Решение внести в список вузов для подготовки специалистов в рамках стипендиальной программы «Болашак» несколько российских университетов технического профиля, а также открыть их филиалы в РК вызвало негативную реакцию у части казахстанского общества. А конкретно у той, которая называет себя национал-патриотической и усматривает в таком шаге усиление зависимости нашей страны от северного соседа.
Причём такие голоса в социальных сетях и даже в отдельных СМИ известной направленности начали звучать ещё до российского вторжения на территорию Украины. Тут стоить напомнить, что договорённости об открытии филиалов были достигнуты во время встречи президентов двух стран, состоявшейся в начале нынешнего года, и примерно тогда же, в январе, глава нашего государства призвал частично переориентировать программу «Болашак» на обучение нашей молодёжи в ведущих технических вузах РФ.
После начала военных действий в Украине и усиления в Казахстане антироссийских настроений ряды противников такого решения стали быстро множиться. Да, пока они не составляют значительную часть нашего общества, но весьма активны в информационном поле. В их рассуждениях, как обычно, политико-идеологическая (и этноориентированная – куда же без этого) составляющая явно превалирует над соображениями прагматического свойства. Хотя в данном случае власти нашей страны исходили именно и исключительно из прагматических целей.
Если бы речь шла о направлении «болашаковцев» на гуманитарные факультеты российских вузов или об открытии в Казахстане их филиалов для подготовки будущих специалистов по социальным наукам (история, политология, журналистика и т.д.), то определённые основания для беспокойства могли бы возникнуть. Тут можно провести аналогию, пусть и отдалённую, с тем, какое обучение получили некоторые наши соотечественники в религиозных учебных заведениях стран Ближнего Востока. Но сегодня речь идёт только о вузах технического профиля, о точных науках, которые являются универсальными, всеобщими для всего человечества и неподвластны идеологическому влиянию.
Вот что сказал глава государства во время встречи с представителями крупного бизнеса, состоявшейся 21 января с.г.: «Я в целом хочу переформатировать образование в нашей стране. Слишком много выпускаем юристов, экономистов, менеджеров… Нужно поставить образование на технические рельсы. Программу «Болашак» мы переориентируем – будем направлять наших молодых людей на учебу, в том числе в Россию, в известные технические вузы. Недавно я поставил вопрос о том, чтобы открыть филиалы ведущих университетов именно по техническим специальностям. Казахи, молодые казахи должны быть технарями. Это мое глубокое убеждение».
Теперь взглянем на список российских вузов, уже отобранных для поступления по «Болашаку» на 2022 год: Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты (специальности, связанные с точными и естественными науками). Кроме того, возможно включение в этот список Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (бывший Московский институт стали и сплавов) и Национального исследовательского университета ИТМО в Санкт-Петербурге (бывший Ленинградский институт точной механики и оптики).
Что касается филиалов, то, как ожидается, в Алматы будет создано подразделение упомянутого МИФИ, где начнут готовить будущих ядерщиков, специалистов атомной промышленности, в Атырау – Российского государственного университета нефти и газа (РГУ) имени Губкина, в столице – МГТУ имени Баумана. Также планируется появление в Казахстане филиалов уже названных МИСиС, ИТМО и МФТИ.
«Но почему российские вузы, а не куда более престижные и занимающие более высокие места в международных рейтингах американские, британские и прочие «дальнезарубежные»? – задаются вопросом оппоненты. Наверное, в том числе потому, что государству это обойдётся во много раз дешевле. Стоимость обучения в ведущих западных университетах составляет десятки тысяч долларов ежегодно, плюс дорогостоящее проживание и питание. Помножьте это на количество «болашаковцев» - и получится огромная сумма. А государство сегодня, в отличие от «нулевых» годов, не может позволить себе разбрасываться бюджетными деньгами. К тому же немалая часть казахстанцев уже давно выражает недовольство тем, во сколько обходится обучение каждого участника этой стипендиальной программы.
Тогда как российские вузы с точки зрения соотношения «цена – качество» выглядят предпочтительнее. Да, названные выше учебные заведения не входят в число лидеров мировых рейтингов, но занимают там неплохие позиции. Во всяком случае, куда более высокие, чем «флагманы» технического образования Казахстана, Украины и других стран СНГ. В советский период российская высшая школа славилась подготовкой именно «технарей» и с этой точки зрения была более чем конкурентоспособной на международном уровне (вспомните хотя бы достижения СССР в космосе, «оборонке», авиастроении, атомной сфере и т.д.). К сожалению, не все традиции удалось сохранить, но и далеко не все утеряны.
