Есть ли в Казахстане гражданское общество? Этот вопрос долгое время был традиционным в общественно-политических дискуссиях. Положительно на него ответили последние события, в том числе пандемия коронавируса, январская трагедия, референдум, когда неправительственный сектор заметно активизировал правозащитную и волонтерскую деятельность, а также усилил свое влияние на процесс принятия управленческих решений.

На этой волне возникает уже другой вопрос: сумеет ли гражданское общество стать достаточно сильным, чтобы заставить государственную машину служить общественным интересам, а главное - когда и при каких условиях это может произойти? На этот счет в экспертном сообществе звучат разные мнения, но мы предлагаем остановиться на предложениях Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», подготовленных в качестве альтернативной версии Концепции развития гражданского общества.

Описывая текущее состояние институтов гражданского общества, аналитики Центра отмечают, что с каждым годом в стране уделяется все больше внимание их развитию. При этом очевидно, что процесс этот не имеет линейно зависимый характер, на него оказывает влияние значительный объем факторов, социально-экономических и общественных предпосылок, а также степень гражданской активности населения.

По их мнению, с течением времени была определена основная миссия гражданского сектора – защита интересов граждан и представление этих интересов на уровне власти и общества. Значимый вклад в создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества, а также системы партнерских отношений между некоммерческими организациями, бизнес-сектором и государством внесла Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. Она определяла основные направления развития этих институтов, возможности реализации гражданских инициатив и была взята за основу для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования гражданского общества.

«В настоящее время государство стремится все более активно содействовать развитию институтов гражданского общества: так, признается важность институализированного контроля над органами местной власти со стороны организаций гражданского сектора, осознана необходимость делегирования государственных функций в общественный сектор, а также целесообразность более тесного сотрудничества между государственным и гражданским секторами. В этих целях создана и совершенствуется законодательная база. В частности были разработаны и приняты законопроекты, закрепляющие механизмы сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества; заложена правовая база для развития государственно-частного партнерства и благотворительности; внесены изменения в бухгалтерскую и финансовую отчетность для организаций некоммерческого сектора; совершенствуются инструменты для развития системы государственной финансовой поддержки - государственный социальный заказ, гранты, премии. Эволюционирует система поддержки гражданских инициатив на базе государственных органов, частных, квазигосударственных и международных организаций», - резюмировали эксперты.

Что касается количественного роста гражданского сектора, то, по их словам, он начался примерно с 2000-х годов, а к сегодняшнему дню в стране уже официально зарегистрированы и действуют около 20 тысяч некоммерческих организаций разного профиля деятельности, более 3,6 тысячи религиозных объединений, представляющих 18 конфессий, более 6,5 тысячи СМИ различной формы собственности. За это время значительно увеличился коридор возможностей для установления диалога институтов гражданского общества с государственными органами и субъектами бизнеса, а также для участия в процессе решения актуальных социальных проблем. Как итог: госорганы открыто выражают свои намерения по поводу усиления роли гражданского сектора путем передачи некоторых государственных функций для всестороннего его развития и равноправного сотрудничества.

«Современные условия требуют от гражданского сектора в интересах развития устойчивого общества стать полновесным партнером как государства, так и бизнеса в решении актуальных социальных проблем, с которыми сталкиваются местные сообщества и государство в целом. Также требуется расширение сфер, каналов и практик участия граждан в выражении своего мнения относительно решений, оказывающих влияние на их жизнь. Все это говорит о том, что перед институтами гражданского общества в перспективе встают вопросы повышения устойчивости сектора, его профессионализации, повышения качества оказываемых услуг, личной и социальной ответственности. Все большее значение приобретают такие принципы деятельности как сотрудничество, солидарность, прозрачность и подотчетность», - считают аналитики.

В тоже время они констатируют ряд проблем, которые могут стать преградой для развития потенциала гражданского общества и для создания системы гармоничных отношений сотрудничества с государством. Так, порядок регистрации объединений граждан и юридических лиц сложен и продолжает нести разрешительный характер. Проблемой остается недоверительное отношение к социальным и общественным объединениям и гражданской активности со стороны местных органов власти. Имеет место недоверие на фоне низкого уровня осведомленности и поддержки гражданских инициатив со стороны местного сообщества и целевых групп, которые, по сути, остаются бенефициарами услуг организаций гражданского сектора, а не вовлеченными участниками социальных изменений.

При этом как международные эксперты, так и сами представители гражданского сектора отмечают, что наблюдается слабая кооперация между общественными институтами. Организации гражданского сектора неравномерно распределены по регионам страны и имеют неравный доступ к информационным и финансовым ресурсам. Несмотря на предпринимаемые со стороны государства меры, поддержку специализированных отечественных и международных фондов перед институтами гражданского сектора продолжает стоять проблема достижения финансовой устойчивости. Актуальными также являются вопросы владения инструментами фандрайзинга и монетизации деятельности некоммерческих организаций гражданского общества.

Кроме того, проблемным остается вопрос учета некоммерческих организаций: ставится под сомнение сама его необходимость, критикуется работа по проведению учета. Так, имеющиеся официальные данные из Базы данных неправительственных организаций, как и данные Комитета по статистике МНЭ РК не дают возможности получить полное представление о деятельности гражданских объединений в стране или о количестве реально действующих организаций.

