Вполне понятно стремление юношей и девушек иметь вузовские дипломы. Но и для государства, и для общества крайне важно соблюсти оптимальную пропорцию между количеством выпускников высших учебных заведений, с одной стороны, и средних специальных, с другой. Это необходимо как с точки зрения интересов отечественной экономики, сбалансированности рынка труда в стране, так и для самой молодежи.

Начиная с 1990-х годов, когда в Казахстане повсеместно и даже в райцентрах стали открывать университеты, именно в них ринулись выпускники школ. Тем более что появившиеся как грибы после дождя вузы, пользуясь отсутствием регламентирующих документов и контроля, набирали столько студентов, сколько пожелают. Впоследствии, в 2004-м, государство ввело ЕНТ и пороговые баллы для поступления в высшие учебные заведения, затем взялось за оптимизацию вузовской системы, а также за то, чтобы сделать более привлекательной систему технического и профессионального (прежде именовавшегося средним специальным) образования, или сокращенно ТиПО. Однако не так-то просто устранить сложившийся за долгие годы дисбаланс – для этого потребуются и время, и немалые усилия.

По официальным данным на 2016-й, доля молодежи 15-24 лет, охваченной программами ТиПО, составляла в Казахстане 14,7 процента. Тогда как, например, в Турции, Чехии, Австрии этот показатель превышал 25, а в Германии, Швейцарии, Финляндии, Австралии, Италии достигал 20 процентов и больше. Все названные страны входят в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет 37 наиболее развитых государств мира.

Между тем, чтобы быть востребованным на рынке труда, вовсе необязательно иметь высшее образование. По прогнозам экспертов, в обозримой перспективе наибольший спрос будет на так называемых «синих воротничков» - представителей рабочих профессий, а также тех, кто занят в сфере услуг. Реализуемые в нашей стране программы индустриально-инновационного развития, «экономики простых вещей», жилищного строительства, а также различные инфраструктурные проекты требуют достаточного количества квалифицированного промышленного персонала, людей, которые владеют азами профессий, необходимых на производстве товаров народного потребления, возведении жилья и автомагистралей, освоении месторождений полезных ископаемых и т.д. Велика потребность в парикмахерах, мебельщиках, швеях, мастерах по ремонту бытовой техники, специалистах по обслуживанию ЖКХ… Очень нужны стране обладающие хорошими знаниями и навыками медицинские сестры, что лишний раз показала переживаемая сегодня пандемия. И в то же время перепроизводство «белых воротничков», обладателей вузовских дипломов, не востребованных на рынке труда, создает некое социальное напряжение.

Исходя из всего этого, государство всерьез взялось за повышение престижа профессионального и технического образования, за то, чтобы охватить им как можно больше представителей поколения, вступающего во взрослую жизнь. Одной из мер, предпринятых в этом плане, является увеличение доли обучающихся на бюджетной основе. Например, если в вузовской системе соотношение студентов, получающих образование за счет государственных грантов, с одной стороны, и на деньги родителей, с другой, составляет 44 к 56, то в системе ТиПО – 63 к 37.

А с 2017 года по всей республике реализуется проект «Бесплатное ТиПО для всех». Он предусматривает ежегодный прием 21,3 тысячи юношей и девушек, обучение которых финансируется местными властями. Кроме того, эти учащиеся получают ежемесячные стипендии, одноразовое питание и право на бесплатный проезд на общественном транспорте. Кстати, размер стипендии сейчас составляет 21787 тенге. Словом, можно учиться, не отвлекаясь на добывание хлеба насущного, – а это обстоятельство является очень важным, особенно если учесть, что данный контингент формируется, в первую очередь, из числа молодежи, занятой поисками работы либо оказавшейся в сложной жизненной ситуации и выросшей в малообеспеченных семьях. За время реализации этого проекта в колледжи и в профтехучилища были приняты более ста тысяч юношей и девушек.

