80 лет назад в такие же октябрьские дни 1941 года наступил, пожалуй, самый критический для СССР момент Великой Отечественной войны: армии немецкого вермахта вплотную подошли к Москве. В то, что главный город страны, в конце концов, удалось отстоять, свой вклад внесли и воины из Казахстана, в том числе 316-я дивизия под командованием Ивана Панфилова, которая вступила в свой первый бой 14 октября, за день до принятия Государственным комитетом обороны СССР решения об эвакуации столицы.

Эта дивизия, включенная в состав 16-й армии Константина Рокоссовского, будущего маршала, командовавшего Парадом Победы в июне 1945-го, на две трети была сформирована из жителей Алма-Аты и близлежащих населенных пунктов, остальную треть составили призывники и добровольцы из Киргизской ССР. В ее рядах насчитывалось 11 тысяч солдат и офицеров, в том числе 3,5 тысячи казахов, среди которых были командир батальона Бауыржан Момыш-улы, батальонный политрук Малик Габдуллин и другие будущие герои Великой Отечественной.

Менее известна 312-я стрелковая дивизия, которая в те же дни середины октября в составе 43-й армии  вступила в сражения на другом участке обороны Москвы. Она более чем наполовину была укомплектована выходцами из Актюбинской области, поэтому и получила название «актюбинской». Также в ней оказалось много призывников из Уральской (ныне Западно-Казахстанской), Гурьевской (Атырауской) и Кзыл-Ординской областей. В дивизии насчитывалось более чем 3,5 тысячи казахских воинов, которые составляли почти треть ее личного состава. Были также узбеки, татары, туркмены и, разумеется, русские, украинцы… Тогда же, в октябре, в одном из первых боев у села Дятчино оборвалась жизнь Ивана Пацаева, который оставил семью в Актюбинске и сын которого Виктор через  тридцать лет, в 1971-м, полетит в космос и погибнет при возвращении на Землю. Кстати, оборону у Дятчино держал 1081-й полк «актюбинской дивизии»: он на несколько дней остановил наступление трех немецких полков и потерял более 90 процентов своих воинов. А каждый день был на вес золота, поскольку советскому командованию жизненно необходимо было выиграть время для подхода резервов.  

Впрочем, в этих заметках я не собираюсь расписывать подвиги казахстанцев при обороне Москвы и вообще в годы Великой Отечественной – им посвящено столько публикаций, что я, не будучи профессиональным историком и не имея доступа к архивам, вряд ли смогу сообщить что-то новое. А 80-летие тех событий – лишь повод поговорить о том, какие оценки, касающиеся войны, иногда звучат в соседней России,  как они могут влиять на восприятие казахстанцами и гражданами других постсоветских стран нашего общего прошлого, а в конечном итоге на отношения между народами бывшего СССР.

Недавно я решил посмотреть российский документальный сериал 2005 года «Вторая мировая. День за днем». Привлек он меня тем, что получил очень высокую оценку на «Кинопоиске» – 8,6 (из 10 возможных). Каждая из первых 85 серий рассказывает об одном месяце Второй мировой войны, его главных событиях, а в заключительных 11 сериях содержатся поиски ответа на вопрос «кто победил?» и даются характеристики главным историческим персонажам того периода – Сталину, Гитлеру, Черчиллю и другим. Визуальный ряд не особо впечатляет (кинохроника из старых документальных фильмов, часто повторяющаяся и не всегда соответствующая событиям, о которых идет речь), но фактаж очень богатый, к тому же он сопровождается комментариями историков. А неприятие вызывает авторский текст создателя сериала с вроде бы «обязывающей» фамилией Правдюк.

В титрах фильма нет информации, которая бы указывала на участие государства в его съемках, а потому можно предположить, что это частный кинопроект. Но ведь массовый зритель обычно не обращает внимания на такие моменты, и рядовой украинец, казах или грузин, посмотрев сериал, может решить, что раз сериал российский, то значит, он отражает российский взгляд и на Вторую мировую, и на Великую Отечественную…

Так вот, по Правдюку выходит, что фашистской Германии противостоял не Советский Союз, а советская Россия. Что воевал не советский народ, а русский. Что генералитет был советским, а оборонялись в окопах, поднимались в атаку и гибли русские солдаты и младшие офицеры. И что вообще «в определенной степени СССР проиграл войну, а национальная Россия выдержала и одержала великую и трагическую победу». Рассказывая о той же битве под Москвой, автор сериала называет дивизии, прибывшие из Сибири и «привычные к стоявшим тогда суровым морозам», а соединений, сформированных в Казахстане и Средней Азии, как будто и не было. Однажды в серии, посвященной сражениям за Северный Кавказ, он мельком упоминает о национальной дивизии из одной закавказской республики (безымянной), да и то в негативном ключе: дескать, ее солдаты и офицеры не умели и даже не особо хотели воевать – в отличие от русских воинов… 

