Светскость предполагает нейтральное отношение государства к религиям и религиозным объединениям, но отнюдь не равнодушное. Ведь от того, какую линию поведения оно займет в этой деликатной сфере, зависит общественная стабильность. Сегодня у нас в гостях Асылбек Избаиров, доктор исторических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая, которого мы пригласили к продолжению разговора о том, возможен ли в Казахстане баланс между светскостью и религиозностью, и как его можно достичь.
- Асылбек Каримович, какой вам видится оптимальная модель государственно-конфессиональных отношений в Казахстане?
- Формирование оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений является одним из наиболее актуальных вопросов современной политической повестки. Мировой опыт демонстрирует возможность выбора одной из двух стратегий во взаимодействии между светским государством и исламом. Первая направлена на сдерживание ислама, и такой путь в целом ряде стран показал свою тупиковость и непродуктивность. Вторая - стратегия сотрудничества, в том числе с «умеренным» исламом против радикального исламизма. Яркими примерами ее успешной реализации могут служить Малайзия и Сингапур.
В целом анализ как зарубежного опыта решения аналогичных проблем, так и современных казахстанских реалий показывает, что оптимальной является стратегия сотрудничества между государством и традиционным исламом.
- Чем же опасны попытки снижения роли религии в жизни общества?
- В мировой истории много примеров того, что проведение политики секуляризации в масштабах всей страны часто приводило либо к жесткому государственному национализму, который подразумевает, в частности, бескомпромиссное внедрение единой стандартной культуры с силовым подавлением любого сопротивления со стороны меньшинств (Франция XIX века, кемалистская Турция), либо к той или иной разновидности тоталитарной идеологии (СССР). Однако обе эти формы, как мы понимаем, для нас неприемлемы.
На практике религия неотделима от реальных, живых верующих, поэтому все разговоры о ее «роли в обществе» являются абстракцией. В современном Казахстане вытеснение религии достижимо только путем принятия целого комплекса дискриминационных мер в отношении практикующих верующих (де-юре и де-факто).
Учитывая цивилизационное и геополитическое окружение Казахстана, без большого преувеличения можно сказать, что его мусульманская идентичность (не путать с «исламизацией» государства) является некой гарантией суверенитета страны, возвращения истинного «этнического кода» нации. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет не о призыве искусственно «усиливать» позиции ислама, а лишь о признании объективного процесса их усиления, который и так идет в обществе. Данный процесс не следует ни тормозить, ни искусственно ускорять.
Исходя из вышеизложенного, необходимо выработать наиболее соответствующее условиям современного казахстанского общества понимание светскости государства.
- Что должно лежать в основе этого понимания?
- Как показывает исторический опыт, в каждом конкретном случае светскость выступала в роли проводника идеологии – либеральной, националистической, коммунистической и так далее, но не в качестве самостоятельной идеологии. А это значит, что вопрос о «светскости по-казахстански» - это вопрос не только и не столько о допустимых границах допуска религии в публичную сферу, сколько, прежде всего, о том, проводником какой идеологии должна быть светскость в нашей стране.
Из числа прочно укоренившихся в сознании казахстанского общества идеологем на эту роль в наибольшей степени подходит идея толерантности, ведь именно она является одним из состоявшихся брендов Казахстана, обеспечивающих его авторитет в мире. При этом следует особо подчеркнуть, что в казахстанском контексте формирование и сохранение толерантного общества является одним из необходимых условий успешной модернизации страны.
Ярким тому примером (в качестве аналога или прецедента) является Сингапур – полиэтничное и поликонфессиональное государство, успешно осуществившее модернизацию во многом именно благодаря политике толерантности, последовательно проводившейся его руководством.
В этой связи неотложной необходимостью является выработка и артикулирование четкой позиции ислама и светского государства по отношению друг к другу – некой идейной основы для долгосрочного «социального договора» между ними.
- А возможен ли в принципе компромисс между ними?
- В условиях Казахстана между исламом и светским государством возможен долгосрочный (фактически бессрочный) компромисс, в рамках которого углубленные верующие могут получить религиозную мотивацию для лояльности по отношению к светским властям. Причем эта лояльность должна основываться, прежде всего, на принципах повиновения правителю-мусульманину, а также сохранения социальной стабильности во избежание «фитны» (смуты).
Очевидно, что на сегодняшний день казахстанское государство и казахстанский ислам объективно нуждаются друг в друге. Почему? Потому что для государства ислам – это духовно-нравственный резерв нации, источник здоровой духовной энергии. А для казахстанского ислама национальное государство – элементарная физическая защита, своего рода гарант его выживания, учитывая геополитическое и цивилизационное окружение страны.