Тема приостановления членства Казахстана в ЕАЭС муссируется в нашей стране давно, но особенно она обострилась после вторжения России в Украину и на фоне общего роста геополитической напряжённости в мире. Понятно, что тут много политики (о чём мы поговорим с экспертами в следующем номере газеты), но прежде мы решили рассмотреть вероятные экономические последствия такого гипотетического шага. И сегодня у нас в гостях главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, доктор экономических наук Вячеслав Додонов.
- Вячеслав Юрьевич, на ваш взгляд, кому и зачем нужно постоянно подогревать эту тему?
- Кому нужно подогревать тему выхода из интеграционных объединений, не знаю. Однако общая логика происходящего в мире подсказывает, что конечными бенефициарами от гипотетического выхода из проектов с участием России будут те силы, которые ведут с ней войну и в целом противодействуют слому «порядка, основанного на правилах» и выстраиванию новой мировой политической и экономической архитектуры...
- Как в целом сегодня обстоят дела в ЕАЭС?
- На этот вопрос сложно ответить по той причине, что нет возможности анализировать ситуацию, так как Россия в 2022-м закрыла значительную часть ключевой внешнеэкономической статистики. Соответственно, нет данных и по сотрудничеству в ЕАЭС. Последний год, сведения за который (в части взаимной торговли, инвестиций, платёжного баланса) доступны, - 2021-й. А это не позволяет аргументированно сказать, какова картина в рамках всего объединения в настоящий момент, в условиях новой реальности. Можно говорить лишь о том, каково экономическое сотрудничество с членами ЕАЭС у отдельных стран и, в частности, у Казахстана.
В целом очевидно, что беспрецедентное санкционное давление резко осложнило взаимодействие в ряде сфер, особенно в тех, где достаточно велики возможности экстерриториального влияния США и Европы, в первую очередь, в финансовой. Это в том числе поставило под вопрос достижение ряда целей, сформулированных в Стратегии развития союза до 2025 года. Текущая ситуация не позволит, в частности, создать реально функционирующий общий рынок финансовых услуг в намеченный срок. Плюс она провоцирует введение многочисленных и противоречащих принципам «четырёх свобод» барьеров и запретов на экспорт и импорт отдельных видов продукции, а также иных заслонов, которые сейчас достаточно произвольно ставятся различными участниками объединения. Всё это может изменить сложившуюся в 2019-2021 годах благоприятную тенденцию по сокращению количества препятствий на общем рынке ЕАЭС.
- И в каком же состоянии находится экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС с позиции отдельно взятого Казахстана?
- Можно отметить, что основные его направления в прошлом году, большая часть которого прошла в условиях жёстких антироссийских санкций, демонстрировали положительную и достаточно интенсивную динамику. Выросли показатели товарооборота (главным образом, за счёт роста казахстанского экспорта), торговли услугами, очень значительно увеличилось количество зарегистрированных в республике предприятий с участием капитала из стран союза. Во всех этих случаях рост был обусловлен положительной динамикой российских показателей, так как на РФ приходится более 90% объёма соответствующих параметров внешнеэкономической деятельности Казахстана с партнёрами по ЕАЭС.
Некоторое сокращение в прошлом году произошло только в части инвестиционного сотрудничества — незначительно снизился валовый приток в Казахстан прямых инвестиций из России (на которую приходится около 98% всего объёма из стран ЕАЭС) — с 1,9 до 1,6 млрд долларов. Ещё менее значительно сократился объём накопленных в РК инвестиций из РФ всех видов — с 19,2 до 18,9 млрд долларов. Но это не помешало России по итогам года выйти на третье место по данному показателю, так как у Великобритании, ранее занимавшей эту позицию, он снизился в ещё большей степени.
В 2023-м году тенденции прошлого года продолжаются. Экспорт из Казахстана в Россию растёт очень интенсивно - в первом квартале он увеличился на 41,5%, что привело к росту товарооборота на 11,6%. При этом объём импорта незначительно снизился. В целом наращивание экспорта в РФ в 2022-23 годах позволило сократить дефицит двусторонней торговли - в первом квартале этого года он уменьшился на 37% относительно аналогичного периода прошлого года. К слову, этот дефицит всегда преподносился как аргумент против участия Казахстана в объединении, хотя он наблюдался до создания и ЕАЭС, и Таможенного союза, сформировавшись ещё в середине 1990-х годов.
Поэтому для Казахстана текущая ситуация в части экономического сотрудничества с ЕАЭС на макроуровне не принесла каких-то проблем. Оно продолжает оставаться на траектории роста, причём во многих сферах опережающими темпами. Хотя в отдельных сегментах и у отдельных компаний проблем, очевидно, прибавилось.
- Понятно, что сценарий «выхода из ЕАЭС» маловероятен, но если гипотетически представить, что Казахстан всё же решится на такой шаг, то какие потери понесёт отечественная экономика?
- Последствия такого шага оценить сложно, но понятно, что они будут негативными. Одно только возвращение таможенных постов на границу с Россией (да и с Кыргызстаном) создаст ощутимые препятствия для бизнеса и увеличит его издержки, которые в конечном итоге придётся оплачивать потребителям. С учётом масштабов российского импорта (35-40%) эти издержки будут достаточно велики. Очевидно, в данном случае снизится и взаимная инвестиционная активность, в том числе в приоритетной для модернизации казахстанской экономики обрабатывающей промышленности, где Россия занимает ведущую позицию. Объём накопленных инвестиций в отрасль из РФ составляет 6,6 млрд долларов - примерно треть от общего объёма иностранных вложений. Помимо этого, видимо, будет поставлено под вопрос финансирование инфраструктурных проектов со стороны Евразийского банка развития, для которого Казахстан является крупнейшим клиентом с объёмом финансирования, исчисляемым миллиардами долларов. В общем, во всех сферах, где все эти годы наблюдалось опережающее развитие, может произойти замедление.
Поэтому я не думаю, что столь резкий шаг возможен, особенно учитывая ту роль, которую всегда играл Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и, в частности, в формировании ЕАЭС. В то же время возможен другой сценарий — отказ от участия в новых интеграционных инициативах в рамках союза, которые сейчас предлагаются и порой выходят за рамки экономической составляющей.
Казахстанская сторона неоднократно отмечала, что ЕАЭС является сугубо экономической организацией и что другие аспекты интеграции не должны рассматриваться - она в них не заинтересована. К примеру, 8 июня в Сочи на полях Евразийского межправительственного совета было подписано Соглашение о создании консорциума институтов развития Евразийского экономического союза. В него вошли Центр стратегического развития Республики Армения, Национальный институт стратегических исследований при президенте Кыргызской Республики и Агентство стратегических инициатив Российской Федерации. О своей заинтересованности в сотрудничестве с консорциумом также заявили институты развития Беларуси, Узбекистана и Таджикистана. Казахстан же не только не принял в нём участие, но даже не заявил о своей заинтересованности в деятельности этой организации (во всяком случае, об этом не говорится в сообщении на сайте ЕАЭС).
Данный пример показывает, что Казахстан может воздержаться от некоторых шагов по дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС, которые, несомненно, будут предприняты со временем. Тем самым в этой организации будет осуществляться так называемая разноскоростная интеграция, которая в свое время имела место в СНГ.