Теперь что касается стоимости обучения. В большинстве вузов РФ она для граждан постсоветских стран такая же, как и для россиян. Приведу некоторые цифры. В текущем учебном году в МГТУ имени Баумана размер платы в переводе на казахстанскую валюту с учётом сегодняшнего курса составляет: бакалавриат – от полутора до двух миллионов (в зависимости от выбранной специальности), магистратура – от 1,6 до 2,1 миллиона тенге, или от четырёх до пяти тысяч долларов. Примерно такие же расценки в МИСиС и ИТМО. Совсем ненамного они выше в МИФИ и МФТИ.
В нашей стране самым престижным техническим университетом считается Казахстанско-Британский (КБТУ). Там система обучения другая: для получения диплома бакалавра необходимо освоить не менее 240 академических кредитов. В среднем это 60 ежегодно. Если умножить на стоимость каждого кредита, то получится, что в текущем учебном году будущие инженеры нефтегазового хозяйства (самая популярная специальность в этом вузе) платили почти по два миллиона тенге, «айтишники» – по 2,1 миллиона, химики-технологи – по 1,8 миллиона. То есть, даже чуть больше, чем студенты МГТУ, МИСиС, а также РГУ имени Губкина, ведущего российского вуза в нефтегазовой сфере.
Иначе говоря, стоимость обучения в лучших российских университетах технического профиля относительно невысокая – она в пять-десять раз ниже, чем в престижных высших учебных заведениях западных стран. Очень много сэкономит государство и на проживании, питании «болашаковцев». А если задача экономии не стоит, то появится возможность направить на учёбу, условно говоря, не тысячу юношей и девушек, а пять-шесть тысяч. Рациональный подход? Безусловно. Ну и, что тоже крайне важно, не будет никакого языкового барьера: русским владеет подавляющее большинство казахстанцев, и осваивать на нём технические знания нашей молодёжи будет гораздо проще, чем на других иностранных, включая тот же английский, уровень владения которым оставляет желать много лучшего.
Впрочем, возможно, именно это обстоятельство особенно пугает так называемых национал-патриотов – то, что частичная переориентация программы «Болашак» на обучение в российских вузах и открытие их филиалов в Казахстане приведут к усилению потребности наших детей в знании русского языка, а также к росту количества желающих получить на нём школьное образование. Возможно такое? Вполне. Но стоит ли этого бояться?
Во-первых, и без того на протяжении уже нескольких последних лет просматривается тенденция к увеличению доли детей, обучающихся в русских классах: если в 2014-м она составляла 30,6 процента, то в прошлом году – 31,5, хотя до этого наблюдалось неуклонное её снижение. Причём этот рост обеспечили, главным образом, учащиеся казахской национальности: за указанный период количество юных представителей титульного этноса, получающих школьное образование на русском языке, увеличилось с 240 тысяч до 394-х тысяч, а их доля в общем контингенте школьников-казахов возросла с 12,5 до 15,3 процента.
Во-вторых, посмотрите на соседний Узбекистан. Там уже открыты филиалы 15 российских вузов. Причём не только технических – тех же МИФИ, МИСиС, РГУ имени Губкина, Российского химико-технологического университета имени Менделеева и других, но и гуманитарных, таких, как МГИМО, ВГИК (кинематография), Российский государственный педагогический университет имени Герцена, Российский экономический университет имени Плеханова… А недавно появилось сообщение о планах создать филиалы ещё семи вузов РФ, в том числе медицинского.
Наши южные соседи, видимо, пришли к пониманию того, что применительно к русскому языку и к русскоязычному образованию не стоит смешивать политико-идеологический аспект («русский мир» и прочие подобные вещи) с чисто практическим. Если какой-то язык и получаемые на нём знания можно использовать в качестве инструмента для усиления интеллектуального потенциала нации, освоения новых производств, ускорения экономического роста и, как следствие, повышения уровня жизни населения, то зачем от него отказываться? При этом, разумеется, нужно развивать свой язык, делать его востребованным и конкурентоспособным…