В эти дни жители нашей страны отмечают один из главных и любимых своих праздников – Наурыз. Его история насчитывает несколько тысячелетий, а официальный статус в Казахстане он получил относительно недавно, на рубеже 1980-х – 1990-х годов, незадолго до обретения республикой государственной независимости. До этого ему пришлось пережить длившуюся шесть десятков лет опалу, хотя и тогда он оставался в народной памяти.

Наурыз, праздник, идущий из глубины веков, отмечался и в первые годы после установления советской власти, причём весьма широко. Есть сведения, что так продолжалось до середины 1920-х. Однако затем в СССР развернулась активная, а зачастую даже оголтелая атеистическая пропаганда, в которой были задействованы партийные и комсомольские организации, многочисленные ячейки «Союза воинствующих безбожников». Религиозные праздники, к коим был отнесён и Наурыз (хотя он таковым не был, поскольку восходит корнями к языческим временам), стали нежелательными и даже порицаемыми. Гражданам нового советского государства предписывалось отказаться от них как от пережитков прошлого. Кроме того, такие праздники считались противоречащими идеологии интернационализма, в отличие от новых, революционных – таких, как 7 ноября, 1 мая и другие (в 1920-х одно время существовали даже День Парижской коммуны и День низвержения самодержавия, которые были объявлены выходными).

Прямого запрета отмечать Наурыз не вводилось – во всяком случае, историки не нашли такого документа. Просто сначала его исключили из списка официальных праздников, а затем он и вовсе стал как бы неугодным, вредным. Впрочем, в казахских аулах продолжали в такие дни варить традиционный коже, накрывать дастархан, но особо не афишируя. А вот в более или менее крупных населённых пунктах отмечать совместно Наурыз остерегались. Особенно в 1930-х, когда общественно-политическая атмосфера в стране стала очень тяжёлой.

Во второй половине 1960-х советские идеологи решили, что можно возродить старые праздники, но как бы осовременив их. Например, Масленица после долгого забвения вернулась под названием «Проводы русской зимы». Из неё убрали элементы мистики и добавили немного «советскости», а также дополнили спортивными соревнованиями, выступлениями артистов художественной самодеятельности. Но основные атрибуты всё же сохранились. В Азербайджане 21 марта 1967-го впервые за долгие годы отметили, причём достаточно широко, свой Новруз, хотя официально он был назван «Праздником весны». Под таким же названием его стали проводить в соседнем с нами Узбекистане.

А вот в Казахстане возрождения Наурыза именно как публично-массового праздника пришлось ждать до 1988-го. К тому времени в СССР уже вовсю шли так называемые перестроечные процессы (гласность, демократизация), уходили в прошлое былые идеологические ограничения и стереотипы, в том числе воинствующий атеизм, возрождалось национальное самосознание, резко усилился интерес к истории, культуре, традициям. Есть мнение, что инициатива вернуть казахам их исконный и любимый праздник принадлежала Узбекали Джанибекову, секретарю ЦК Компартии Казахстана по идеологии (до этого он занимал должность министра культуры). По другим сведениям, первыми эту идею выдвинули несколько казахских писателей и поэтов во главе с Мухтаром Шахановым, которые выступили с соответствующим обращением через главную молодёжную газету республики «Лениншіл жас» (орган ЦК комсомола).

Но в любом случае требовалось получить «добро» от Геннадия Колбина, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Рассказывают, что он охотно дал своё согласие – ведь после той трагедии, которая сопровождала его назначение на этот пост в декабре 1986-го и раны которой ещё не зажили, ему было важно «заработать очки» в глазах коренного населения. Заручившись поддержкой руководителя республики, организаторы начали подготовку к проведению праздника. Разумеется, чтобы он получил как можно более широкий резонанс, его нужно было организовать в столице – Алма-Ате, как тогда официально назывался город (вариант «Алматы» войдет в постоянный обиход спустя три года).

Отметить Наурыз следовало, что называется, по высшему разряду, а значит, требовалось провести большую подготовительную работу. К тому же все согласования в различных инстанциях были завершены только к концу марта. Поэтому праздновать решили 22 апреля. А местом гуляний выбрали территорию близ здания Казахского государственного цирка. Здесь установили юрты, внутри них накрыли дастарханы. Были организованы театрализованное представление и концерт с участием фольклорных групп, проведены различные соревнования – по казахша-курес, аркан-тарту (перетягивание каната), стрельбе из лука, демонстрировались различные национальные обряды. Особый интерес вызвал айтыс.

Празднование Наурыза прошло и в целом ряде других населённых пунктов республики. В сельской местности оно сопровождалось конными скачками, народной забавой кыз-куу, для молодёжи были установлены традиционные алтыбаканы. И, разумеется, везде дымились казаны с наурыз-коже.

В следующем году весенний праздник отмечался уже повсеместно, на всей территории Казахстана. В столице он «переехал» на старую площадь (сегодня площадь Астаны), а ещё через три года получил прописку на новой и главной в городе – площади Республики. К тому времени ему уже придали официальный статус: 15 марта 1991-го президент тогда ещё Казахской ССР Нурсултан Назарбаев издал указ «О народном празднике весны 22 марта - Наурыз мейрамы». В нём говорилось: «День весеннего равноденствия 22 марта объявить национальным праздником Наурыз». А в 2001-м году был принят новый Закон РК «О праздниках в Республике Казахстан», согласно которому Наурыз стал одним из государственных праздников, причём единственным, под который отвели сразу три выходных дня – 21, 22 и 23 марта.

К сожалению, в 2020-и в 2021-м годах он широко не отмечался. Причины известны и понятны – пандемия коронавируса и вынужденно введённые в связи с ней карантинные ограничения. Но теперь, когда ситуация улучшилась (будем надеяться, что окончательно), массовый народный праздник снова выплеснется на площади городов и сёл республики. За прошедшие годы он стал поистине интернациональным, охватывающим представителей всех этносов, которые населяют Казахстан. Празднование Наурыза сегодня является важным фактором, объединяющим жителей нашей страны.