Сегодня можно констатировать наличие в нашей стране двух видов патриотизма – казахстанского и казахского. Как они соотносятся друг с другом? Что есть между ними общего и в чем заключаются принципиальные различия? Могут ли они беспроблемно сосуществовать? А если нет, то какой из них, в конце концов, возьмет верх? Ответить на эти вопросы мы попросили политологов и общественных деятелей.
Еркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК:
«Необходимо найти точки соприкосновения»
- Быть патриотом - значит не только любить свою страну и народ, гордиться ими, но и отдавать частичку себя на благо их процветания, искренне переживать за те или иные «провалы» (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и т.д.), которые привели к нежелательным для государства и общества последствиям.
К сожалению, далеко не все это понимают. В последние годы нивелировалось само понятие «патриот», где-то оно даже стало восприниматься как что-то необязательное, как то, над чем можно иронизировать. Хотя здоровый патриотизм – это нравственный императив, основа существования и развития государственности. Его важно и нужно воспитывать, но ни в коем случае не навязывать сверху, поскольку это не только не принесет результат, но и может дать обратный эффект.
Разумеется, я не поддерживаю разделения патриотизма на казахстанский и казахский. Если мы пойдем по этому пути, то можем оказаться в плену иллюзий, считая первое более широким понятием, а второе – менее. Для всех граждан, родившихся в Стране Великой степи, независимо от этнической принадлежности, Казахстан – это Родина, и другой у них нет. Радоваться ее успехам и огорчаться неудачам мы должны вместе. Это касается и тех миллионов казахов, которые волею судеб оказались вдали от Отечества, но при этом испытывают сильные чувства этнической общности и сопричастности к своим соплеменникам. Хотя как раз таки для них понятие «казахский патриотизм» вполне применимо (в узком смысле), поскольку они еще являются и патриотами тех стран, в которых проживают.
К примеру, я могу называть себя патриотом не только Казахстана, но и Узбекистана, поскольку родился на узбекской земле – в Ташкенте, который на протяжении почти двух столетий входил в состав Казахского ханства и в последующие годы являлся важным культурным и интеллектуально-духовным центром для многих казахов Туркестанского региона, и не только. Достаточно вспомнить имена выдающихся казахов, живших и учившихся в Ташкенте: Толе би, Мустафа Шокай, Санжар Асфендияров, Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймауытов и другие. Поэтому я в равной степени радуюсь успехам и переживаю за неудачи обеих стран (тем более что у меня есть и узбекские родственники). То есть для меня важное значение имеет не только этническая, но и региональная идентичность. В этом смысле Центральная Азия интересна мне не только в профессиональном плане, но и в экзистенциальном - как регион, где жили мои предки и будут жить мои потомки.
Что касается национал-патриотизма, то я не вижу в нем ничего плохого. Надо понимать, что для настоящего националиста, а не ложного или квасного (французский экономист и философ Тюрго называл его еще лакейским), нет ничего роднее своей страны и народа, его языка, культуры и т.д., но в то же время он не станет возвеличивать их путем принижения других этносов.
В данном смысле я тоже могу назвать себя националистом и нисколько этого не стесняюсь. Считаю, что народы, проживающие в Казахстане (или в любой другой стране), должны уважать язык и культуру того народа, чье имя носит их страна. Поверьте, это нетрудно. Это простое уважение к людям, которые живут рядом с тобой, которых ты видишь каждый день…
Что возьмет верх в будущем? Думаю, через какое-то время и казахстанский, и казахский патриотизм, а вместе с ними и так называемый национал-патриотизм найдут точки соприкосновения и станут восприниматься как нечто общее для всех. Такой взгляд может показаться кому-то «утопическим», но мне, смотрящему в будущее с оптимизмом, хочется верить, что казахстанское общество или, по крайней мере, большинство здравомыслящих граждан, найдет тот путь, который всех устроит. Но тут должны постараться все: и правительство, и политическая элита, и научно-творческая интеллигенция, и общество. Без совместных усилий ничего не получится, мы только застрянем в замкнутом круге…
Ермек Токтаров, ведущий научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК:
«Оба вида патриотизма могут мирно сосуществовать в одном человеке»
- Для патриота высшей ценностью является отчизна – страна его отца и деда. Предполагается, что ради ее благополучия он должен быть готов пожертвовать всем и несмотря ни на что. В такой устаревшей (или узкой) трактовке патриотизма большая роль отводится иррациональной, эмоциональной составляющей.