Другое очень важное направление – развитие дуального образования в системе ТиПО. Оно позволит увеличить количество учащихся, которые еще в период обучения освоят необходимые практические навыки и соответственно смогут быстрее найти достойную работу, меньше времени затратят на адаптацию к профессии. Иначе говоря, юноши и девушки получат возможность уже в 18-19 лет стать полноценными специалистами, начать самостоятельную жизнь, стать опорой родителей. Дуальное (двойное, совмещенное) обучение означает параллельное прохождение теоретической и практической подготовки, для чего необходимо тесное взаимодействие учебных заведений с соответствующими предприятиями и субъектами бизнеса. Да, пока последние не всегда охотно идут на такое сотрудничество, к тому же не все из них имеют возможности для этого, но постепенно охват учащихся дуальным обучением расширяется.

Популяризации технического и профессионального образования в глазах юношества призван способствовать и реализуемый с прошлого года проект «Топ-100 студентов колледжей РК». Конкурс проводится под эгидой Министерства образования и науки. Он состоит из трех этапов: на первом выбирают лучших в самих учебных заведениях, на втором определяют победителей в разрезе регионов, и, наконец, на третьем выявляют сильнейших по стране. В ходе первого такого конкурса к участию в республиканском туре были допущены 378 учащихся, из числа которых путем онлайн-голосования и были определены «топ-100». Церемония их чествования состоялась 27 ноября прошлого года в столице. Победителям вручили дипломы, а также ценные подарки и денежные призы от меценатов. Но главной наградой стало то, что все сто юношей и девушек получили возможность после окончания учебы трудоустроиться по своей специальности на предприятиях республики.

А совсем недавно правительство анонсировало новые, причем масштабные, меры по государственной поддержке ТиПО. Помимо всего прочего, они должны сделать обучение в системе профессионального и технического образования еще более привлекательным.

11 марта на заседании кабмина состоялось обсуждение новых подходов в образовательной сфере. В ходе него премьер-министр РК Аскар Мамин дал поручение увеличить в нынешнем году государственный заказ на подготовку специалистов в колледжах сразу на 20 тысяч, а к 2015-му – на 50 тысяч. На эти цели из бюджета дополнительно будут выделяться десятки миллиардов тенге ежегодно. По сути, через несколько лет в Казахстане практически все желающие освоить востребованные государством и обществом специальности смогут бесплатно обучаться в учреждениях технического и профессионального образования. В этой связи глава правительства заострил внимание на необходимости уже сейчас активно приступить в средних школах к активной профориентационной работе среди будущих выпускников 9-х и 11-х классов, с тем, чтобы объяснить им преимущества дальнейшего продолжения образования в учреждениях ТиПО и связанные с этим перспективы в плане трудоустройства, личной карьеры.

Кроме того, как позже уточнила вице-министр МОН РК Бибигуль Асылова, ведомство разработало принципиально иной механизм размещения государственного заказа. Главное новшество заключается в том, что если раньше гранты распределялись между колледжами, и абитуриенту приходилось выбирать между ними, то теперь он сам вправе решать, в каком учебном заведении и по какой специальности ему лучше обучаться, а выделенные государством деньги «пойдут за ним».

Заманчивыми для нынешних школьников, задумывающихся о своем будущем, выглядят и другие меры, предложенные профильным министерством. Так, при поступлении в колледжи им теперь не придется сдавать вступительные экзамены. Исключение составят только специальности, связанные с медициной, педагогикой и сферой искусств.

А еще колледжи в сотрудничестве с будущими работодателями отныне получат возможность самостоятельно разрабатывать учебные программы и устанавливать сроки обучения. В частности, юноши и девушки, поступившие после 11-го класса, вправе закончить обучение не через два с половиной года, как прежде, а через полтора. Те же, кто пошел в колледжи, имея 9-классное образование, могут получить специальность и диплом через два года, тогда как до сего времени минимальный срок составлял три с половиной. Иначе говоря, они уже в 17-летнем возрасте обретут профессию и возможность начать свою трудовую биографию. Мало того, если молодой человек обучался в колледже, где практиковалось дуальное обучение, то этот срок пойдет в зачет его трудового стажа.

Остается надеяться, что предпринимаемые государством шаги по повышению престижа и привлекательности профессионального и технического образования найдут достойный отклик со стороны нынешних школьников, и среди них станет больше тех, кто вслед за поэтом будет готов воскликнуть «Я б в рабочие пошел – пусть меня научат!».