На минувшей неделе, 5 июня, исполнился ровно год со дня проведения в Казахстане общенационального референдума по вопросам внесения поправок в Конституцию. Событие в новейшей истории нашей республики знаковое, ставшее своего рода рубежом, отправной точкой для смены политической парадигмы, ритм которой задали прошлогодние январские события. Казахстанцы, сделав в ходе референдума свой выбор в пользу действующего президента и инициированных им масштабных реформ, окончательно и бесповоротно определились с наиболее привлекательным и предпочтительным для себя образом будущего собственной страны.
Осознанный выбор
Как прогнозировал в преддверии референдума Касым-Жомарт Токаев, так и получилось: всенародное волеизъявление по конституционным изменениям заложило прочный фундамент в основание нового, справедливого Казахстана. Расставив точки над i в вопросах, имеющих судьбоносный для страны характер, казахстанцы, по сути, единодушно выразили вотум доверия президентским инициативам. Политолог Марат Шибутов в своем канале на «Телеграм» в этой связи напомнил цифры, так или иначе свидетельствующие об этом: «Общее число граждан Республики Казахстан, имеющих право участвовать в референдуме – 11 734 642; число граждан, принявших участие в голосовании – 7 985 769, или 68,05 процента; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, вынесенного на референдум, – 6 163 516, или 77,18 процента от принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, – 1 490 470; число бюллетеней, признанных недействительными, – 205 924». «Это самые масштабные изменения в Конституцию с 2007 года и изменения, направленные на демократизацию и либерализацию политической системы страны», - резюмировал политолог.
Важно также напомнить, что ни проведение референдума, ни его итоги не вызвали возражений ни со стороны наблюдателей, в том числе международных, ни со стороны мониторинговых миссий СНГ, ОДКБ, ШОС, СВМДА. Что касается миссии БДИПЧ/ОБСЕ, то она все же нашла повод для манипулирования итогами референдума, но дискредитировать их у нее не получилось. Как в то время писали зарубежные СМИ, «миссия БДИПЧ/ОБСЕ обнаружила ряд «недочётов» в проведении голосования, но, несмотря на это, в опубликованном заявлении официального представителя ЕС сообщается, что Евросоюз принимает к сведению итоги проведённого референдума и считает, что народ Казахстана поддержал важные конституционные поправки, направленные на укрепление демократии в стране».
То, что народ Казахстана самостоятельно выбрал свой путь развития, подтверждали и эксперты, которые год назад подвели итоги референдума на площадке Казахстанского института стратегических исследований.
Эволюционный путь
Директор КИСИ Еркин Тукумов тогда говорил о том, что «референдум показал высокий уровень консенсуса, единства народа на платформе президента «Жаңа Қазақстан». Итоги голосования продемонстрировали, что народ стремится к новой политической и правовой культуре. Общество выбирает эволюционный и созидательный путь развития страны. В целом можно констатировать, что 5 июня народ Казахстана в полной мере реализовал свое конституционное право голоса, определив дальнейшую судьбу нашей страны».
Принимавшая участие в обсуждении Ляззат Сулеймен, которая на тот момент была членом Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента, также отмечала, что «референдум показал отношение народа к реформам Гражданская активность и политическая культура народа позволили провести референдум в рамках закона. Несмотря на альтернативные и критические взгляды, конституционные изменения были приняты, потому что они отвечают насущным потребностям общества».
«Прошедший референдум наглядно показывает уровень взаимопонимания между государством и населением. В течение месяца была проведена значительная информационная работа по разъяснению предложенных поправок. По моим наблюдениям, до большинства казахстанцев информация была донесена в полной мере. В ходе референдума население приняло активное участие. Об этом говорит и уровень явки. 70 процентов – это высокий процент. В целом все было проведено на высоком уровне. Это отмечают и иностранные наблюдатели. По официальным данным, в ходе голосования не были выявлены какие-либо грубые нарушения. В результате референдума все поправки приняты. И положительные результаты обусловлены доверительными отношениями между государством и обществом», - такой точкой зрения поделился директор Института законодательства и правовой информации РК Рамазан Сарпеков.
Новый уровень консолидации
Нужно отметить, что за минувший год в восприятии казахстанцами итогов референдума мало что изменилось. Большая часть общества воспринимает свершившийся акт плебисцита как необходимость получения главой государства своего рода карт-бланша в деле кардинального переустройства страны. Как отмечало год назад издание «Ритм Евразии», «дополнительный заряд внутренней легитимности в виде общенационального вотума доверия должен позволить президенту Токаеву крепче и увереннее рулить казахстанской лодкой в бушующем море геополитических штормов и экономических бурь».