Современное же понимание патриотизма намного шире. Патриот смотрит в будущее и видит там идеальный образ своей нации, родины, народа. Он готов путешествовать по миру, собирая лучшие достижения науки и культуры, чтобы применить их в своей стране. В то же время он чтит память предков, знает и уважает историю Отечества, поскольку связывает свое будущее и будущее своих потомков с этой землей, с ее культурой и народом.
При этом надо понимать, что мы не только граждане государства – каждый из нас еще и представитель своего этноса, родного города или села. С этой точки зрения казахстанский патриотизм - это патриотизм государственный, который может быть присущ всем гражданам, независимо от этнической принадлежности. Тогда как казахский патриотизм представляет собой патриотизм этнический, который присущ в основном казахам. Причем оба вида патриотизма могут мирно сосуществовать в одном человеке, сообществе, народе.
Но, как и в любых идеологических воззрениях, в патриотизме есть умеренное и радикальное течения. Как раз ко второму зачастую и относится национал-патриотизм, под которым понимается готовность отдельных представителей этноса к радикальным мерам для сохранения культурной идентичности своего народа (которая состоит из языка, традиций, обычаев, верований и т.д.). Это некая когерентность казахстанского и казахского патриотизма, когда одно накладывается на другое.
Думаю, все эти идеологические течения патриотического характера продолжат сосуществовать вместе. Национал-патриотизм будет выступать за сохранение культурного ядра нации, а государственный и этнический патриотизм будут наполняться новыми идентификационными кодами...
К тому же всегда будут консервативная и прогрессивная части общества. В совокупности они решают две важнейшие задачи – сохранение национальной идентичности и модернизацию сознания граждан. Поэтому основной вопрос, скорее, не в том, какое направление станет превалировать, а в том, какой баланс сложится между консерваторами и реформистами. Тут важно занять взвешенную позицию.
В сознании общества сосуществуют идеи, нормы и установки из разных направлений. Такое свойство сознания философ Сабетказы Акатай называл мировоззренческим синкретизмом. Среди нас есть, к примеру, тенгрианцы, мусульмане, христиане, атеисты, но ведь эта гетерогенность не мешает нам всем вместе любить общую Родину. Так почему этому чувству должна мешать национальность? Не только казахи, но и русские, представители других этносов могут искренне любить Казахстан, поскольку они здесь живут, растят своих детей, строят планы на будущее.
Любовь казахов к своей культуре и народу не должна мешать представителям других этносов точно так же любить и хранить свои культуру, языки, традиции и обычаи. Патриотизм – это не то, что разъединяет, а то, что объединяет.
Все наши общие достижения в различных видах искусства (литература, балет, театр, опера и другие), налаженные культурные и экономические связи с соседними государствами и даже привнесенные извне культурные нормы должны быть сохранены и обращены во благо нашего народа. Все это формирует тот образ нации, с которым мы себя ассоциируем. Будущее не в победе какой-то одной точки зрения, а в нахождении общей, признаваемой всеми модели государства и общества.
Галым Агелеуов, правозащитник, руководитель общественного фонда «Liberty»:
«Вместо гражданской нации мы можем получить маргинальный национализм»
- Патриот – человек, любящий свою страну, деятельно участвующий в ее улучшении, критикующий власть за недостатки и предлагающий пути выхода из кризиса. Он принципиальный, грамотный, культурный, чувствующий боль другого согражданина как свою вне зависимости от национальности.
И казахский, и казахстанский патриотизм, по сути, есть единый гражданский патриотизм жителей нашей республики. Это основа и идеальный путь к созданию национальных ценностей и единой гражданской нации, многообразие которой состоит из разных культур, религий, мировоззрений и языков. Тогда как национал-патриотизм понимается в казахском обществе как право на доминирование казахского этноса и языка, что ведет к их навязыванию представителям других этносов.
