В последние годы в Казахстане всерьёз взялись за повышение престижа педагогической профессии. В конце 2019-го был принят Закон «О статусе педагога», который расширил права и возможности работников образовательной сферы в плане профессиональной деятельности, наделил их дополнительными социальными гарантиями, избавил от выполнения несвойственных им функций. Особое внимание государство уделяет материальному стимулированию труда учителей, преподавателей, воспитателей, доказательство чему ежегодный 25-процентный рост их доходов.

Вот цифры, характеризующие динамику изменения соотношения между средним уровнем месячной оплаты труда в системе образования, с одной стороны, и в целом по экономике Казахстана, с другой: январь 2019-го – 106.506 и 165.230 тенге, январь 2020-го – 151.611 и 198.202, январь 2021-го – 192.708 и 228.468. Несложно подсчитать, что за указанный период размер зарплаты среднестатистического педагога относительно средней зарплаты по всем отраслям в процентном отношении вырос с 64,5 сначала до 76,5, а затем до 84,3. Между тем, в учреждениях образования республики трудятся более полумиллиона человек.

С января нынешнего года, согласно поручению главы государства, произошло очередное 25-процентное повышение, которое коснулось воспитателей детских садов, школьных учителей, преподавателей и мастеров организаций технического и профессионального образования, плюс тех, кто трудится в системе дополнительного обучения (кружки, секции и т.д.). А национальным проектом «Образованная нация», который был утвёржден постановлением правительства РК в октябре прошлого года, предусмотрено к 2024 году довести упомянутый показатель до 103-х процентов. Это означает, что уже совсем скоро в сфере образования средняя зарплата будет выше, чем в целом по экономике страны.

Активно внедряются меры материального стимулирования педагогов, работающих над повышением своего профессионального уровня. Установлены доплаты за квалификационные категории – они могут составлять от 30 до 50 процентов к должностному окладу. Причём если сейчас учителя проходят соответствующие курсы один раз в пять лет, то вскоре они будут делать это раз в три года. Такая норма включена в законопроект, который находится на рассмотрении в парламенте и в начале марта прошёл первые слушания в мажилисе.

Кроме того, предусмотрены финансовые стимулы с целью привлечения в школы специалистов, окончивших не только бакалавриат, но и магистратуру. Такие учителя получают надбавку в размере 10 месячных расчётных показателей – сейчас это свыше 30 тысяч тенге. А колледжи имеют возможность привлекать профессионалов, работающих на предприятиях, в качестве мастеров производственного обучения (которых сейчас не хватает) и устанавливать им зарплаты с повышающими коэффициентами как за квалификационный разряд, так и за трудовой стаж, накопленный на производстве.

Что касается высших учебных заведений, то в тех из них, которые находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки РК, в сентябре 2021-го (начало текущего учебного года), минимальный оклад преподавателя был установлен на уровне 200 тысяч тенге, старшего преподавателя – 230 тысяч, профессора – 350 тысяч тенге. А в университетах, имеющих статус национальных, зарплаты на 10-15 процентов выше. Это не считая различных надбавок.

Достойная оплата труда педагогов – очень важный фактор повышения престижа профессии, привлечения в неё талантливой молодёжи. А чем более грамотные юноши и девушки будут поступать на педагогические специальности и приходить потом в школы, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», тем более конкурентоспособной станет отечественная система образования. И определённые подвижки уже происходят: согласно данным профильного министерства, за последние годы вдвое увеличилось количество абитуриентов-отличников, подающих документы на педагогические факультеты, а средний балл поступающих на такие специальности по итогам прошлогоднего ЕНТ превысил 90 баллов. Иначе говоря, престиж профессии действительно растёт.