покрытие сетью мобильной связи с доступом к сети Интернет, что позволит предоставлять широкую линейку цифровых онлайн-сервисов для туристов.
Кроме того, разработчики документа обещают наладить полеты со всех регионов страны в основные туристские дестинации. Количество пассажирских вагонов будет увеличено по направлениям, ведущим на курортные зоны страны. Сервис в местах размещения и на туристских объектах будет соответствовать международным стандартам, турист будет получать услуги высокого качества. В целом внедрение цифровых инструментов повысит конкуренцию в туристском рынке, а также облегчит взаимодействие в отрасли между субъектами.
Умная торговля
В свою очередь целями развития торговой отрасли являются создание и развитие современной системы, обеспечивающей насыщение рынка качественной продукцией и конкурентоспособность экспортных товаров и услуг. Для снижения уровня теневой экономики, развития разных форматов торговли (торговые сети, рынки и другие форматы цивилизованной торговли) и достижения высоких показателей в сфере внутренней торговли будет пересмотрена государственная политика финансовой и нефинансовой поддержки отрасли, направленная на стимулирование развития на основе партнерства государства и бизнеса.
Главной платформой продовольственного хаба станет Национальная товаропроводящая система, представляющая собой инфраструктуру полного цикла от производства до полки, которая будет интегрирована в торговую инфраструктуру страны, образуя единую экосистему для значительного расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, реализуется комплекс мер по дальнейшему развитию электронной торговли. Оно будет проводиться по трем направлениям – стимулирование субъектов МСБ к переходу на онлайн бизнес, развитие службы доставки и логистических сервисов, а также развитие трансграничной электронной торговли.
В рамках развития несырьевого экспорта для казахстанских экспортеров будут приняты меры по оказанию финансовой поддержки через возмещение, страхование, гарантирование и субсидирование, а также через нефинансовые инструменты, программы поддержки, привлечение загранучреждений Министерства иностранных дел РК, развитие услуг с высоким экспортным потенциалом, принятие новых национальных стандартов, отвечающих международным требованиям безопасности и качества.
Разумеется, перечисленные реформы – лишь небольшая часть Новой экономической политики. Неслучайно в ее разработку было вовлечено большое количество независимых экспертов, представителей бизнес-сообщества, отраслевых госорганов и исследовательских институтов. Как подчеркивает Касым-Жомарт Токаев, беспрецедентные глобальные вызовы требуют полного переосмысления проводимой экономической политики, соответственно призвал их к полной смене подходов к достижению поставленных целей.