Считаю, что мы должны стремиться к созданию в Казахстане гражданской нации с определением единых мировоззренческих ценностей, доминированием в официальной и публичной среде казахского и русского языков при поощрении национальных языков всех диаспор, начиная со школ, детсадов и мест их компактного проживания. Но, увы, на протяжении всех тридцати лет независимости власти лишь имитировали процесс создания такой гражданской нации, проводя манипулятивную политику разделения и властвования.
Погромы сел, в которых проживают чеченцы и дунгане, массовая бытовая дискриминация по этническому и языковому принципам показали, что в стране существует проблема, связанная с ростом националистических настроений на фоне экономического ухудшения. В таких условиях вместо гражданской нации мы можем получить маргинальный бытовой национализм, где все будет зависеть от того, какой этнос более многочисленный. А это способно привести к утверждению в жесткой и дискриминирующей форме псевдонациональных ценностей доминирующего этноса.
Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики:
«Казахстанский патриотизм активно проявляется в гражданском секторе»
- Восприятие в обществе казахстанского патриотизма носит в целом позитивный характер, несмотря на единичные случаи, когда эта тема обсуждается в негативном ключе. Для большинства населения такие ценности, как преданность и любовь к Родине, гордость за достижения страны и ее выдающихся граждан, являются основополагающими. В этом контексте важно отметить, что государственной властью патриотизм всегда обозначался как важнейшее идеологическое направление, являющееся одним из базовых в обеспечении стабильности, гражданского мира и согласия в обществе.
Ключевые установки и принципы казахстанского патриотизма заложены в таких важнейших стратегических программных документах, инициированных Нурсултаном Назарбаевым, как «Рухани жаңғыру» и «Стратегия «Казахстан-2050». Особый акцент в этих программах сделан на формировании патриотических чувств через сохранение своей культуры, собственного национального кода. При этом подчеркивается, что «основа патриотизма заключается в том, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям и ценностям».
О важности формирования ценностных ориентиров, в том числе через развитие и укрепление патриотизма в обществе, говорится и в недавнем Послании президента народу Казахстана. Как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, «в нашем обществе необходимо пропагандировать такие качества, как патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность».
Все вышеназванные идеологические установки, направленные на развитие казахстанского патриотизма, находят отклик и широкую поддержку в обществе. Согласно результатам опроса на тему «Главные общественные ценности казахстанцев», проведенного этим летом Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope, «чувство единства и патриотизм» оказалось для казахстанцев одной из десяти наиболее приоритетных ценностей.
Отдельно следует отметить, что в последнее время казахстанский патриотизм активно проявляется в гражданском секторе. В частности, это находит выражение в бурном развитии волонтерского движения. Неслучайно прошлый год был объявлен Годом волонтера, а в его рамках был открыт республиканский фронт-офис «Birgemiz», который в период пандемии осуществлял активную работу по поддержке системы здравоохранения и оказанию помощи социально уязвимым слоям населения. Всего, по официальным данным, в период ЧП по всей стране в волонтерскую деятельность были вовлечены более 36 тыс. активистов, которые оказали помощь свыше 850 тыс. человек.
В целом казахстанская система общественного единства и согласия, в центре которой находятся патриотические ценности, доказала свою эффективность. Достижения Казахстана в этой сфере приобретают особую значимость в условиях международной нестабильности, межэтнических и межрелигиозных конфликтов в разных странах, кризиса мультикультурализма. В частности, опыт Ассамблеи народа Казахстана уже сегодня заимствуется другими странами, и, в первую очередь, постсоветского пространства (Россией, Кыргызстаном, Молдовой).
В целом можно с полной уверенностью сказать, что чувство патриотизма играет важнейшую роль в формировании солидарности и единства казахстанского общества. Оно объединяет наших людей вокруг подлинных ценностей, служит фактором дальнейшего успешного и динамичного развития государства.