Сейчас очевидно, что президент эффективно воспользовался оказанным ему беспрецедентным доверием и уверенно ведет корабль под названием «Казахстан» к цели. Об этом в своей недавней публикации в социальных сетях сказал государственный советник РК Ерлан Карин, еще раз акцентировавший внимание на исторической миссии состоявшегося общенационального референдума. «Год назад граждане Казахстана большинством в 77,18 процентов одобрили на республиканском референдуме законопроект по изменению Конституции страны. Принятые поправки в Конституцию включали реформу института президентства, парламентскую и судебную реформы. Таким образом, масштабная программа политической модернизации, изложенная в Послании главы государства от 16 марта 2022 года, получила конституционное закрепление. Поэтому проведение референдума стало рубежным событием, открывшим новый этап в развитии казахстанского общества», - отметил он.
Самым главным, считает Ерлан Карин, стало то, что «референдум продемонстрировал выход общественной консолидации на новый уровень, который в дальнейшем был подтверждён на президентских и парламентских выборах».
«В целом, - констатирует он, - кардинальные политические реформы, осуществленные в нашей стране за короткий период, стали уникальным явлением в нашем регионе. Казахстан задал новую повестку. Конституционная реформа и новый электоральный цикл сформировали конфигурацию новой политической системы». Также государственный советник напоминает, что реформы еще идут – «реализация президентской программы политической модернизации продолжается – предстоят еще прямые выборы акимов районов и городов областного значения».
Тренд на открытость политической системы
В своем канале на «Телеграм» политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев тоже затронул тему прошедшего год назад референдума. В первую очередь, он отметил, что его итогом стало внесение 56 поправок в 33 статьи Основного закона РК. К числу знаковых он относит следующие конституционные нововведения:
1. Окончательная отмена смертной казни. В связи с этим высшей мерой уголовного наказания стало пожизненное лишение свободы. В настоящее время количество таких осужденных – 181. Причем двое из них были осуждены в феврале и мае этого года за изнасилование несовершеннолетних.
2. Восстановление Конституционного суда, упраздненного в 1995 году с принятием действующего Основного закона. За январь-май этого года в него поступило около 3 тысяч обращений. Вынесено 18 нормативных постановлений. В среднем в Конституционный суд ежемесячно обращаются более 500 граждан. Так что в лице данного органа казахстанцы получили дополнительный механизм защиты своих прав и законных интересов.
3. Формирование Мажилиса Парламента по смешанной избирательной системе. Хотя из 98 депутатов только 29 избираются по одномандатным избирательным округам, прошедшие 19 марта парламентские выборы ознаменовались большим количеством претендентов на данные депутатские мандаты (после выдвижения – 609, после регистрации – 435 кандидатов).
4. Упразднение квоты Ассамблеи народа Казахстана в составе 9 депутатов в Мажилисе Парламента. В связи с этим все депутаты нижней палаты парламента избираются непосредственно гражданами.
5. Запрет для президента страны на членство в политических партиях, что повлекло за собой уход главы государства Касым-Жомарта Токаева с поста председателя партии «Amanat». В свою очередь, это привело также к законодательному запрету для акимов всех уровней и их заместителей на занятие руководящих должностей в филиалах и представительствах партий.
6. Запрет для близких родственников президента на занятие должностей политических госслужащих и руководителей квазигосударственных структур. Данное положение не имеет аналогов в конституциях других стран. Но, учитывая негативную роль членов некогда «главной» семьи в политике и экономике Казахстана, его внесение в Основной закон страны стало вполне обоснованным.
7. Исключение положения относительно первого президента – Елбасы как «основателя независимого Казахстана» и неизменности его статуса. В свою очередь, это привело к последующей отмене конституционного закона о нем и принятию других мер, в совокупности называемых в СМИ «деелбасизацией».
«Как показывает большой и многообразный политический опыт разных стран мира, проведение политических реформ является результатом консенсуса, во-первых, между потенциальными реформаторами и консерваторами в правящей элите и, во-вторых, между правящей элитой и активной частью общества, - констатирует Андрей Чеботарев. - Один из наглядных примеров – перестройка в бывшем СССР. В Казахстане же текущее соотношение реформаторов и консерваторов в системе власти оценить однозначно трудно. Особенно после заметных внутриэлитных изменений, обусловленных январскими событиями. Что же касается активной части граждан, то в силу ряда факторов они не представляют пока собой ту силу, с которой власть была бы вынуждена считаться. Показательной в этой связи стала низкая явка на прошедших выборах. С учетом всего этого можно согласиться с мнением коллег о том, что сейчас в стране идет процесс либерализации без обязательной демократизации, когда руководство «…сначала начинает развивать политическое поле в Казахстане, а потом внедряет в стране элементы более конкурентоспособной политики».
«Вместе с тем важность проведенной год назад конституционной реформы заключается в том, что она задала серьезный тренд на уход от суперпрезидентской модели правления и открытость политической системы. Объем же этой открытости будет зависеть не только от волеизъявления руководства, но и от уровня участия граждан в политической жизни страны», - резюмирует политолог.