Сегодня, 22 июня, – очередная, уже 81-я, годовщина начала Великой Отечественной войны. Чем больше она отдаляется от нас хронологически, тем яростнее споры вокруг неё, тем активнее политизируется эта тема в постсоветских странах, становясь разменной монетой в идеологическом противостоянии. И Казахстан здесь отнюдь не является исключением: вспомните хотя бы, какие страсти разгораются при приближении каждого очередного Дня Победы, причём из года в год оппонирующие стороны становятся всё более непримиримыми.

Жертвенный вклад

В советской историографии Великой Отечественной утаивались многие события и факты, не укладывавшиеся в прокрустово ложе господствовавшей тогда идеологии. И даже сейчас, спустя многие десятилетия, далеко не все архивы, имеющие непосредственное отношение к той войне, доступны исследователям – например, в России режим секретности применительно к немалой части документов продлён до 2040 года. А раз что-то недоговаривают или тем более скрывают, то неизбежно появляется недоверие к официальной исторической трактовке, пышным цветом расцветает мифотворчество, в том числе ставящее своей целью показать ту войну под совершенно иным ракурсом.

Кроме того, в современной России появилось много авторов и даже политиков, которые, говоря о Великой Отечественной, делают чрезмерный акцент на заслугах именно русского народа. Да, его роль как самого многочисленного (по данным предвоенной всесоюзной переписи, он составлял почти 60 процентов всего населения Союза) и, как бы сказали сейчас, государствообразующего трудно переоценить. Но ведь рядом с ним сражались, погибали, а в тылу, голодая и недосыпая, делали танки и снаряды, растили хлеб, делились последним с беженцами представители всех других народов СССР. Возвеличивая один этнос и забывая упомянуть другие, эти авторы и политики даже не отдают себе отчёта в том, что льют воду на мельницу тех, кто пытается сформировать в соседних с Россией постсоветских странах мнение, будто это была «чужая война» и «не наша Победа». Всё больше таких «нигилистов» становится и у нас в Казахстане.

Но как и война, и Победа могут быть не нашими, если из Казахской ССР на фронт были призваны более чем 1,2 миллиона солдат и офицером, среди которых около 30 процентов составляли казахи? Едва ли не каждый второй из них погиб или пропал без вести. Точных данных о национальном составе всей Красной армии официальная статистика не называет, поэтому приходится опираться на другие источники. Например, в книге Александра Артемьева «Братский боевой союз народов СССР в Великой Отечественной войне», выпущенной издательством «Мысль» в 1975-м, приведены цифры, касающиеся стрелковых дивизий (основных общевойсковых соединений, в которых, главным образом, и была сосредоточена пехота) и выведенные автором на основе архивных документов Министерства обороны СССР. Правда, только за 1943-й.

Так вот, по его оценкам, к началу того года казахи составляли 3,05 процента от общей численности воинов таких дивизий. Больше было только русских и украинцев. А если брать в расчёте на каждую тысячу человек довоенного населения, то выяснится, что по этому показателю казахи опережали все другие народы СССР, в том числе и русский. Но к началу апреля их доля сократилась до 2,22. Косвенно это может свидетельствовать о том, сколь значительные потери они понесли в первые три месяца 1943-го, на которые пришлись завершающая фаза кровопролитной Сталинградской битвы, проходившей всего в 250 километрах от западной границы Казахстана, тяжелейшие бои подо Ржевом, неудачная Харьковская наступательная операция…

К июлю 1943-го доля казахов среди бойцов стрелковых дивизий, по данным Артемьева, выросла до 2,77 процента (за счёт вновь мобилизованных), но к концу того же года резко упала – до 1,57. Даже не зная абсолютных цифр, можно представить, сколь много их погибло и получило тяжёлые ранения в те месяцы, крайне важные для достижения окончательного перелома в ходе войны. В этот период состоялись победная Курская битва, одна из крупнейших в ходе Великой Отечественной, освобождение северного Кавказа, левобережной Украины, включая Киев, части территории Белоруссии… Под впечатлением успехов Красной армии лидеры США и Великобритании на Тегеранской конференции, прошедшей в конце того же года, наконец-то дали обязательство открыть второй фронт. Словом, казахские солдаты, проявив жертвенный героизм, внесли более чем достойный вклад в это существенное изменение расклада сил на театре военных действий.

На равных со всеми

Сегодня нет-нет да можно услышать, особенно из уст так называемых национал-патриотов, что к казахам и представителям других азиатских народов на войне относились лишь как к «пушечному мясу», что им не доверяли командные посты, обделяли их воинскими званиями, реже, чем другим, давали награды. Тем самым такие деятели ходят подчеркнуть, что в этом проявлялось отношение «колонизаторов» к «подчинённым им этносам».

