8164 обращений поступили в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан за первое полугодие текущего года, что на 2479 обращений или на 44 процента больше показателя аналогичного периода 2020 года. Более трети обращений граждан были удовлетворены, более половины - требовали разъяснения.

«Рост количества поступивших обращений является результатом проведения информационно-просветительской работы в 2020 году и в целом повышения правовой грамотности потребителей. Наблюдается их активность и взыскательность в реализации своих прав и законных интересов в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, прав на приобретение безопасного и качественного товара, работы и услуги, что порождает развитие торговой инфраструктуры и инфраструктуры услуг, доступность сфер торговли и обслуживания», - говорится в Докладе правительству РК о результатах проводимой Министерством работы в данном направлении.

Как отмечают авторы Доклада, в разрезе отраслей наибольший рост жалоб приходится на сферу бытовых услуг - их количество возросло в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 1295 обращений больше). В основном они были связаны с некачественным и несвоевременным оказанием услуг. В 3,6 раза возросло количество обращений в сфере электронной торговли (на 417 обращений больше). В сфере розничной торговли товарами рост количества обращений составил 2,4 раза (на 2400 обращений больше). Они по большей части связаны с отказами в возврате денежных средств за реализацию некачественных товаров.

Кроме того, возросло количество жалоб на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) в 1,29 раза (на 102 обращения больше), а именно на их качество, необоснованное повышение тарифов, неправомерные требования поверок и замены приборов учета. Что касается жалоб на оказание услуг связи, то их количество выросло по сравнению с прошлым годом в 3,4 раза (на 108 услуг больше). Они связаны  с неправомерным взиманием абонентской платы, некачественным предоставлением услуг интернета, увеличением стоимости тарифного плана.

При этом в пять раз снизилось количество обращений в сфере авиаперевозок (на 1278 меньше) в связи с карантинным режимом. В основном они касались невозможности возврата денежных средств за не представленные потребителям услуги, нарушение правил перевозки. Количество обращений в сфере финансовых услуг, в частности на недобросовестные действия ломбардов, обменных пунктов, кредитных организаций, увеличилось в два раза (на 81 обращение больше). В результате принятых мер потребителям возвращено более 242 млн. тенге.

В рамках Доклада также были представлены результаты социологического исследования по вопросам защиты прав потребителей за 2020 год. Его проводило Общественное объединение «Движение молодежи за Будущее Казахстана» с целью определить уровень удовлетворенности населения теми или иными видами услуг, а также правовой грамотности потребителей в сфере защиты своих прав.

В опросе приняли участие 17 тысяч человек из всего Казахстана. Респондентам было предложено оценить 20 отраслей торговли/услуг. В результате большинство опрошенных (64 процента) поставили положительную оценку текущей ситуации с соблюдением и защитой прав потребителей в стране, 20,3 процента оценили ситуацию в данной сфере неудовлетворительно. Затруднились ответить на данный вопрос 15,7 процентов респондентов, что может быть связано с ситуацией отсутствия претензий или знаний о сфере по защите своих прав как потребителя.

По словам авторов Доклада, большинство опрошенных не удовлетворительно относятся к качеству медицинских услуг – 45,9 процента. Вариант ответа «удовлетворительно» выбрали 42,8 процента. 11,3 процента респондентов затруднились ответить на данный вопрос. В основном они сталкивались в этой сфере с такими нарушениями, как некачественные лекарства – 36,2 процента, несвоевременная и некачественная работа скорой помощи – 36 процентов. Также наиболее часто встречается такой ответ, как «некорректное отношение медицинского персонала в государственных учреждениях» – 35,6 процента.

Что касается качества обслуживания в сфере образовательных услуг, то большинство опрошенных оценили их удовлетворительно – 49 процентов. Вариант ответа «не удовлетворен» выбрали 41,6 процентов, 9,4 процента затруднились ответить на данный вопрос. Большинство респондентов указали такое нарушение потребительских прав в сфере предоставления образовательных услуг, как изношенность и не эффективность учебно-технического оборудования и средств обучения – 45,6 процента. Также наиболее часто респонденты сталкивались с таким нарушением, как предоставление некачественных образовательных услуг в учреждениях – государственных – 45,5 процента. С некомпетентностью преподавателей в частных учебных заведениях сталкивались 40,6 процента опрошенных.

В Докладе правительству также прозвучали планы о создании законодательной основы для функционирования Единой организации по защите прав потребителей, которая позволит консолидировать общественные объединения по всей стране в одну влиятельную, систематизированную, материально укрепленную неправительственную организацию по защите прав потребителей. По замыслу, она должна обеспечить деятельность омбудсмена по ЗПП, тем самым позволит разгрузить судебные и государственные аппараты по регулированию потребительских споров.

«Совершенствование законодательной основы, включая распространение базовых принципов Закона на сферы коммунальных, финансовых, медицинских, туристских и иных услуг позволит придать положительный эффект для усиления системы защиты прав потребителей, введение института по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю в суде позволит придать дополнительный стимул работе неправительственным организациям», - подчеркнули авторы Доклада.

В целом они предполагают повысить уровень эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей к 2025 году к отметке не менее 80 процентов. По их словам, потребитель, будучи уверенным в защите своих прав и законных интересов, будет больше потреблять, что будет иметь благоприятный эффект на внутренний рынок.