Безусловно, русский народ уже в силу того, что был самым многочисленным, вынес на себе основную тяжесть войны. Но ведь на фронтах сражались, гибли и миллионы представители других этносов, населявших СССР. Вот статистика, отражающая национальный состав стрелковых дивизий за 1943 год и взятая из книги Александра Артемьева  «Братский боевой союз народов СССР в Великой Отечественной войне». (Москва,  «Мысль», 1975), которая была издана в год 30-летия Победы. Свои расчеты автор сделал на основе данных, взятых из архива Министерства обороны СССР.  

Как видим, к началу 1943-го в общем составе всех стрелковых дивизий (иначе говоря, пехоты – основного рода войск) процент русских составлял 64,60, но к концу того же года он снизился до 58,32, что соответствовало удельному весу этого этноса в общей численности всего населения СССР на момент проведения предвоенной всесоюзной переписи  (58,41). Такое снижение было вызвано, во-первых, потерями в ходе сражений, а во-вторых, освобождением значительной части территорий Украины и Беларуси: в оккупированных немцами районах осталось много мужчин призывного возраста, которые теперь, после ухода фашистов, пополняли ряды Красной армии – доля украинцев и белорусов существенно выросла.

Казахи к началу 1943-го составляли 3,05 процента всего контингента стрелковых дивизий – это при том, что удельный вес нашего этноса был равен 1,83. И если считать количество воинов в расчете на каждую тысячу человек населения, то казахи были безусловными лидерами среди всех народов, опережая в том числе даже русских. Но к концу того же года их доля снизилась чуть ли не двое, что объяснялось, прежде всего, большими безвозвратными потерями.

Все это говорится лишь с одной целью: признавая особую роль русского народа (да и как могло быть иначе, если он был и государствообразующим, и самым многочисленным?), все же не следует принижать и тем более замалчивать вклад представителей других этносов.

Оценки Правдюка, хотя по ходу сериала он постоянно упирает на их объективность и непредвзятость, вызваны его личными идеологическими воззрениями, о которых можно судить по  постоянным сравнениям Красной армии с царской (императорской, как он ее характеризует). Первую Правдюк постоянно называет советско-феодальной, зато вторая для него является чуть ли не образцовой. Да, многие маршалы и генералы Красной армии, как и сталинское руководство СССР в целом, не считались особо с солдатскими жизнями, да, в начальный период Великой Отечественной они изрядно «накосячили». Но чего добилась в 20-м веке императорская? Позорное поражение в русско-японской войне. Неудачи в сражениях с немцами в ходе Первой мировой, особенно в 1915-м (так называемое Великое отступление), с серьезными территориальными и огромными, втрое больше, чем у противника, человеческими потерями. Это в общем-то и привело к отречению царя от престола, а затем и к большевистской революции: небывалый патриотический подъем середины 1914-го и ожидание скорой победы сменились через два с половиной года полным разочарованием.

Но Правдюк уверен в величии и непогрешимости императорской армии. Тех советских военачальников, которые прошли ее школу, он часто ставит в пример бывшим «босякам», а Сталин в его глазах хотя и противоречивая фигура, но в целом положительная. Потому что он, в отличие от «главного врага русского народа» Ленина, был, по словам Правдюка, имперцем и в момент наибольшей опасности начал взывать к чувствам и ценностям именно государствообразующего, имперского этноса, вспомнил о мобилизующей роли православия. Что, как уверяет автор фильма, и стало чуть ли не решающим фактором перелома в войне. А еще Правдюк открыто благодарит Сталина за то, что тот в 1930-х «вырезал всю ленинскую гвардию». При этом стыдливо умалчивая об уничтожении в ходе тех репрессий огромного количества военачальников (по некоторым данным, почти двух третей высшего командного состава Красной армии), что и стало одной из главных причин катастрофических поражений в начале Великой Отечественной.  

Конечно, Правдюк и его единомышленники, которых в современной России немало и которые сегодня в значительной степени определяют ее идеологию, вправе иметь собственные убеждения – хоть имперские, хоть какие иные. Проблема в другом. Транслируя через фильмы, телевизионные передачи, статьи свою мысль о том, что Победа в войне была достигнута усилиями и кровью только русского народа, они создают вокруг этого самого русского народа и России зону отчуждения, провоцируют в других республиках бывшего СССР рост негатива в отношении нашей общей истории и усиление русофобских настроений. Тем самым они отторгают от себя бывшие братские народы...