Вместе с тем для аккумулирования и представления интересов некоммерческого сектора гражданского общества были созданы уникальные институты, такие как ресурсные центры НПО, Гражданский Альянс Казахстана и единые операторы в сфере выделения государственных средств. Первоначальной целью их создания была помощь государству в распределении средств для гражданского сектора и выход на новый уровень прозрачности. Тем не менее, этим институтам по-прежнему недостает этой самой прозрачности и подотчетности обществу, уверены эксперты.

Учитывая уже созданные условия для совершенствования работы институтов гражданского общества, проводимые мероприятия, а также вызовы и проблемы, вставшие перед ними на современном этапе, по мнению специалистов ЦСПИ «Стратегия», есть необходимость определить основные задачи и направления их развития для укрепления позиций и роли гражданских инициатив в обществе, а также для развития гармоничного и эффективного сотрудничества с органами государственной власти и субъектами бизнеса.

1. Повышать осознание гражданами своих прав и обязанностей и путей их реализации и исполнения.

2. Более широко вовлекать граждан и их объединения в общественную жизнь, способствовать развитию системы поддержки гражданских инициатив, в том числе неформализованных.

3. Пропагандировать и развивать чувство ответственности граждан в отношении своей семьи, других граждан, местного сообщества, государства, а также поддерживать идею волонтерства как одну из важнейших черт гражданственности.

4. Способствовать повышению доли участия институтов гражданского общества в процессе принятия решений, связанных с жизнедеятельностью государства.

5. Повышать уровень профессиональной, организационной и финансовой устойчивости институтов гражданского общества.

6. Выстраивать деятельность институтов гражданского общества исходя из нужд и потребностей граждан, местных сообществ и государства в целом.

7. Способствовать совершенствованию законодательных условий для развития и функционирования институтов гражданского общества и равноправного сотрудничества с органами государственной власти и субъектами бизнеса.

8. Распространять лучшие практики сотрудничества и знания, способствующие коллаборации между институтами гражданского общества с органами государственной власти и субъектами бизнеса.

9. Способствовать развитию устойчивых коммуникативных связей с органами государственной власти, субъектами бизнеса и грантодателями.

10. Способствовать повышению информированности общественности о роли и важности гражданского общества в развитии общества и государства.

Для реализации этих задач, по мнению экспертов, необходимо, во-первых, увеличить представительства интересов граждан, их вовлечение в общественную жизнь. Прежде всего, через социально значимые проекты, стимулирование гражданской активности на местах; формирование устойчивых целевых групп у организаций гражданского общества, чьи интересы они представляют и будут представлять перед органами государственной власти и субъектами бизнеса; установление открытых и доверительных отношений с местными сообществами, способствование в роли зонтичных организаций развитию и поддержки гражданских инициатив на местах, в том числе неформализованных; реализацию необходимых шагов по институциональному укоренению и укреплению общественных советов как инструментов осуществления контроля над решениями органов государственной власти, а также эффективным и продуктивным использованием ресурсов, в том числе целевым расходованием бюджетных средств; дальнейшее институциональное укоренение органов местного самоуправления.

Во-вторых, необходимо расширить сферы приложения усилий институтов гражданского общества исходя из нужд и потребностей граждан и местных сообществ. Для этого в приоритете в целом должна оставаться социальная направленность с акцентом на предоставление социальных услуг в сельской местности и на обеспечение условий социализации граждан с ограниченными возможностями. Кроме того, важно развивать социальное предпринимательство и стимулировать граждан к активной предпринимательской деятельности, направленной на решение актуальных вопросов общества. А еще необходимо признать возможности институтов гражданского общества в оказании поддержки при выявлении и поиске путей решения экологических проблем на местном и республиканском уровнях. Плюс формировать у местного сообщества чувства ответственности перед регионом, страной, а также создавать новые площадки для выражения общественных интересов с равными условиями для всех институтов гражданского общества.

В-третьих, необходимо повышать устойчивость институтов гражданского общества путем усиления институтов (развитие человеческого потенциала, финансового потенциала, организационного потенциала и профессионализма, расширение поддержки населения). Через систематизацию статистических данных для устойчивости гражданского сектора и обеспечения прозрачности деятельности негосударственных институтов. Посредством внедрения образовательных программ и учебных планов по некоммерческому управлению для формирования среды систематических дискуссий по развитию академических подходов и инструментов исследования процессов, протекающих в гражданском обществе. С помощью реализации шагов по повышению престижа добровольческой деятельности, расширению участия волонтеров в работе гражданского сектора, повышению доступности и удобства участия волонтеров в гражданских инициативах.

И, в-четвертых, важно наладить взаимодействие с государственными органами и субъектами бизнеса. Для этого необходимо совершенствовать законодательную основу взаимодействия государственного и негосударственного секторов общества. Завершить совместную работу представителей государственного и некоммерческого секторов по разработке стандартов оказания государственных услуг и процедур передачи государственных функций в некоммерческий сектор. Развивать условия по привлечению субъектов бизнеса к участию в социально значимых проектах, мероприятиях и формированию культуры спонсорства и филантропии. Совершенствовать и развивать системы финансовой поддержки некоммерческих организаций со стороны государства на центральном и местном уровнях. Ввести особые условия финансирования (субсидирование) проектов, имеющих своими целевыми группами социально уязвимые слои сограждан.