Но, скажем, определение «пушечное мясо» в куда большей степени подходит к плохо обученным ополченцам, которых в первые месяцы войны бросали с допотопными винтовками в руках против наступавших танковых дивизий вермахта. Особенно много их погибло во время обороны подступов к Москве. Да, среди этих ополченцев были и жившие в столице СССР казахи (например, так прервалась жизнь внука Алихана Бокейханова и сына бывшего наркома просвещения Казахской АССР Смагула Садвакасова – 17-летнего Искандера, приписавшего год к своему возрасту и ушедшего добровольцем), однако подавляющее большинство составляли русские.

По официальным данным, за всё время Великой Отечественной войны в общей сложности пали на полях сражений, скончались от ранений в госпиталях и умерли в немецком плену 8 миллионов 668 тысяч советских солдат и офицеров. Согласно подсчётам историка Михаила Филимошина, наибольшие потери понесли следующие народы СССР:

А теперь сопоставьте доли представителей этих относов среди погибших и их же удельный вес в общей численности населения СССР, согласно данным переписи 1939 года: русские – 66,4 и 58,4 процента, украинцы – 15,9 и 16,5, белорусы – 2,9 и 3,1, татары – 2,2 и 2,5, евреи – 1,6 и 1,8, казахи – 1,45 и 1,8. Полагаю, вывод очевиден: на войне не было ни привилегированных этносов, ни таких, которым якобы отвели участь «пушечного мяса». Кстати, эти же народы и в таком же порядке занимают первые шесть мест по количеству Героев Советского Союза. Стоит напомнить, что высшего в СССР знака воинской доблести были удостоены около ста казахских солдат и офицеров.

Теперь о том, что «метрополия» якобы не доверяла представителям «колонизированных» народов командные посты. Приведу лишь одно, но весьма показательное сравнение.

В 2006-м французский режиссёр алжирского происхождения Рашид Бушареб снял киноленту «Туземцы» (на постсоветском пространстве получила название «Патриоты»), которая впоследствии была номинирована на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля и на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». Да, это художественное произведение, но сами французы не увидели в нём искажения исторической правды. Главные герои – алжирцы-арабы, то есть жители колонии, воюющие против гитлеровской Германии в рядах «Сражающейся Франции» (движение, которое возглавлял Шарль де Голль). Один из них, капрал Абделькадер, храбрый воин, лидер по натуре, хорошо владеющий французским языком и не расстающийся с книгой по военному делу, стремится стать хотя бы сержантом. Но ему дают понять, что эту должность может занять только француз, пусть и менее достойный.

Кроме того, арабам, в отличие от солдат из метрополии, не позволяют между сражениями съездить на побывку, с ними плохо обращаются, их бросают на самые тяжёлые участки, при этом хуже кормят. В фильме есть такой эпизод. Однажды в расположение части привозят помидоры, и во время обеда офицер объявляет, что их могут взять только солдаты-французы, после чего Абделькадер высказывает своё возмущение, и начинается потасовка. Кстати, через четыре года Бушареб снял продолжение, в котором те же солдаты из Алжира борются уже за независимость своей страны.

Вы можете представить подобную дискриминацию по этническому признаку в Красной армии? Да, в годы войны её командование часто не считалось с жизнями солдат, но, как говорилось выше, это в одинаковой степени касалось представителей всех этносов без исключения. Их никогда не делили и при распределении солдатского пайка. Казахские джигиты при наличии у них способностей росли по службе (проявления шовинизма, наверное, случались, но на личностно-бытовом уровне, что нельзя путать с государственной политикой). Они командовали не только взводами и ротами, но и батальонами, полками, дивизиями. Сколько было всего офицеров-казахов? Как утверждает в сборнике «Екінші дүниежүзілік соғыстағы қазақ офицерлері» его автор Жумабай Доспанов, занимавшийся изучением этой темы, около семи тысяч.

Среди них наиболее известны Сабыр Рахимов и Бауыржан Момыш-улы. Первый, которого считают своим и казахи, и узбеки, начинал войну в звании майора и в должности заместителя командира полка, а уже через год с небольшим, став подполковником, исполнял обязанности командующего дивизией. В марте 1943-го ему присвоили звание генерал-майора и вручили полководческий орден Суворова 2-й степени. Успел пройти краткосрочные курсы Высшей военной академии. Потом возглавлял дивизию и погиб в марте 1945-м. Через двадцать лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Бауыржан Момыш-улы начинал войну старшим лейтенантом и командиром батальона, а закончил полковником и исполняющим обязанности командира дивизии. Наверное, как полагают многие, он заслуживал генеральского звания, но что-то помешало.

Можно ли после всего этого считать Великую Отечественную войну «не нашей»?